Статья:

Социальная грамотность дошкольников в условиях инклюзивного образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сиротина Н.С. Социальная грамотность дошкольников в условиях инклюзивного образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 5(141). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/141/87095 (дата обращения: 26.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальная грамотность дошкольников в условиях инклюзивного образования

Сиротина Наталья Сергеевна
студент, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль

 

Аннотация. В данной статье дается определение понятия социальной грамотности с точки зрения психолого-педагогического аспекта. Посредством уточнения понятийного поля установлена связь содержания терминов: социальной компетенции и социальной грамотности. Сравнительный анализ представлений о ключевых социальных компетенциях в разных публикациях способствовал конкретизации характеристик социальной грамотности и определения путей ее развития в системе дошкольного инклюзивного образования.

 

Ключевые слова: грамотность, социальная грамотность, компетентность, социальная компетентность, инклюзивное образование, дошкольный возраст.

 

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО).

Оно направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации [5].

Также ФГОС дошкольного образования подчеркивает важность учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им образования.[5]

Актуальность социально-коммуникативного развития детей в условиях инклюзии возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Раскрытию понятия и сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В.Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницына, О.П. Николаев, У. Пфингстен, К. Рубин, Л. Роуз- Крэснор, В.В. Цветков и др.

Формированию компетентности дошкольников посвящены работы педагогов и психологов С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко, Л.В. Моисеевой, С.Л. Новоселовой, Р.Б. Стеркиной, которые содержат большой теоретический и практический материал, обеспечивающий реализацию задач по формированию социальной компетентности старших дошкольников на этапах дошкольного образования.

Вопросы развития социально-коммуникативной компетентности в настоящее время исследуются М.И. Лисиной, Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломенский и др.

Необходимость психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, нашли отражение в исследованиях С. Н. Сорокумовой, Н. Н. Малофеева, Н. Д. Шматко, Л. М. Шипицыной и др. Авторы отмечают, что для многих детей с ОВЗ характерны несформированность адекватных способов усвоения общественного опыта, потребность в общении с взрослыми и сверстниками, недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, несвоевременное формирование предпосылок к овладению предметной, игровой, продуктивной, учебной деятельностью и, что немаловажно, нарушение процессов социализации.

Последние десятилетия стали временем активного изучения различных аспектов процесса формирования социальной компетентности.

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей привел нас к выводу, что в теории и практике формирования социальной компетентности у детей сложился ряд моделей, но в центре каждой из них находится социальная грамотность, приобретаемая разными способами.

Однако процесс развития социальной грамотности у дошкольников в условиях инклюзивного образования пока не стал объектом специального изучения.

Во второй половине восьмидесятых годов прошлого века стали выделять различные виды грамотности: информационную, экономическую, экологическую, социальную и другие виды грамотности.

Различным аспектам социальной грамотности, стало уделяться особое внимание со стороны представителей различных отраслей знания.

Социальная грамотность рассматривается как определенная степень владения социальными навыками, способность с опорой на необходимые знания, достоверные сведения выполнять социально значимые действия без ошибок. [3]

Социальная грамотность - это умение гибко и адаптивно применять социальные навыки, развитие социальной компетентности, адекватное социальное взаимодействие и гармоничное психическое развитие.[4]

Другими словами, социальная грамотность — это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также знание проблем социальных отношений и умение делать свой социальный выбор.

Социальная грамотность является основой формирования социального опыта, позволяющего человеку активно сосуществовать в обществе, с одной стороны, удовлетворяя собственные потребности жизнедеятельности, с другой — оказывая определенное влияние на свое окружение.

В процессе формирования социальной грамотности происходит освоение и приобретение ценностных ориентаций в смыслах человеческой деятельности, духовно-нравственных норм и эталонов отношений и взаимодействия с людьми, формирование отношения к себе и окружающему миру, воспроизводство этого в своем поведении и отношениях с другими.

В работах многих исследователей проводятся параллели между социальной грамотностью и социальной компетентностью, что, в свою очередь, позволяет более четко охарактеризовать особенности, раскрыть сущность первой из них.

В диссертациях В.М. Басовой, Д.Б. Воронцова, И.Н. Сиротина показывается, что отсутствие необходимого возрастного объема социальных знаний и умений, не сформированность соответствующих навыков ведет к трудностям социальной адаптации, не позволяет грамотно применять систему когнитивных правил, распоряжаться ими в соответствии с требованиями конкретного социума и ситуации, улучшать уровень личностных достижений, продуктивно решать социальные проблемы, гармонизировать отношения с окружающими людьми.

Для того чтобы сформировать социальную компетентность, у человека должна быть сформирована элементарная социальная грамотность, то есть комплекс психологических, правовых, этических, культурных, социально- экономических знаний, позволяющих ему осознанно выбрать свой способ решения социальных проблем, сделать свой социальный выбор в той или иной ситуации.

Для более точного понимания смысла определений социальная грамотность и социальная компетентность обратимся к толкованию понятий грамотность и компетентность.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова грамотность рассматривается как обладание человеком необходимым объемом знаний, сведениями из какой-нибудь области; выполнение дела без ошибок, со знанием дела.

Компетентность это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями

Установить взаимосвязь между социальной грамотностью и социальнойкомпетентностьювозможно исходя из понимания конечных целей грамотности и компетентности (A.B. Хуторский).

Цель социальной компетентности – это конечный результат социального взаимодействия, который можно представить в виде формулы:

Компетентность =знаю + умею + опыт.

Цель социальной грамотности – это освоение инструментов социального взаимодействия, которая включает в себя лишь часть компонентов социальной компетентности, таких как «знание» и «умение».

Таким образом, социальная грамотность помогает развитию социальной компетенции и входит в ее состав следующими компонентами:

- приобретение и освоение социальных знаний и умений;

- формирование отношения к себе;

- формирование отношения к окружающему миру.

На основе анализа и теоретического обобщения публикаций, автором дано следующее определение понятия социальная грамотность – этосистемная совокупность социальных знаний и умений, необходимая человеку для социального взаимодействия, адекватно сформированное отношение к себе и окружающему миру.

Итак, развитию социальной грамотности личности может помочь, с одной стороны, ежедневное обучение необходимым социальным навыкам, развитие социальной компетенции, снятие барьеров, мешающих нормальному социальному взаимодействию и психическому развитию.

По мнению, Л.В. Коломийченко, процесс социального развития дошкольника представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческогообщежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта [3].

Процесс присвоения ребенком социальных норм и культурных ценностей происходит под воздействием взрослых (родителей, педагогов).

Для ребенка-дошкольника образ взрослого – это не образ другого человека, а образ самого себя, образ будущности (Д.Б. Эльконин).

Социальное развитие дошкольника осуществляется в определенном пространстве жизнедеятельности ребенка. Социальное пространство для ребенка раннего и дошкольного возраста – это детский сад и семья.

Именно детский сад наряду с семьей является основным звеном системы, которое обеспечивает освоение ребенком тех социальных ролей, которые ему предстоит выполнять как полноправному члену общества.

Рассматривая социальную грамотность как достаточный объем знаний, умений и навыков, с помощью которых ребенок может адекватным образом выполнить задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни, мы выделяем наиболее важные, с нашейточки зрения, начальные умения социальной грамотности, необходимые для успешного включения дошкольников в инклюзивное образовательное пространство :

- коммуникативные умения: умение сотрудничать с детьми и взрослыми,пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения;

- личностные умения: умения осознавать свое «Я» относительнодругих людей, выражать свое мнение, положительно относиться к себе, осуществлять и понимать свою позицию;

- общекультурные умения: умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых.

На основании начальных социальных умений происходит формирование и развитие следующих качеств дошкольника:

- коммуникативные качества: сотрудничество, коммуникативность, эмпатия, толерантность, дружелюбие, поддержка и взаимопонимание;

- личностные качества: адекватная самооценка, сопереживание, доброта, вежливость, милосердие;

- общекультурные качества: самостоятельность, ответственность, собственные суждения, оценка результата.

Проведенный теоретический анализ позволяет предположить, что структура начальных социальных компетенций для формирования и развития социальной грамотности старших дошкольников в условиях инклюзии может быть представлена совокупностью трех компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, поведенческого.

Когнитивный компонент обеспечивает готовность ребенка познавать социальный план действительности, нормы и правила жизни в обществе; быть осведомленным в области взаимоотношений людей в социуме, осознавать самость и собственную индивидуальность; понимать свои и чужие чувства и эмоции; предвосхищать последствия своих и чужих поступков, их влияние на эмоциональное состояние и взаимоотношения людей, понимание детьми особых потребностей ребенка с ОВЗ.

Мотивационно-ценностный компонент обеспечивает готовность принимать и ценить самого себя, другого человека и общество в целом; проявлять потребность в общении и социальном одобрении, желание занять определенное место в микросреде жизнедеятельности; осуществлять социальные аспекты события (сопереживание, сочувствие, соучастие и др.); принимать и ценностно относиться к своим и чужим чувствам, эмоциям, отношениям, желаниям; отдавать приоритет конструктивным, ненасильственным и социально одобряемым способам взаимодействия; принимать и ценностно относиться к нормам и правилам поведения в социуме, присваивая эти правила как личные смыслы отношений к миру, к людям, к самому себе; синхронизировать содержание социальных действий с целями и ценностными установками.

Поведенческий компонент обеспечивает готовность ребенка эффективно взаимодействовать в микросреде жизнедеятельности; поступать соответствии с принятыми социокультурными нормами; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; принимать участие в коллективных делах, оказывать  посильную помощь детям и взрослым; выражать своеотношение, эмоции и настроение приемлемыми способами, учитывая последствия своих поступков; спокойно и конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.

Теоретическое исследование вопросов формирования и развития социальной грамотности дошкольников позволило сформулировать выводы:

1. В дошкольном образовании в настоящее время существует ряд противоречий, с одной стороны, между стратегической целью государственной образовательной политики, с другой стороны, – фактическим уровнем сформированности у дошкольников начальных социальных умений. Повышение уровня сформированности социальной грамотности является актуальной задачей образовательной политики любого ДОО.

2. Исследование проблемы формирования у старших дошкольников социальной грамотности потребовало конкретизации понятий «социальная компетенция» и «социальная грамотность».

Нами принята точка зрения о том, что формируемая у ребенка данного возраста социальная грамотность, является первичным, необходимым компонентом для развития социальной компетенции. Исходя из этого, считаем, что для детей дошкольного возраста актуально формирование именно социальной грамотности.

Социальная грамотность содержит коммуникативные, личностные, общекультурные умения старших дошкольников, которые рассматриваются как часть социальных компетенций.

Для развития социальной грамотности у дошкольников считается целесообразным использовать пробу сил, постановку индивида в разного рода ситуации, чтобы добиться, с одной стороны, переноса ими опыта из ситуации обучения, тренинга, в реальную действительность, с другой - чтобы расширить границы применения алгоритма действий и стимулировать осознание индивидом необходимости создания для себя таких жизненных программ.

Таким образом, подтверждается, что социальная грамотность носит многоуровневый характер, а условиями эффективности ее формирования и развития могут быть:

- наличие специально организованной социально-педагогической среды, обладающей положительным эмоциональным климатом, эффективное создание которой возможно только в условиях образовательного учреждения;

- реализация индивидуальной образовательной программы для каждого воспитанника, основанной на мониторинге его уровня развития и субъектном опыте;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социальной грамотности.

 

Список литературы:
1. Детская психология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Д. Б. Эльконин. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с
2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 167 с. 
3. Коломийченко Л. B. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. Пермь.: НУ, 2007. 115 с. 
4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. 209 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.) // «Российская газета». № 6241 (265), 25.11.2013.