ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О МНОГООБРАЗИИ СТРАН И НАРОДОВ МИРА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О МНОГООБРАЗИИ СТРАН И НАРОДОВ МИРА
Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), содержание образовательной области «познавательное развитие» предполагает «формирование первичных представлений о многообразии стран и народов мира». При этом в современном мире всё более актуальной становится проблема воспитания у детей интереса и уважения к культурам разных стран. В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; определено содержание образовательной работы, которое должно обеспечивать развитие представлений о странах и народах мира, многообразии культур стран и народов мира [31]. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) сказано, что задачей педагога является развитие интереса к жизни людей разных национальностей, их образу жизни, традициям, способствуя его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов и разных стран. [30]
Этнопедагог Г.Н. Волков писал: «Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной.» [9]
Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию. Этнопедагогический обзор народов России, начиная с чукчей и кончая русскими старообрядцами в Латвии, дает уникальную информацию о великой стране - о России, объединяющей более ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. И все они велики и гениальны. Народы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нравственности.
Выделяются следующие содержательные компоненты представлений о многообразии стран и мира: языковый, территориальный, обрядовый, фольклорный, художественный, краеведческий, материальный. Соответственно, для решения задачи формирования представлений о многообразии стран и мира у дошкольников обосновывают необходимость реализации культурологического подхода и активно-исследовательского усвоения знаний, изучения родного языка.
На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, так и этническая самоидентификация. Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Во многих исследованиях подтверждено, что первоначально она основывается на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. И лишь постепенно ребенок включает в комплекс этнических признаков все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию, национальный характер и пр. Установлено, что этническая идентичность подростка не статичное, а динамичное образование: процесс её становления не окончен в подростковом возрасте.
Вместе с тем Л.Ю. Дьяченко полагает, что формирование этнокультурной компетенции у дошкольников должно реализовываться через овладение ими знаниями о национальных особенностях различных народов для жизни в поликультурном пространстве [15].
Этой же позиции придерживается зарубежный педагог Ж. Пиаже. Он обратил внимание на то, что дети интересуются внешним видом и языком общения людей, особо обращая внимание на цвет кожи и иностранную речь. Педагог П. Бюндер, в дошкольных учреждениях Германии применяет метод «Март Мео», позволяющий реализовать целостный подход к образованию в контексте с изучением различных языков (родного и мигрантов) с позиции поликультурности и мультилингвизма.
Исследуя особенности этнической самоидентификации, исследователи М.А. Забоева, Г.Т. Тавадов выявили, что основой этого процесса является осознание человеком своей принадлежности к конкретному этносу и принятие его культурных ценностей, а также выделение им этнических различий с другими народами с позиции «свой – чужой» («мы – они»).