Статья:

Основные проблемы и задачи в практике работы специалистов Центра помощи детям по оказанию помощи замещающим семьям

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Алексеева Е.Н. Основные проблемы и задачи в практике работы специалистов Центра помощи детям по оказанию помощи замещающим семьям // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 3(139). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/139/85820 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные проблемы и задачи в практике работы специалистов Центра помощи детям по оказанию помощи замещающим семьям

Алексеева Елена Николаевна
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Согласно Порядку проведения организациями, подведомственными минобразованию Ростовской области, сопровождения замещающих семей основными задачами деятельности по сопровождению замещающих семей являются:

  • содействие развитию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • предотвращение возврата детей из замещающих семей под надзор в организации для детей-сирот;
  • повышение психолого-педагогической компетентности опекунов [1].

Анализируя локальные нормативно-правовые акты, цель, задачи, направления   Отделения сопровождения замещающих семей, можно выделить следующие проблемы в практике работы специалистов Центра помощи детям г. Батайска:

  • сложность адаптационного периода (установление контакта с ребенком, поведение взрослых членов семьи и детей, которые уже находятся в семье);
  • асоциальное поведение детей (девиантное поведение, аддиктивное поведение);
  • отсутствие института замещающих семей (сложность подготовки профессиональных родителей; низкий уровень психологической готовности потенциальных замещающих родителей);
  • взаимодействие с кровными родственниками;
  • вторичное сиротство.

Исходя из вышеописанных проблем, дадим возможные рекомендации по работе с замещающими семьями.

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей направлено на обеспечение эффективного взаимодействия детей и замещающих родителей. Поэтому его целесообразно вести по двум направлениям: «взрослый» и «ребенок».

Чтобы нивелировать сложности адаптационного периода необходимо подбирать ребенку замещающую семью (как родителей, так и уже живущих в семье детей), с которой он будет психологически совместим: совместимость темпераментов, характеров, привычек и т.д. Для этого следует использовать такие методы работы как психологическое тестирование, беседа, игры (для детей).

При работе с ребенком психолог должен уделить особое внимание вопросу решения конфликтов, при работе с родителями необходимо провести всеобуч, в ходе которого будут рассмотрены вопросы как психологического (профилактика жестокого обращения, буллинг, воспитание ребенка), так и юридического характера (юридическая ответственность за жестокое обращение с ребенком). Проведение всеобучей в форме тренингов в большей степени повысит уровень психологической готовности замещающих родителей.

Нередко в семью попадает ребенок с асоциальным поведением, в этом случае при сопровождении замещающей семьи специалисты должны организовать межведомственное взаимодействие, например, со школой, ПДН, КДНиЗП если ребенок прогуливает уроки. С ребенком будут проведены консультации школьным психологом (необходимо выяснить причину асоциального поведения: она может быть связана с замещающей семьей, отношениями в классе, депрессией ребенка), беседы с сотрудниками ПДН, КДНиЗП, социальный педагог школы составит индивидуальный план сопровождения ребенка и организует занятость в кружках и секциях. Данные мероприятия будут способствовать изменению вектора ценностей и поведения ребенка. Также важное значение для предупреждения плохого поведения имеет профилактическое обучение, которое используется перед новыми ситуациями, ранее вызывавшими затруднения. Проводить такое обучение лучше всего перед ситуацией, репетируя различные последствия, вытекающие из невыполненного правила.

Не стоит забыть и о взаимодействии с кровными родственниками ребенка, которые пока не лишены родительских прав имеют право навещать последнего. В данном случае следует заранее предупредить замещающую семью о желании родных родителей встречаться с ребенком, во время данных встреч специалисту следует находиться рядом с ребенком, чтобы иметь возможность контролировать правомерность действий обеих сторон. Замещающую семью психолог должен предупредить о том, что высказываться о кровных родителях плохо нельзя, это может нанести травму ребенку.

Причиной вторичного сиротства может стать неготовность родителей, в данном случае специалисты должны предупредить о том, что проблем и стрессов не избежать. Следующей причиной вторичного сиротства является дисфункциональная структура семьи (в семье с нарушенными супружескими отношениями супругами движет надежда на то, что ребенок «поможет» разрешить кризис отношений). Психологу необходимо уделять внимание отношениям между супругами, в случае необходимости проводить консультации по данной проблеме. Следующей причиной вторичного сиротства может стать ситуативная потребность в ребенке, например, получение вознаграждения за воспитание ребенка для решения конкретного материального вопроса. Данную причину следует выявлять еще до передачи ребенка в замещающую семью посредством психологического тестирования и бесед.

При сопровождении замещающей семьи и ребенка необходимо отслеживать динамику развития и изменений (параметры: наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы, динамику показателей проблемы, степень преодоления причин социальных проблем) [2,3].

 

Список литературы:
1. Порядок проведения организациями, подведомственными минобразованию Ростовской области, сопровождения замещающих семей / ГКУСО РО Батайский центр помощи детям// URL: http://detdom-bataysk.ru/wpcontent/uploads/2020/01/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9.pdf(дата обращения: 17.06.2020 г.)
2. Методические материалы для специалистов служб сопровождения замещающих семей: Методическое пособие / авт.-сост. А.С. Мелях, Н.Л. Хейфец. – Екатеринбург : Издательство АМБ, 2017. – 52 с.
3. Сопровождение замещающих семей: рекомендации для специалистов / А. Н. Попыловских, И. В. Маевская, И. В. Татаурова, О. А. Старицина. – Екатеринбург VIPУрал, 2012. – 84 с.