Статья:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О МНОГООБРАЗИИ СТРАН И НАРОДОВ МИРА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сайдашева Е.Р. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О МНОГООБРАЗИИ СТРАН И НАРОДОВ МИРА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 17(284). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/284/148324 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О МНОГООБРАЗИИ СТРАН И НАРОДОВ МИРА

Сайдашева Екатерина Ринатовна
студент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Сыртланова Нелли Шамильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), содержание образовательной области «познавательное развитие» предполагает «формирование первичных представлений о многообразии стран и народов мира». При этом в современном мире всё более актуальной становится проблема воспитания у детей интереса и уважения к культурам разных стран. В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; определено содержание образовательной работы, которое должно обеспечивать развитие представлений о странах и народах мира, многообразии культур стран и народов мира [31]. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) сказано, что задачей педагога является развитие интереса к жизни людей разных национальностей, их образу жизни, традициям, способствуя его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов и разных стран. [30]

Этнопедагог Г.Н. Волков писал: «Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной.» [9]

Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию. Этнопедагогический обзор народов России, начиная с чукчей и кончая русскими старообрядцами в Латвии, дает уникальную информацию о великой стране - о России, объединяющей более ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. И все они велики и гениальны. Народы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нравственности.

Выделяются следующие содержательные компоненты представлений о многообразии стран и мира: языковый, территориальный, обрядовый, фольклорный, художественный, краеведческий, материальный. Соответственно, для решения задачи формирования представлений о многообразии стран и мира у дошкольников обосновывают необходимость реализации культурологического подхода и активно-исследовательского усвоения знаний, изучения родного языка.

На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, так и этническая самоидентификация. Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Во многих исследованиях подтверждено, что первоначально она основывается на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. И лишь постепенно ребенок включает в комплекс этнических признаков все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию, национальный характер и пр. Установлено, что этническая идентичность подростка не статичное, а динамичное образование: процесс её становления не окончен в подростковом возрасте.

Вместе с тем Л.Ю. Дьяченко полагает, что формирование этнокультурной компетенции у дошкольников должно реализовываться через овладение ими знаниями о национальных особенностях различных народов для жизни в поликультурном пространстве [15].

Этой же позиции придерживается зарубежный педагог Ж. Пиаже. Он обратил внимание на то, что дети интересуются внешним видом и языком общения людей, особо обращая внимание на цвет кожи и иностранную речь. Педагог П. Бюндер, в дошкольных учреждениях Германии применяет метод «Март Мео», позволяющий реализовать целостный подход к образованию в контексте с изучением различных языков (родного и мигрантов) с позиции поликультурности и мультилингвизма.

Исследуя особенности этнической самоидентификации, исследователи М.А. Забоева, Г.Т. Тавадов выявили, что основой этого процесса является осознание человеком своей принадлежности к конкретному этносу и принятие его культурных ценностей, а также выделение им этнических различий с другими народами с позиции «свой – чужой» («мы – они»).

 

Список литературы:
1. Электронный ресурс ://studfile.net/preview/2550163/page:29/