Статья:

УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Колпакова В.И. УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114878 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Колпакова Вероника Игоревна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Быков Сергей Александрович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Аннотация. Данная статья посвящена анализу условий, влияющих на формирование готовности педагогов использовать в своей профессиональной деятельности дистанционные технологии, в частности, анализ мнений о влияющих на готовность педагогов условий; причин, по которым педагоги редко используют в образовательном процессе дистанционные технологии.

 

Ключевые слова: готовность педагога, условия управления формированием готовности, дистанционные технологии, образовательный процесс.

 

Уделяя внимание формированию готовности педагогов к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе, стоит отметить, что процесс формирования к какой-либо деятельности подразумевает под собой проведение ряда мероприятий, направленных на развитие необходимых знаний, умений и навыков в конкретной области. Помимо этого, готовность является одной из составляющей профессионального развития педагога, поэтому для того, чтобы процесс формирования готовности педагогов к использованию дистанционных технологий был наиболее продуктивен, необходимо выделить условия, в которых данный процесс будет проходить более эффективно.

А.С. Белогоров, в своей работе «Методы профессионального развития и обучения персонала», выделил ряд универсальных условий, способствующих эффективному развитию и наработке знаний, умений и навыков, в том числе и у педагогов. Среди них: курсы повышения квалификации; работа творческих групп или методических объединений; участие в конкурсах, конференциях и проектах; самообразование работника, выстраивание его индивидуальной траектории; специализированное обучение в рамках организации, нацеленное на решение специфических проблем, выделенных в ходе внутреннего анализа [1, с.4].

Опираясь на мнение Н.М. Сосенковой, к условиям формирования педагогов работать с дистанционными технологиями относят: «курсы повышения квалификации; участие в методических объединениях или методическое сопровождение педагогов по формированию знаний, умений и навыков при работе с дистанционными технологиями; обеспечение педагогов техническими ресурсами; разработанная система оценки уровня сформированности у педагогов готовности работать с дистанционными технологиями» [4, с.2].

О.А. Подлиняева в свою очередь выделе лила ряд причин, по которым педагоги редко обращаются к использованию дистанционных технологий. Среди них: «отсутствие психологической готовности педагогов (неуверенность в своих силах, недостаточно опыта, низкая мотивация); полное отсутствие или скудное наполнение электронных средств обучения, а также методических рекомендаций по использованию дистанционных технологий; недостаток знаний и умений в области применения дистанционных технологий в образовательном процессе; недостаток времени для самообразования» [3, с.65].

Исходя из выделенных причин, можно сделать заключение о том, что для успешного формирования готовности педагогов к работе с дистанционными технологиями необходимо создание следующих условий: система стимулирования (материального и нематериального) для повышения мотивации педагогов; наполнение методической и технологической базы образовательной организации в области дистанционного обучения; организация системы наставничества для сопровождения педагогов с низким уровнем развития компонентов готовности; участие в курсах повышения квалификации и организация пространства для самообразования педагогов; организация системы мероприятий для повышения знаний, умений и навыков в области дистанционных технологий.

В.П. Короповская, кандидат педагогических наук, считает, что «для формирования готовности педагога к использованию дистанционных технологий, необходимо: «обучение педагогов по различным модулям программы повышения квалификации в области ИКТ; непрерывное методическое сопровождение (семинары, тренинги, мастер-классы и др); консультации: по освоению педагогами различных средств ИКТ, информационных систем, сетевых сервисов; по созданию технически-насыщенной предметной среды обучения; организация тьюторской поддержки в образовательной организации;  участие в сетевых проектах, конкурсах и т.п; обобщение передового педагогического опыта по использованию ИКТ; создание системы ресурсного обеспечения [2, с.67].

Помимо представленных выше способов работы с педагогами по формированию их готовности к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе, также стоит использовать формы индивидуальной, парной и групповой работы, методы мозгового штурма, решение кейсов, традиционные методы обучения (лекционные и практические занятия), систему поощрения и стимулирования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешного управления формированием готовности педагогов общеобразовательной школы к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе, необходимо: разработать систему мониторинга, направленную на оценку уровневых показателей педагогов по компонентам готовности; организовать обучение на базе образовательной организации, а также использовать курсы повышения квалификации с целью повышения знаний и умений педагогов в области дистанционных технологий; организовать работу методических объединений; внедрить систему стимулирования (поощрения) и наставничества для повышения мотивации педагогов и улучшение показателей по компонентам готовности.

 

Список литературы: 
1. Белогоров А.С. Современные методы профессионального развития и обучения персонала организации // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» 2021. №5. С 1-12. 
2. Короповская В.П. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы: специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования: дис. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010. 197 с. 
3. Подлиняева О.А. Особенности формирования и развития ИКТ-компетентности учителей общественно-гуманитарных дисциплин в системе последипломного образования Сумской области // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya-ikt-kompetentnosti-uchiteley-obschestvenno-gumanitarnyh-distsiplin-v-sisteme-poslediplomnogo/viewer  (дата обращения: 17.11.2021).
4. Сосенкова Н.М. ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе: [сайт]. Москва, 2017. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/257818-ikt-kompetentnost-uchitelja-formirovanie-i-re (дата обращения: 25.11.2021).