УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. Данная статья посвящена анализу условий, влияющих на формирование готовности педагогов использовать в своей профессиональной деятельности дистанционные технологии, в частности, анализ мнений о влияющих на готовность педагогов условий; причин, по которым педагоги редко используют в образовательном процессе дистанционные технологии.
Ключевые слова: готовность педагога, условия управления формированием готовности, дистанционные технологии, образовательный процесс.
Уделяя внимание формированию готовности педагогов к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе, стоит отметить, что процесс формирования к какой-либо деятельности подразумевает под собой проведение ряда мероприятий, направленных на развитие необходимых знаний, умений и навыков в конкретной области. Помимо этого, готовность является одной из составляющей профессионального развития педагога, поэтому для того, чтобы процесс формирования готовности педагогов к использованию дистанционных технологий был наиболее продуктивен, необходимо выделить условия, в которых данный процесс будет проходить более эффективно.
А.С. Белогоров, в своей работе «Методы профессионального развития и обучения персонала», выделил ряд универсальных условий, способствующих эффективному развитию и наработке знаний, умений и навыков, в том числе и у педагогов. Среди них: курсы повышения квалификации; работа творческих групп или методических объединений; участие в конкурсах, конференциях и проектах; самообразование работника, выстраивание его индивидуальной траектории; специализированное обучение в рамках организации, нацеленное на решение специфических проблем, выделенных в ходе внутреннего анализа [1, с.4].
Опираясь на мнение Н.М. Сосенковой, к условиям формирования педагогов работать с дистанционными технологиями относят: «курсы повышения квалификации; участие в методических объединениях или методическое сопровождение педагогов по формированию знаний, умений и навыков при работе с дистанционными технологиями; обеспечение педагогов техническими ресурсами; разработанная система оценки уровня сформированности у педагогов готовности работать с дистанционными технологиями» [4, с.2].
О.А. Подлиняева в свою очередь выделе лила ряд причин, по которым педагоги редко обращаются к использованию дистанционных технологий. Среди них: «отсутствие психологической готовности педагогов (неуверенность в своих силах, недостаточно опыта, низкая мотивация); полное отсутствие или скудное наполнение электронных средств обучения, а также методических рекомендаций по использованию дистанционных технологий; недостаток знаний и умений в области применения дистанционных технологий в образовательном процессе; недостаток времени для самообразования» [3, с.65].
Исходя из выделенных причин, можно сделать заключение о том, что для успешного формирования готовности педагогов к работе с дистанционными технологиями необходимо создание следующих условий: система стимулирования (материального и нематериального) для повышения мотивации педагогов; наполнение методической и технологической базы образовательной организации в области дистанционного обучения; организация системы наставничества для сопровождения педагогов с низким уровнем развития компонентов готовности; участие в курсах повышения квалификации и организация пространства для самообразования педагогов; организация системы мероприятий для повышения знаний, умений и навыков в области дистанционных технологий.
В.П. Короповская, кандидат педагогических наук, считает, что «для формирования готовности педагога к использованию дистанционных технологий, необходимо: «обучение педагогов по различным модулям программы повышения квалификации в области ИКТ; непрерывное методическое сопровождение (семинары, тренинги, мастер-классы и др); консультации: по освоению педагогами различных средств ИКТ, информационных систем, сетевых сервисов; по созданию технически-насыщенной предметной среды обучения; организация тьюторской поддержки в образовательной организации; участие в сетевых проектах, конкурсах и т.п; обобщение передового педагогического опыта по использованию ИКТ; создание системы ресурсного обеспечения [2, с.67].
Помимо представленных выше способов работы с педагогами по формированию их готовности к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе, также стоит использовать формы индивидуальной, парной и групповой работы, методы мозгового штурма, решение кейсов, традиционные методы обучения (лекционные и практические занятия), систему поощрения и стимулирования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешного управления формированием готовности педагогов общеобразовательной школы к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе, необходимо: разработать систему мониторинга, направленную на оценку уровневых показателей педагогов по компонентам готовности; организовать обучение на базе образовательной организации, а также использовать курсы повышения квалификации с целью повышения знаний и умений педагогов в области дистанционных технологий; организовать работу методических объединений; внедрить систему стимулирования (поощрения) и наставничества для повышения мотивации педагогов и улучшение показателей по компонентам готовности.