Статья:

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников как фактор успешной адаптации к обучению в школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(5)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Недоступова А.Т., Мигачева М.В. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников как фактор успешной адаптации к обучению в школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/5/20734 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников как фактор успешной адаптации к обучению в школе

Недоступова Анна Тельмановна
студент Филиала Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Буденновск
Мигачева Марина Васильевна
канд. социол. наук, старший преподаватель Филиала Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Буденновск

 

В статье изложены результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие коммуникативных навыков дошкольников с целью повышения успешности процесса адаптации к школьному обучению.

Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых ‏ начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является развитая способность к коммуникации. Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач. ‏

Умение вступать в контакты ‏ с другими людьми, ‏ устанавливать с ними ‏взаимоотношения во вомногом определяют будущий социальный статус ребенка в современном обществе. Коммуникативные навыки являются одними из ключевых для выпускника дошкольной образовательной организации, ‏ что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном информационном обществе и жизни отдельного человека. Коммуникативные навыки представляют собой основу для других видов деятельности, сопровождают их и одновременно служат условием успешной социализации и адаптации к школьному обучению.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ‏ определено содержание образовательной области «Коммуникация», направленной на достижение цели – овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими [2]. Ребенок, завершая обучение в дошкольной организации, должен устойчиво демонстрировать возможности свободного общения со взрослыми и детьми. ‏

Таким образом, актуализируется вопрос повышения эффективности формирования коммуникативных навыков в процессе дошкольного обучения.

Опытно-экспериментальная база исследования коммуникативных навыков у дошкольников как фактора успешной адаптации к обучению в школе – лаборатория «Антропологические основы личностного развития ребенка» по направлению психолого-педагогические основы личностного развития ребенка (Филиал СГПИ в г. Буденновске).

Для проведения диагностического анализа были использованы предложенные методики М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, описанные в пособии «Речевое развитие дошкольников»: индивидуальные беседы с детьми на тему «Моя любимая игрушка»; индивидуальные беседы с детьми на тему «Речевые ситуации»; индивидуальные беседы с детьми на тему «Рассматривание картинки» [1].

Этапы экспериментальной деятельности по формированию полноценных коммуникативных навыков старших дошкольников строились на основе следующих подходов: учета ведущей деятельности возрастной группы, участвующей в эксперименте – игровой, ведущей формы общения – ситуативно-деловой, познавательной, для развития языковых навыков. Кроме того, в индивидуальной работе сделан акцент на развитие социально-коммуникативных умений, с учётом личностных особенностей каждого воспитанника.

Формирование у детей потребностей в общении и обеспечение мотивации старших дошкольников в ходе экспериментальной работы было достигнуто средствами специально организованной педагогической среды, что определило возможность коммуникативного развитиявоспитанников.

Для обеспечения развития учебно-познавательной мотивации в процессе формирования реальных и игровых отношений детей педагог демонстрировал авансирование успеха детей, позитивное стимулирование их деятельности, акцент на достижениях каждого ребенка и развернутую оценку результатов деятельности.

В результате использования игр, формирующих коммуникативные умения, вариативного курса «Успешное взаимодействие ребенка со взрослыми и детьми», игровых этюдов повысился интерес детей друг к другу, появлялись эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникало эмоционально-практическое общение.

По итогам проведенного комплекса мероприятий, направленных на формирование у детей высокого уровня субъектных взаимоотношений, уровень коммуникативных навыков каждого участника экспериментальной группы повысился, по сравнению с результатами диагностики констатирующего этапа.

Сравнительные данные диагностики уровня развития коммуникативных навыков в контрольной и экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента показывают, что в экспериментальной группе детей с низким уровнем нет; со средним уровнем – 54,5% и с высоким уровнем – 45,5%. В свою очередь, в контрольной группе детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений – 9,1%; со средним уровнем – 72,7%; с высоким – 18,2%.

 

Рисунок 1. Сравнительные данные сформированности коммуникативных навыков у детей в контрольной и экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента, %

 

Сравнительные данные сформированности коммуникативных навыков у детей в контрольной и экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента показывают положительные качественные изменения коммуникативных умений детей, причем в экспериментальной группе отмечаются более значимые изменения, чем в контрольной.

Таким образом, сравнительный анализ результатов обследования коммуникативных навыков старших дошкольников позволяет сделать вывод, что уровень развития коммуникативных навыков детей экспериментальной группы значительно повысился после проведения формирующего эксперимента, наблюдается положительная динамика, а в контрольной группе значительных изменений не произошло.

Очевидно, что в ходе опытно-экспериментальной работы с дошкольниками были достигнуты положительные результаты – повысился уровень сформированности коммуникативных навыков, что и было определено в качестве цели эксперимента.

 

Список литературы:
1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников: пособие по самостоятельной работе для студентов сред. пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.
2. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования/приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 16299 от 08 февраля 2010 г. // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 1. – С. 4–9.