Статья:

Организация добровольческой деятельности во внеурочной работе как средство развития личностных УУД

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Юшина М.И. Организация добровольческой деятельности во внеурочной работе как средство развития личностных УУД // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 4(140). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/140/86308 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация добровольческой деятельности во внеурочной работе как средство развития личностных УУД

Юшина Марина Игоревна
студент, Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Педагогический колледж г. Тамбова, РФ, г. Тамбов
Педкау Элина Андреевна
научный руководитель, Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Педагогический колледж г. Тамбова, РФ, г. Тамбов

 

Добровольческая (волонтерская) деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).

Волонтёр – человек, в свободное время занимающийся полезной деятельностью для других, не извлекая из это какую-либо выгоду. Деятельность волонтёра строится на бескорыстии и альтруизме. Волонтер, это, как правило, человек, не обладающий какими-либо незаурядными для добровольца профессиональными навыками, способный к беззаветной передаче определённой информации, передавать личный опыт и помогать нуждающимся, исходя из имеющихся возможностей. Волонтёрская деятельность предполагает весьма широкий круг обязанностей, в том числе стандартные виды взаимной помощи и самопомощи, официальное оказание услуг на официальном уровне и прочие разновидности гражданского участия, осуществляемой добровольно ради широкой общественности без расчёта на вознаграждение в денежной форме.

Приобщаясь к волонтерской деятельности, человек становится приверженцем идей безвозмездного влияния на трансформационные преобразования современного общества.

Добровольческая деятельность позволяет приобрести социальный опыт, ознакомиться с рекомендациями для последующего продвижения в профессиональной деятельности. Отдельные лица, имеющие отношение к волонтёрству, с течением времени приходят к реализации личных авторских проектов социальной значимости.

Развитие волонтёрства среди учащихся средних образовательных учреждений – незаменимая системная часть в развитии добровольчества на территории России.

Школьная добровольческая деятельность представляет собой наиважнейший ресурс, служащий для реализации воспитательной программы, социальной адаптации обучающихся, помогающий преподавателям в использовании новых форматов реализации детской инициативы, а также следованию стандартам, принятым на общероссийском уровне.

Благодаря распространению волонтёрских движений, школа предлагает возможности для формирования позитивного отношения к волонтёрству с раннего возраста, а также позволяет расширять лидерский кадровый ресурс для добровольческих движений взрослого формата. Деятельность волонтёрского профиля для обучающихся разных возрастных групп — это своего рода пробная версия взрослой жизни, взрослых профессий и дел, а также возможность самореализации через оказание помощи другим.

Для добровольческой деятельности, как и любой другой деятельности характерно наличие задач и целей. Основными задачами волонтерской деятельности являются:

вовлечение учащихся в социальную практику и их ре информирование о потенциальных ре возможностях развития;

• предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное ре признание;

• развитие созидательной активности учеников.

К прикладным задачам относятся:

• обучение учеников образовательных учреждений определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;

• получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;

• замещение асоциального поведения социальным;

• гуманистическое и патриотическое воспитание;

• обеспечение определенного временного формата занятости учащихся.

Выделяется трёхэтапная процедура приобщения школьников к добровольческой деятельности.

Первый этап. Направлен на выявление интересов школьников в различных областях.

Для активизации учащихся в волонтерской деятельности требуется определить их интересы и духовные потребности. Это осуществляется в форме:

— Опросов. Проведение опросов преимущественно возлагается на классных руководителей и старост классов в начале полугодий. Структура анкеты состоит из вопросов закрытого типа, ответ к которым можно выбрать из интересующих видов деятельности.

— Беседы. Подход к проведению бесед может быть индивидуальным или групповым. В ходе бесед школьники информируются о существующих добровольческих направлениях;

— Психологическая диагностика. Этот метод применяется либо при психолого-педагогическом сопровождении ученика, либо в случае проведения профдиагностики. Это способствует выявлению склонностей и интересов детей. Исходя из результатов обследования психологом предлагаются советы в пользу определённого вида добровольческой деятельности.

Второй этап. Ознакомление с проблемами социальной значимости.

На данном этапе происходит знакомство обучающихся с разнообразными отраслями волонтерства в ходе обсуждения социально-значимых вопросов. Это происходит в виде:

— Уроки добра, организованные представителями волонтерских движений. Темой подобных уроков становятся задачи, имеющие социальную значимость для общества, приводится информация непосредственно о волонтерстве и волонтерских акциях.

— экология, здоровье, семья, и так далее.

— Конкурсы по изготовлению поделок, написанию эссе, созданию проектов, посвященных жизненным сторонам общества, трудностям, которые возникают в общественной структуре.

Третий этап. Приобщение к решению значимых с социальной позиции общественных проблем. При помощи вовлечения в социальную практику во время уроков и во время внеурочной деятельности учащимися выполняются задания, решаются какие-либо проблемные вопросы, происходит налаживание тесного взаимодействия между друг другом и существующей действительностью. Происходит это в следующем виде:

— Игры интерактивного сюжета;

— Квестов и кейс-методов;

— Деловые и интерактивные упражнения/игры на темы «Энергосбережение», «Организация события» и так далее.

Формирование школьных волонтерских отрядов условно подразделяется на пятиэтапную структуру:

1. Знакомство с добровольчеством.

Получение школьниками информации о том, что такое волонтерство, каковы виды волонтерства, успешные практики, функционал волонтера, в чем философский смысл добровольчества.

2. Мотивация интереса и его формирование.

Деятельность с мотивационными подгруппами ученика к принятию участия в сфере волонтёрских акций. Добровольчество подобно приключению, представляет собой возможность для самореализации благодаря помощи другим.

3. Позитивный опыт добровольческой деятельности.

Посвящение в добровольческую деятельность, создание успешной ситуации для учащегося.

4. Структурное оформление детской инициативы.

Создание школьного волонтерского отряда школьного масштаба.

5. Формирование среды, оказывающей поддержку.

Оказание поддержки действующего отряда волонтера, формирование системы, обеспечивающей взаимодействие между отрядом и внешней среды.

Добровольческая деятельность подразделяется на следующие направления:

— Социальное. Добровольческое движение социального типа признано наиболее распространенным видом волонтерства. К нему причисляется помощь людям преклонного возраста, участникам военных действий, детям с ограниченными возможностями и прочим личностям, относящихся к категории социально незащищенные граждан.

Волонтёры-учащиеся могут внести вклад в общее дело и показать пример ровесникам:

• организовать праздник, мастер-класс;

• прибраться, помыть, почистить;

• провести, указать дорогу, поддержать и просто почитать книгу, погулять, поиграть, скрасить досуг детей и взрослых, находящихся в сложных социальных условиях.

И многое другое, даря тем самым заботу и принося радость нуждающимся.

— Спортивное. Второе место по актуальности отводится спортивному волонтерству. Его сущность состоит в организации спортивных мероприятий, поиске зрительской аудитории, приобретении инвентаря спортивного назначения.

— Культурное. Появление культурного волонтерства произошло довольно недавно. На территории России стали стремительнее развиваться культурные направления, в каждом из которых участник добровольческого отряда способен обнаружить для себя подходящее занятие. Занятие волонтерской деятельностью предусмотрено во множестве общественных местах: музеях, библиотеках, парках.

— Экологическое. Сегодня невероятной популярностью пользуется деятельность экологического уклона. Это случилось в ходе постоянных загрязнений, выбросов, уничтожения лесов, а также вымирания целых видов животных, иначе говоря – существенным нарушением первозданного облика и функционирования биосферы.  Люди выступают за экологию, за гармоничное существование с природой, здоровый образ жизни. В сферу деятельности экологических волонтеров входит уборка территории, высаживание деревьев и цветов, ухаживание за животными в зоопарках, утилизация мусора со свалок и прочее [22].

Волонтёры – школьники могут быть вовлечены в такие направления эко-волонтёрства, как:

• подготовка и реализация проектов по раздельной утилизации мусора;

• уборка парков, лесов, берегов водохранилищ;

• субботники;

• дни чистоты;

• посадка деревьев;

• помощь бездомным животным (устройство животных в приюты, поиск для животных новых хозяев);

• изготовление скворечников, подкормка птиц в зимний период.

Деятельность добровольческого характера приводит к изменениям во взглядах детей. Волонтёрство положительным образом сказывается на общественном аппарате, принося пользу ему, государственным органам и непосредственно волонтёрам, развивающим посредством своей деятельности личные умения и навыки, удовлетворяющие необходимость во взаимодействии с другими членами общества и чувство самоуважения. Происходит осознание собственной значимости, полезности и важности. Получение благодарности за труд развивают в личности детей важные качества, мотивируя следовать принципам морали и открытию духовной жизненной стороны.

Таким образом, волонтёрская деятельность как общественно-полезная форма активности активизирует базовый внутренний механизм социализации молодёжи —социально-позитивный эффект проявления личностных качеств в ситуации самостоятельных инициативных действий.