Проблемы внедрения инклюзивного образования для детей, находящихся под опекой в современных российских условиях и как их преодолеть
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Проблемы внедрения инклюзивного образования для детей, находящихся под опекой в современных российских условиях и как их преодолеть
Изменения политической, экономической и социальной сфер жизни общества принудило государство к образовательной реформе, которая направлена на перестройку обучения и социализацию детей с ОВЗ, а также создание инклюзивного образовательного пространства. В настоящее время проблема инклюзивного образования достаточно актуальна ввиду увеличения численности детей с ограниченными возможностями здоровья (согласно данным Федеральной службы государственной статистики численность детей-инвалидов в период с 2015 по 2020 гг. увеличилась на восемьдесят три тысячи человек), кроме того, именно от детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего отказываются родители [1].
Несмотря на увеличивающийся спрос на инклюзивное образование, государство сталкивается с рядом трудностей при его реализации. Среди основных сложностей можно выделить: дефицит ресурсов - кадровых, материально-технических, нормативных, учебно-методических, психолого-медико-педагогических; высокие темпы образовательного процесса; низкий уровень толерантности населения [2,3].
Дефицит кадровых ресурсов связан с малым числом бюджетных мест по специальностям дефектолог, психолог, логопед, а также низким уровнем престижа данных профессий. Решение проблемы заключается в реформировании системы высшего образования, увеличении числа бюджетных мест на вышеуказанных специальностях, а также формированию в обществе позитивного отношения к этим профессиям.
Дефицит материально-технических средств представлен отсутствием возможности у общеобразовательных учреждений: укомплектовать кабинеты классов оборудованием согласно современным требованиям; выделить кабинет для работы учителя-логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога. Архитектурную недоступность одних образовательных учреждений необходимо компенсировать строительством других, например, при строительстве нового микрорайона в его границах также открывают новую школу, которая могла бы реализовывать обучение детей с ОВЗ. Комплектация необходимым для обучения оборудованием должна своевременно осуществляться за счет местного бюджета.
Особо остро стоит проблема учебно-методического обеспечения системы инклюзивного образования. В настоящее время разработаны различные нормативно-правовые документы, на которых, основываются педагоги разрабатывая Положение о школьном ПМПК и реализуя различные модели инклюзивного обучения, представлена учебная литература по коррекционной педагогике, психологии и воспитанию, однако, как отмечают учителя-дефектологи, необходимы общероссийские примеры программ инклюзивного образования в качестве «ориентиров» при внедрении самостоятельно разработанных программ.
Следующей проблемой является быстрый темп образовательного процесса, в результате чего даже не все здоровые дети могут освоить программу. Решение данной проблемы заключается в формировании грамотной команды специалистов, которые на ПМПК могут верно определить особенности в психическом и физическом развитии ребенка с ОВЗ, а, значит, правильно выбрать модель инклюзивного обучения.
Следующей проблемой является тяжелое психологическое состояние опекунов, приявших ребенка с ОВЗ под опеку. Работать с опекунами необходимо исполнительным органам власти (органам опеки и попечительства) и образовательным организациям, в которых дети проходят обучение. Должна быть предоставлена квалифицированная помощь педагога-психолога и социального педагога.
Последней из выделенных в данной статье проблем является проблема толерантности населения РФ. Формированием позитивного отношения к детям с ОВЗ в образовательной организации должны заниматься педагог-психолог и социальный педагог. Необходима работа как с самими детьми массовых классов, так и с их родителями. С последними рационально проведение бесед, тренингов на родительских собраниях, а также включение тем профилактики буллинга по отношению к детям с ОВЗ во всеобучи родителей. Работа с детьми массовых классов заключается в подготовке спектаклей для детей с ОВЗ, совместному посещению кружков и т.д.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: спрос на инклюзивное образование в нашей стране в ближайшие годы будет увеличиваться, таким образом, устранять проблемы в реализации инклюзивного обучения нужно начинать уже сегодня. Большее число препятствий внедрения инклюзивного образования можно устранить подготовкой квалифицированных кадров, для этого необходимо увеличить число бюджетных мест в университетах на таких специальностях как дефектолог, психолог, логопед и т.д. Грамотные специалисты смогут организовать работу по профилактике буллинга в отношении детей с ОВЗ, разработке программ обучения как на уровне образовательного учреждения, так и на федеральном уровне. Проблема дефицита материально-технических средств и архитектурная недоступность нивелируются доплатами из местного бюджета на приобретение необходимо оборудования или строительством новых учебных заведений, позволяющих реализовывать различные модели инклюзивного обучения.
Таким образом, эффективное внедрение системы инклюзивного образования напрямую зависит от экономического развития страны и моральных ценностей специалистов, осуществляющих реализацию инклюзивного образования.