КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
CASE - TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER STUDENTS
Tatyana Khudina
Student, National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky, Russia, Nizhny Novgorod
Natalya Kudakova
Scientific director, National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky, Russia, Nizhny Novgorod
Аннотация. Современная система образования требует от образовательных учреждений и педагогов использования новейших методов и способов в учебно – воспитательном процессе. Кейс – технологии относятся к данной методической системе. В данной статье автором рассматриваются возможности кейс – технологий как средств по развитию познавательной активности младших школьников. Статья содержит описание приемов работы с учащимися младшего школьного возраста в рамках применения кейс – технологий и рекомендации по включению кейс – технологий в процесс обучения младших школьников.
Abstract. The modern education system requires educational institutions and teachers to use the latest methods and techniques in the educational process. Case-technologies are part of this methodological system. In this article, the author considers the possibilities of case-technologies as a means of developing the cognitive activity of younger students. The article contains a description of the methods of work in lesson activities with students of primary school age in the framework of the use of case-technologies and recommendations for the inclusion of case-technologies in the process of teaching younger students.
Ключевые слова: кейс – технологии, учебный процесс, познавательная активность, учащиеся младшего школьного возраста.
Keywords: case-technologies, educational process, cognitive activity, pupils of primary school age.
Система образования XXI века находится в постоянном изменений и в непрерывном преобразовании как принципов обучения, так и методической системы учебного процесса. На сегодняшний день система образования декламирует необходимость развития у учащихся критического мышления, нестандартного образа мысли и познавательного интереса [2, C.82]. Как известно, такие личностные особенности и черты закладываются именно в начальной школе, ведь младший школьный возраст выступает сенситивным для формирования мотивов учения, продуктивных навыков и приемов учебной работы. Это детерминирует тот факт, что на современном этапе развития системы образования важно, чтобы педагог начальных классов не только обладал определенными знаниями и навыками, мог уверенно использовать их в профессиональной деятельности, но и умел передавать информацию младшим школьником в красочной, проблемной и интересной форме с ориентиром на формировании у детей познавательной активности. Одним из современных, эффективных способов развития активности познавательной сферы младших школьников на сегодняшний день является кейс – метод [1, C.30].
В современной педагогической науке кейс -технологии определяются как система методов активного проблемно-ситуационного анализа, в основе которого лежит организация учебного процесса путем выполнения определенных заданий/решения проблем/ситуаций, которые могут возникнуть в профессиональной сфере [4, C.150-151]. В основе кейс-технологий лежат два термина — «кейс» и «исследование», которые образуют единое поле — «кейс-обучение». Итак, целью такого метода является анализ конкретной ситуации, возникающей при определенных условиях, и выбор практического решения предложенной проблемы с последующим ее анализом.
Кейс – технологии позволяют развить познавательную активность младших школьников – свойство личности, которое предполагает творческое объективное отношение к процессу обучения и продуктивное овладение различными знаниями и способами обучения. Кроме того, развитый познавательный процесс, как отмечает И. Н. Мещерякова, мобилизуют в школьнике нравственный и волевой потенциал для достижения образовательных целей и решения учебных задач [3, C.2-3].
Кейс – технологии обладают в познавательном аспекте дидактической значимостью, так как предполагают обучение учащихся через практику и конкретные ситуации. Главная задача детей при решении кейсов состоит в рассмотрении представленной ситуации, ее анализе и моделировании возможных решений. При решении кейсов младшие школьники учатся находить причинно – следственные связи, определять негативные последствия ситуации и пути их предотвращения. Главная особенность кейс – технологий состоит в том, что они стимулируют познавательную активность младших школьников посредством практической деятельности и активного диалога в системах «ученик – учитель», «ученик – ученик» [7, C. 155]. При этом, кейсы для начальной школе могут быть выбраны такие, в которых ситуация максимального приближена к опыту и возрасту школьников, что позволит им почувствовать себя активными субъектами кейса или проблема.
В работе с младшими школьниками педагог может использовать различные приемы кейс – технологий [5, C.138-139]:
- Описание социальных или нравственных проблемных ситуаций;
- Предоставление словесных сюжетов, рассказов с иллюстративным содержанием или игр с проблемной ситуацией;
- Использование фото или видеороликов, которые содержат проблемные ситуации, которые требуют решения.
- Объекты и явления окружающей действительности, которые могут участвовать в кейсе или проблемной ситуации (особенно это актуально на окружающем мире).
Кроме того, педагог может использовать кейс – технологии как в урочное время в коллективной форме, так и во внеурочное время в качестве индивидуального исследовательского мини – проекта с конкретным учащимся или группой школьников [6, С.30].
Для того чтобы кейс – технологии развивали познавательный интерес младших школьников, педагогу необходимо знать о некоторых принципах внедрения данного метода в учебный процесс. Нами были разработаны основные рекомендации по включению кейс-технологий в процесс обучения младших школьников:
- Педагог играет опосредованную роль в решении кейсов, он – лишь управляет процессом решения задач в формальном аспекте, содержательная сторона процесса обучения принадлежит младшим школьникам
- Кейс-технологии следует внедрять с 1 года обучения в начальной школе для того, чтобы к концу обучения младшие школьники в полной мере овладели первичными исследовательскими навыками, сформировали познавательный интерес.
- Педагогу следует использовать все приемы кейс – технологий, которые доступны для учащихся начальной школы с целью одновременного развития индивидуального исследовательского интереса у детей, а также умения работать в группе и коллективе.
В заключение следует отметить: кейс – технологии выступают одним из ценных способов обучения. Это детерминируется тем фактом, что решение кейсов создает на занятиях атмосферу включенного исследования, атмосферу науки. Мотивация учиться у младших школьников становится выше, а познавательный интерес - стабильнее. Если педагог будет грамотно, профессионально использовать кейс – технологии в учебно – воспитательном процесс, то младшие школьники научатся критически мыслить, работать индивидуально и в коллективе, а главное – их познавательный интерес будет развиваться.