Статья:

Как быстро выучить таблицу умножения?

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Варавина В.А. Как быстро выучить таблицу умножения? // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Как быстро выучить таблицу умножения?

Варавина Валерия Алексеевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, канд. физ.-мат. наук, доц. кафеды математики и информатики, СГПИ, РФ, Ставрополь

 

На сегодняшний день большинство родителей склонны к мнению, что ребенок еще до момента поступления в школу должен уметь не только писать и считать, но и знать азы математики: сложение, вычитание, умножение и деление. И поэтому родители задаются вопросом: как быстро выучить таблицу умножения ребенку? Каждый из нас сталкивался в детстве с необходимостью производить самые элементарные арифметические действия, одно из которых – умножение. У подавляющего числа детей при этом возникали трудности, так как приходилось зазубривать комбинацию из непонятных цифр.

Актуальность проблемы состоит в том, что нынешнее поколение находится в более сложной ситуации. Они предпочитают использовать мобильные гаджеты, калькуляторы и компьютеры, вместо обычного заучивания. Если не усвоить её сразу, то в будущем это чревато неумением быстро считать, что приведет к глупейшим ошибкам и к снижению успеваемости по всем остальным предметам. А что нам известно о таблице умножения? Давайте обратимся к истории.

Согласно рукописям, дошедших до наших дней, основоположником таблицы умножения является древнегреческий математик Пифагор. По сей день ведутся споры о том, действительно ли Пифагор автор таблицы. Пока это никак не доказано. Тем временем, мы можем подчерпнуть информацию из сделанных археологических открытий, относительно происхождения таблицы. Археологи нашли уцелевшие фрагменты в городе Нара, который являлся древней столицей Японии. Ученые предполагают, что ей пользовались скорее взрослые, нежели дети. Таблица была нужна императорским чиновникам с целью освоения одного из фундаментальных действий арифметики. Также есть мнение, что первоисточником происхождения таблицы является Китай. Подтверждение тому – сделанная более трех лет назад находка на юге страны в виде дощечки с фрагментом таблицы умножения. По оценкам ученых, возраст этой дощечки составляет 2700-3000 лет. Опираясь на эту находку, ученые КНР выдвинули гипотезу, которая гласит, что первоисточник таблицы умножения – Древний Китай. Тем не менее, данной версии противоречат многочисленные находки, сделанные ранее. В Индии обнаружили еще более древние варианты таблицы умножения возраст которых составлял 3000-3200 лет. А при раскопках городов Древней Месопотамии были найдены глиняные таблички с изображением таблицы умножения, которая была нанесена с помощью клинописи. Возраст глиняных табличек составляет 5000 лет. Ученые не исключают, что система устного счета могла возникнуть независимо в различных местах. Ведь когда человек выполняет арифметические действия с большими числами, ему просто необходима таблица умножения. Впервые она была введена в школьную программу в конце средних веков в Англии. Отличие состояло в том, что это было умножение до 12, которое британцы практикуют и сегодня. Сложно ли это? Спросите учеников из Индии, которые заучивают исходный вариант таблицы до 20.

С чего же начать изучение таблицы умножения? Как правило, дети приступают к знакомству и изучению таблицы на летних каникулах, перед поступлением во второй класс. Если механически зазубривать и не закреплять результат, то с течением времени некоторые примеры вылетят из головы. Связано это с особенностью работы нашей памяти. Ни один из известных методов не даст желаемого результата, если в процессе изучения не будут задействованы три естественных закона запоминания: впечатление, повторение и ассоциация. Согласно первому закону, необходимо получить глубокое, яркое впечатление о том, что вы хотите запомнить. А для этого надо сосредоточиться на конкретной задаче. Избавиться от отвлекающих факторов. Наше сознание не удерживает в себе тусклые и туманные впечатления, поэтому скучную и нудную зубрежку нужно превратить в некую игру. К примеру, можно собрать карандаши в три кучки по шесть штук. И придумайте ребенку задачку: у брата есть 6 карандашей, у сестры 6 карандашей и у тебя 6 карандашей. Посчитай, сколько всего карандашей? Умножим три на шесть и получим восемнадцать. Такой способ визуализации помогает отложить в памяти сложный пример. Одним из эффективных игровых способов выучить таблицу умножения считаются карточки. Ни в коем случае не торопитесь, учите в день по одному столбику, а результат закрепляйте в виде игры с карточками. Данный пример отлично подходит для определения второго естественного закона запоминания – повторения. В чем суть игры: с одной стороны карточки будут изображены умножаемые числа (пример: 3х4), а на другой стороне – ответ (в данном случае 12). Все карточки складываются в одну стопку ответами вниз. Задача ученика – произвольно вытащить любую карточку и назвать ответ на предлагаемый пример. Если ответ положительный, карточка убирается в отдельную стопку. Если отрицательный, кладется обратно в общую колоду. В данной игре задействуется и зрительная память, и слуховая. У человека преобладает зрительное восприятие, так как нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу. Если достаточно часто, но с разумными интервалами повторять таблицу умножения, пользоваться ею, применять её в жизни, то ребенку не составит труда её выучить. Сведения, которые мы используем в повседневной жизни, очень прочно закрепляются в памяти. И есть еще третий закон запоминания – ассоциация. К слову, этот механизм объясняет механизм работы всей нашей памяти. Задействовать его в работу нам помогут стихотворения. Если у ребенка начали возникать трудности, то этот способ легко снимет напряжение и пробудит неподдельный интерес. Может показаться, что выучить стихотворение ничуть не легче, чем таблицу Пифагора. Это заблуждение. Стихи очень простые и заучиваются легко. Не будем брать в пример умножение на 1 и на 10. Это элементарные вычисления, которые поймет каждый. Просто следует объяснить ребенку, что когда мы умножаем на 1, то получаем умножаемое число. А при умножении на 10, мы получаем умножаемое число, к которому приписываем нолик. Все элементарно, как и с умножением на два. Ведь это не что иное, как обычное сложение двух одинаковых чисел. Пример: 2х4=8. В данном примере мы складываем 4+4. Или 2х7=14. Складываем 7+7. Умножение на 2 учится за 5 минут и не доставит каких-то хлопот ребенку. Переходя к умножению на 4 хочется отметить, что оно намного легче запоминается, нежели умножение на 3, потому что умножение на 4 – это все то же умножение на 2, но только два раза. Сначала перемножаем число на 2, а полученный результат еще раз на 2. Пример: 6х4=24. Разложим этот пример по частям. Шесть умножаем на два, получаем двенадцать. Полученный результат умножаем еще раз на два или же складываем с самим собой: 12х2=24 или 12+12=24.

Чаще всего возникают сложности с заучиваем столбика умножения на 3. Тут на помощь приходит третий закон запоминания – ассоциация. У детей очень хорошо развита ассоциативная память. Как уже говорилось ранее, эффективность заучивания повышается при помощи стихотворений. Вот некоторые из них:

Умножив три на единичку

Мы попадаем на страничку

Из книги сказок для ребят

Про ТРЕХ веселых поросят!

Что трижды два равно шести

Ответ в шпаргалке подгляди!

А трижды три решим мы сами

Равно ШЕСТЕРКЕ ВВЕРХ НОГАМИ

Три на четыре умножая

Я циферблат воображаю

И представляю в тот же час

Как бьют часы ДВЕНАДЦАТЬ раз

Вот так легко и непринужденно ребенок научится умножать на 3. Не должно возникнуть трудностей и с умножением на 5. Ребенку важно понять, что при умножении четного числа на 5, он получит число, оканчивающееся на ноль. При умножении нечетного числа – в конце будет 5. Пример: 5х6=30. Шесть – четное число. В результате на конце у нас ноль. 5х9=45. Девять – нечетное число и соответственно в результате видим цифру 5 на конце. Мы плавно подошли к умножению на 6,7,8 и 9. Половина этапа пройдено, а это значит, что какую-то часть примеров из этих столбиков ребенок заучил, ведь 8х4 – это то же самое, что и 4х8. Дело за малым, выучить шесть новых примеров. Отлично подойдет метод с использованием карточек, который уже упоминался в этой статье.

Подводя итог, мы пришли к выводу, что умное заучивание таблицы умножения гораздо эффективнее и интереснее для ребенка, нежели банальная зубрежка, используя которую нарушаются все механизмы работы памяти. Руководствуясь тремя законами запоминания (впечатление, повторение, ассоциация) можно без труда выучить таблицу умножения. Придумывайте интерактивные игры, повторяйте выученное с разумными интервалами и развивайте у ребенка ассоциативное мышление. Все это в совокупности даст желаемый результат.