Статья:

Влияние симбиотических отношений с ребёнком на самооценку матери

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(142)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Федотова М.Ю. Влияние симбиотических отношений с ребёнком на самооценку матери // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 6(142). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/142/87281 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние симбиотических отношений с ребёнком на самооценку матери

Федотова Марина Юрьевна
студент, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва

 

Одним из родительских чувств является материнская любовь. Материнская любовь по мнению Э. Фромма существенно отличается от всех остальных видов любви тем, что она несёт в себе две составляющие: забота о росте и развитии ребёнка; установка матери, внушающая «ребёнку любовь к жизни, которая даёт ему почувствовать, что хорошо быть живым» [8, с. 35].

Симбиотические отношения между матерью и ребёнком чаще бывают у матерей, обладающих следующими психологическими характеристиками: отказ от себя в пользу ребёнка, отрицание, постоянное чувство страха, тревоги и вины, проявление гнева, неумение соблюдать границы личности ребёнка, сверхконтроль, проявление перфекционизма, стремление к манипулированию ребёнком. В доказательство утверждений о том, что симбиотические отношения влияют на самооценку матери, было проведено эмпирическое исследование. Выборка составила 90 матерей в возрасте от 25 до 45 лет, имеющие детей в возрасте 6-10 лет, из них 58 – замужем, 27 – разведены, 3 – не были замужем, 2 – являются вдовами. Для изучения степени влияния симбиотических отношений с ребёнком на самооценку матери были использованы следующие методики:

  1. Тест родительского отношения (А. Я. Варга и В. В. Столин). В данном тесте нас интересовала шкала «Симбиоз». По результатам теста, 30 матерей (33 % от общего количества испытуемых) получили высокие баллы (6-7 б.). Эти матери не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребёнком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять все его потребности, забывая о своих потребностях и желаниях. 32 матери (36 %) получили средние баллы (3-5 б.). Между эти матерями и их детьми здоровый симбиоз: они проявляют заботу по отношению к ребёнку, удовлетворяют его потребности, но в то же время дают ему право выбора, свободу, самостоятельность и поощряют инициативу. Низкие баллы (1-2 б.) получили 28 матерей (31 % от общего числа испытуемых). Эти матери устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребёнком, мало о нём заботятся.
  2. Тест на самооценку личности (Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн). В данной методике нас интересовала шкала «Высота самооценки». Анализ результатов теста показал, что у 35 матерей (39 % от общего числа испытуемых) заниженная самооценка: они недооценивают себя, свои способности и возможности. В то же время, у 2 матерей из 35 с заниженной самооценкой (6 %) выявлен высокий уровень притязаний: у них нереалистическое, некритичное отношение к своим собственным возможностям, испытуемые не умеют правильно ставить перед собой цели. У 7 матерей (8 %) выявлена завышенная самооценка. У 48 матерей (53 % от общего числа испытуемых) выявлена адекватная самооценка.
  3. Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси). Анализ результатов теста показал, что у 35 матерей (39 % от общего числа испытуемых) заниженная самооценка: у испытуемых наблюдается негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности. У 7 матерей (8 %) выявлена завышенная самооценка: испытуемые гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям; также такие матери обладают завышенной самоуверенностью, что обуславливает соответствующий стиль поведения и воспитания детей. У 48 матерей (53 % от общего числа испытуемых) выявлена адекватная самооценка.
  4. Методика исследования межличностных отношений (Т. Лири). Анализ результатов теста показал, что у 32 матерей (35 % от общего числа испытуемых) преобладают зависимый и альтруистический типы отношения к окружающим. Они не уверены в себе, постоянно испытывают страхи и тревогу по любому поводу (особенно по отношению к своим детям); в то же время они проявляют гиперответственность, принимая ответственность за других людей на себя; они всегда приносят в жертву свои интересы и желания ради интересов других людей (в особенности своих детей). У 7 матерей (8 % от общего числа испытуемых) преобладает авторитарный тип отношения. Эти матери обладают диктаторским, властным, деспотическим характером. У остальных матерей (51 человек, 57 % от общего числа испытуемых) не выявлены преобладание и акцентуация по какому-то конкретному типу отношения к окружающим, что свойственно гармоничным личностям.

После был проведён анализ взаимосвязи самооценки матери и наличия симбиотических отношений с ребёнком. Испытуемые были условно разделены на 2 группы: матери с симбиотическими отношениями и матери без симбиотических отношений. Для выявления значимости различий между двумя группами был использован критерий Манна-Уитни. В таблице № 1 представлены средние значения самооценки матери (по методике Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна) и значимость различий, рассчитанной по критерию Манна-Уитни (U).

Таблица 1.

Значимость различий самооценки матери (по методике Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна)

 

Матери с симбиотическими отношениями

Матери без симбиотических отношений

Uэмп

Самооценка

46,1

62,7

0

 

При расчёте были выявлены критические значения P0.01=292 и P0.05=338. Полученное эмпирическое значение Uэмп = 0 находится в зоне значимости (см. рис. 1).

 

Рисунок 1. Ось значимости по критерию Манна-Уитни

 

На рисунке 2 представлена диаграмма, показывающая различие между матерями, которые находятся в симбиотических отношениях с ребёнком, и матерями, которые не находятся в симбиотических отношениях с ребёнком.

 

Рисунок 2. Сравнительный анализ уровня самооценки у матерей в двух группах (по методике Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна)

 

Уровень самооценки у матерей, которые находятся в симбиотических отношениях с ребёнком, равен 46 баллам. Это свидетельствует о заниженной самооценке. Показатель матерей, которые не находятся в симбиотических отношениях с ребёнком, равен 63 баллам, что указывает на адекватную самооценку.

Мы видим, что большую роль в уровне самооценки матери играет наличие симбиотических отношений между ними и их детьми. Постоянный страх за ребёнка, чувство вины, неудовлетворённость собой, непринятие себя, желание всегда и всем помогать, делать всё за ребёнка может привести к снижению уровня самооценки у матери. Желая удовлетворить все потребности своего ребёнка, матери забывают о себе, своих желаниях и потребностях.

Для выявления взаимосвязи между уровнем самооценки матери и наличием симбиотических отношений между матерью и ребёнком (достоверные отрицательные и положительные взаимосвязи) мы использовали корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Выборка испытуемых составила 90 матерей. Для наглядности и понимания взаимосвязей результаты представлены в таблице № 2.

Таблица 2.

Корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена)

 

Исходя из результатов корреляционного анализа, можно сделать вывод о том, что коэффициент корреляции = – 0,545. Это свидетельствует о значимой отрицательной (обратной) корреляции – чем выше один параметр, тем ниже другой. Тем самым, чем выше показатель матерей по шкале «Симбиоз», тем ниже их показатель самооценки.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что наличие симбиотических отношений с ребёнком оказывает сильное влияние на уровень самооценки матери, а также на тип её отношения к окружающим. Данное утверждение подтвердили корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена и критерий Мана-Уитни).

 

Список литературы:
1. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. – М.: Когито-Центр, 2014. – 181 с.
2. Варга А.Я. Опросник родительских отношений // Психологическое обследование семьи. – 2008. – Гл. 3. – С. 142-146.
3. Гондаренко К.А. Детско-родительские отношения в современной семье // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии. – 2017. № 3. – С. 187-190.
4. Евстифеева Н.В. Психологический портрет современной женщины // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2003. – № 1 (4) 2003. – С. 90-97.
5. Заиченко Н.У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми // Мир психологии. – 2001. – № 3. – С. 197-209.
6. Захарова Е.И. Отношения дочери с матерью как фактор освоения ею собственного материнства // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 134-143.
7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 304 с.
8. Фромм Э. Природа любви. – М.: Родина, 2018. – 129 с.