Статья:

Воспитание толерантности в системе образования. Взаимодействие педагогов и родителей как важнейшее условие воспитания толерантности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Айрапетян И.А. Воспитание толерантности в системе образования. Взаимодействие педагогов и родителей как важнейшее условие воспитания толерантности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 5(141). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/141/87042 (дата обращения: 02.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитание толерантности в системе образования. Взаимодействие педагогов и родителей как важнейшее условие воспитания толерантности

Айрапетян Ирина Александровна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Ширванян Аревик Эрниковна
научный руководитель, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

В связи с социально-экономическими процессами, происходящими в России и странах СНГ, мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья устремились в Россию в поисках работы. Миграционная ситуация в стране в полной мере отражена в учебных заведениях, где различный этнический состав, особенно у нас, проживающая в Северо - Кавказском Федеральном округе.

Одним из условий построения позитивных отношений с родителями и учениками других национальностей является взаимодействие, основанное на терпимости, понимании, уважении к другим взглядам, мнениям и традициям.

«Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - говорится в Декларации принципов толерантности 1995 года, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Терпимость - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным различиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Проблему толерантности можно отнести к учебной задаче. Проблема культуры общения - одна из самых острых как в школе, так и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что нужно воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя правильно и адекватно. Важно быть терпимыми друг к другу, что очень сложно.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна. На этом жизненном этапе взаимодействие начинается между 20-25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, разным жизненным опытом. Для плодотворного обучения на занятиях необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некоей общей основе. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другую как значимую и ценную, а с другой стороны, критически относиться к своим взглядам. Ориентация учителя на осмысление поведения и действий детей означает, что понимание задачи ребенка выходят на первый план в учебной деятельности.

Путь к толерантности - это серьезная эмоциональная, интеллектуальная работа и умственное напряжение, потому что это возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В педагогической деятельности учителя должны быть основаны на живом значении и живого общения на основе живого слова, живого понятие, которое, в свою очередь, важно не само по себе, но как путь не только к толерантности. Политика и программы в области образования должны способствовать лучшему пониманию, терпимости в отношениях как между людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами и народами. Проявление нетерпимости приводит к возникновению конфликтных ситуаций, затрудняет успех конструктивного диалога и в конечном итоге тормозит сам образовательный процесс и личностный рост, самореализацию его участников.

Наша задача - воспитать толерантного ученика, уважающего культурные различия. Преимущество толерантных школьников состоит в том, что они действуют в интересах успешного проведения культурного диалога и во избежание межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями. Взаимодействие, основанное на формировании толерантного мировоззрения, помогает создать в школе открытую, заботливую и свободную от напряжения среду, которая позволит подросткам свободно делиться своим опытом, идеями и убеждениями. 

Путь к толерантности - это серьезная эмоциональная, интеллектуальная работа и умственное напряжение: изменение себя, своих стереотипов. Можно выделить следующие наиболее важные принципы обучения толерантности:

  1. Она должна быть типичной для лица любой национальности соблюдать ритуалы, обряды, обычаи, традиции своей этнической группы, и такое отношение должно быть признано естественным и единственным нормальным;
  2. Для человека любой национальности необходимы знания о ритуалах, обычаях того этноса, в котором проживает человек; он должен изучить и принять минимальные требования этикета, присущие его этническому окружению.
  3. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении;
  4. Входя в обсуждении национально-этнических проблем, необходимо уметь использовать объем знаний, накопленный по этому вопросу; 

Указанные принципы культуры межнационального взаимодействия основаны на концепции «принятия». Нет необходимости запоминать сотни правил, нужно помнить одно - необходимость уважать другие.

В школах проводится работа по развитию толерантности у учащихся как на уроках, так и на внеклассной работе: часы занятий, игры, экскурсии, посещение музеев, проведение национальных праздников. Большая работа в этом направлении проводится социальным педагогом и школьным психологом. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». 

Наиболее благоприятным для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность, имеющая общественно значимый смысл. Для этого могут использоваться все виды учебной и внеурочной работы, содержание которой способствует формированию нравственных отношений между людьми.  

Методы воспитания толерантности.

Традиционный метод воспитания рассматривается как способ воздействия на жизненно важные сферы человека с целью развития заданных целью воспитания качеств.  Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности понимать других людей и толерантного отношения к их специфическим действиям и поступкам.

При воздействии на интеллектуальную сферу, прежде всего, используется метод убеждения.  Убеждение предполагает разумные доказательства необходимости терпимого, толерантгого поведения. Убеждение как метод в образовательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, метафоры, поговорки.  

Убеждению соответствует самоубеждение - это метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, независимо друг от друга, в поисках решения какой - либо социальной проблемы, образуют комплекс взглядов.

Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков управления своими эмоциями, обучение его управлению определенными чувствами, понимание его эмоционального состояния и причин, которые их вызывают. Метод воздействия на эмоциональную сферу ребенка - внушение. Под внушением понимается такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения может быть реализован с помощью музыкальных произведений, цитат из Библии, высказывания великих людей, запоминание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.

Методы коррекции поведения. Методика коррекции направлена ​​на создание условий, при которых ребенок будет вносить изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Но исправление невозможно без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, установленные нормы, ребенок часто может изменять собственное поведение и регулировать свои действия, что можно назвать саморегуляцией.

Диагностика уровня сформированности толерантности школьников. Прежде всего, для этого необходимо в принципе традиционное изучение детей, их семей, образа жизни, круга общения. Особенно, и это все более и более важно, изучение современного детства, его кумиров и привязанностей, а также динамики развития каждого ученика: его интересов и увлечений, предпочтений, представлений. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время проблемных дискуссий, групповое размышление или анализ деятельности школьников, анкетирование.

Поэтому именно поведение, образ жизни, жизненный опыт детей, его организация является основной сферой деятельности учителей, где вы можете практически реализовать свои задачи, обогатив опыт толерантности своих учеников и свой собственный. Учитель может что-то не принять, но нужно, во-первых, знать, а во-вторых, уважать другие мнения, само право иметь и выражать их. Разобравшись сам, педагог может помочь детям разобраться в их внешкольной среде, сложности активного социального фона их жизни, уловив новое, ему легче понять причины возникающих проблем и, таким образом, определить эффективность его деятельности по данному вопросу.

Взаимодействие школы и родителей в воспитании толерантности.

Родители - первые и главные воспитатели детей, и невозможно сформировать у ребенка толерантность, как любое другое качество, если они не будут союзниками учителей в решении этой проблемы.

В усвоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей и родственников. В первую очередь, на формирование толерантности ребенка существенно влияет атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия родителей, между родственниками, детьми.

Семья может многое сделать, чтобы помочь школе. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями учащихся, разъясняя им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Учитель вряд ли сможет перевоспитать родителей, но можно повлиять на характер отношений между родителями и детьми, скорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям во время специальной работы. 

Проблема толерантности в отношениях между учителями в школе, то есть взаимосвязанными и одинаково ответственными специалистами, работающими в едином пространстве и общей атмосфере. Но с одинаковым статусом учителя все очень разные, у каждого свое представление о роли и функции учителя, у каждого свой характер, жизненный опыт и менталитет, свои предпочтения и уровень стремлений, симпатий и антипатий. Все это также обостряет важность профессиональной и человеческой толерантности. В этих условиях очень важно достичь согласия в решении педагогических вопросов, единства, а не единства требований. Рефлексия, самоанализ реальных взаимоотношений с окружающими, честная оценка своих мыслей, действий и поступков обязательны и полезны для учителя.   

Один из вариантов реальной, содержательной основы, способствующей организации социокультурного взаимодействия, в процессе которого создается благоприятная среда, влияющая на расширение границ толерантности – учебная и внеучебная деятельность:

- психологическое воспитание, т.е. работа через тематические педагогические советы, психолого-педагогические семинары с учителями;

- родительские собрания, встречи, на которых обсуждаются вопросы по развитию позитивных коммуникативных навыков, возрастных особенностей детей, методов конструктивного, эффективного общения в семье.

Педагог-психолог проводит мастер-классы для психологов и педагогов школы «Игровые технологии в практике работы по формированию толерантного поведения». Для студентов педагогического открытые уроки, психологические мастерские с элементами тренинга «Толерантность как основа жизненной позиции человека в современных условиях», «Мы все разные» (ролевая игра с элементами тренинга), «Толерантность». личность »(дискуссия с элементами тренинга), «Толерантность - особая ценность прав человека», психологические часы, «Как справиться с гневом?» (по формированию навыков бесконфликтного общения со сверстниками, учителями и родителями), индивидуальные консультации со всеми участниками образовательного процесса (учителями, родителями и учениками, администрацией) по широкому кругу проблем, связанных с навыками конструктивного общения.

Очевидно, что эти проблемы толернтности невозможно решить разовыми действиями и мероприятиями, курсами теоретических знаний, уроками и т.д. Необходима систематическая, целенаправленная работа, использование методов и приемов, которые позволят каждому ребенку, в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями, не только знать и понимать, но и чувствовать и переживать.   

Важнейшим условием работы с детьми в этом направлении является выход на качественно новый уровень взаимоотношений педагог-ученик. Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократизма и уважительного отношения между учителями и учениками, от ценностей, определяющих отношения детей друг с другом.

Для решения проблемы недостаточно вооружить каждого учителя пониманием универсальности процесса обучения искусству общения, которое присутствует на каждом уроке, на каждом перерыве. Необходимо снабдить его методами и приемами, которые позволят сформировать чувства и поведенческие навыки на основе сочетания знаний и сенсорного опыта жизни в конкретных ситуациях.

Целенаправленная работа с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог будет примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям.

Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания у юного поколения также должна быть многогранна и разнонаправлена.

 

Список литературы:
1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.
4. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
5. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
6. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
7. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.