Опыт скандинавских стран в области превенции преступности среди несовершеннолетних
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(143)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(143)
Опыт скандинавских стран в области превенции преступности среди несовершеннолетних
Аннотация. В статье рассматриваются особенности систем предупреждения преступности среди несовершеннолетних в таких странах как Финляндия, Швеция, Дания и Норвегия. Исследованы законодательство об охране детства, а также особенности уголовной ответственности неполовозрелых преступников. В процессе написания работы авторы опираются, как на труды отечественных криминологов, так и скандинавских специалистов в области ювенологии. На основе обширной нормативно – правовой базы и актуальных мнений современных ученых делаются выводы об особенностях скандинавской модели профилактики криминальной активности среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетний, преступность, профилактика, Скандинавия, наказание, социальные службы, опека, модель.
Преступность несовершеннолетних уже давно стала отдельным от общей преступности предметом жарких обсуждений среди криминологов, психологов, социологов и многих других компетентных лиц. Данная тема не перестает быть актуальной уже многие десятилетия, поскольку вызывает опасения общества и государственных институтов большинства стран мира по причине высокой степени её рецедивности, латентности и деструктивности. Уровень преступности среди молодежи и несовершеннолетних лиц всегда был так называемой «лакмусовой бумажкой» состояния эффективности организационно – правовых методов государственного функционирования. Очевидным является тот факт, что - это наиболее уязвимые с точки зрения восприимчивости к окружающей действительности группы населения.
В тех странах, где уровень экономической удовлетворенности и социальной стабильности выше, уровень преступности зачастую ниже, чем в тех, где высокий процент социального неравенства, большое количество бедных, широкомасштабная коррупция в органах государственной власти и т. д. В том числе и низок уровень ювенальной преступности, поскольку научно доказано: микросреда ребенка (семья, учебное заведение, близкое окружение) позволяет в большей степени уберечь его от вовлеченности в асоциальные группы и совершения им правонарушений. В этой связи стоит обратить внимание на опыт ряда зарубежных стран, где уровень преступности уже многие годы остаётся низким, существует широкая система превентивного воздействия на потенциальных делинквентов, и, так называемая, пробация несовершеннолетних преступников.
Помимо стран Азиатского региона, где менталитет людей в широком смысле отличается от российского, существуют и другие примеры успешного сдерживания преступности несовершеннолетних. Таким примером являются страны Северной Европы или же по – другому, Скандинавии, которые намного ближе нам по мировосприятию и культуре и где уже на протяжении длительного времени наблюдается низкий уровень криминальной активности. Рассмотрение особенностей всего региона в совокупности обосновывается рядом схожих черт в их базовых нормах по поводу: возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, порядка привлечения к ответственности и отбывания наказания, работы специализированных служб и учреждений, общей молодежной политики.
К слову, страны Скандинавии ещё в 1952 году учредили «Северный Совет» (англ. – Nordic Council), который работает в качестве консультативно-контрольного органа по вопросам, касающимся сотрудничества между странами – участниками. Одной из задач организации считается укрепление законности и правопорядка в регионе, обеспечение стабильности в образовательной сфере, что так или иначе влияет на уровень молодежной преступности [4]. С 1972 года при Совете действует Скандинавский совет по криминологическим исследованиям, выполняющий функцию оказания консультационной и иной помощи правительствам государств – членов Северного Совета по вопросам криминологического характера. Известно, что на него возложена задача сбора и распространения информации по проблемам, представляющим общий интерес для криминологов северных стран. Стоит отметить, что тема преступности среди несовершеннолетних часто выносится на повестку дня этой рабочей группы.
Пик преступности в Скандинавии пришёлся на 1970-е годы прошлого века, когда резко возросло количество тяжких и особо тяжких преступлений и преступности среди детей и подростков [5, с. 117]. Это было связано с различного рода социальными проблемами в обществе, такими как безработица, межнациональные противоречия, рост подпольного производства алкогольных и наркотических средств. Далее, существенный рост числа преступлений подростков и молодёжи произошёл в середине 90-х – начале 2000 – х годов. В Швеции, например, объективный уровень ювенальной преступности начал заметно снижаться только в период с 1995 по 2005 год. Аналогичным образом обстояло дело и в Финляндии, где, несмотря на колебания тенденций в области употребления наркотиков несовершеннолетними, по имеющимся данным, в период с 1992 по 2013 год начало происходить снижение уровня имущественных и насильственных преступлений несовершеннолетних [8, с. 22].
Анализируя скандинавскую модель предупреждения делинквентной активности среди детей и подростков, важно отметить, что уголовное законодательство в странах Северной Европы уже многие годы остаётся неизменным. Возраст ответственности за преступления по уголовным кодексам Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии составляет -15 лет. В Дании действуют, казалось бы, самые мягкие правила, касающиеся расследований в отношении преступлений несовершеннолетних, поскольку в соответствии с законом к лицам от 15 до 18 лет в принципе не могут быть применены какие – либо уголовно – правовые меры воздействия [3, § 15].
Между тем, многие отечественные публицисты раскрывают скандинавскую модель жизни людей через призму «вездесущей» ювенальной юстиции, не уделяя должного внимания деталям в сфере охраны детства и юношества в этих государствах. Данное обстоятельство может быть напрямую связано с тем, что до российской аудитории доходит лишь негативная информация о происходящем за рубежом, а детали в подробностях не раскрываются. Также, в юридической и криминологической научной мысли не удаётся обнаружить и каких-либо фундаментальных исследований последних лет, выстраивающих целостную картину модели сдерживания странами Скандинавского региона преступности среди неполовозрелых. Ювенальная юстиция, всё – таки, это более узкое направление государственной политики, выражающееся в создании специализированных учреждений, отправляющих правосудие в отношении несовершеннолетних преступников и правонарушителей [7, с. 98].
Все страны Скандинавии в своё время безоговорочно имплементировали нормы международного права в свои национальные законодательства. В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года говорится, что в отношении несовершеннолетних: запрещены пытки и унизительные наказания; запрещено применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет; задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры [1], [2].
При отсутствии в странах Северной Европы специализированных судов по делам лиц, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, скандинавская модель ювенальной юстиции реализуется посредством сильной роли социального работника учреждения по охране детей и молодежи, а также - его активного участия в ходе расследования и суда. При первоначальном знакомстве социального работника с задержанным лицом, первый составляет своего рода отчёт об оценке психологического и социального состояния подростка и вносит конструктивные предложения по его последующему исправлению. Таким образом, в этих странах проводится социальное расследование. Отчёт направляется в отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка, где местные социальные службы выстраивают конкретные шаги по индивидуальной профилактической работе с ним.
Во всех странах Скандинавии действуют законы о защите детей (в Финляндии аналогичное название). Социальные службы осуществляют свою деятельность на основании законов о социальных службах (в Швеции, например, действует закон Socialtjänstlag, или SoL), а также о процедурах опеки и попечительства (принудительной опеки над подростками). Наиболее развита практика принудительной опеки над детьми в королевстве Швеция (закон LVU). Под действие принудительной опеки могут попасть две группы несовершеннолетних: а) находящиеся в социально опасном положении, страдающие от психического, физического или иного насилия; б) имеющие наркотическую, алкогольную или иную зависимость, а также подверженные асоциальному поведению. Если социальное состояние ребенка подпадает под один из названных критериев, социальные службы на основании акта могут временно изымать его из семьи для помещения в интернатное или медицинское учреждение [9, с. 36].
Подобные процедуры породили массу слухов относительно беспочвенного изъятия детей из скандинавских семей на основании мелких проступков родителей, таких как: поставить ребенка в угол в наказание, ударить ремнём по телу и т. п. Однако, многие забывают, что ещё с 1979 года прошлого века в той же Швеции на законодательном уровне был закреплен запрет на любое физическое воздействие на ребенка, предусматривающий, в том числе, и уголовную ответственность родителей за это. Кроме того, муниципальные социальные служащие учитывают возможность возвращения ребенка в семью при первой же возможности после устранения всех факторов риска. Также, помимо принудительной опеки в стране существует и добровольная, когда несовершеннолетнее лицо или же его родители желают временно встать на учет социальных служб. Такая практика также имеет высокую распространённость в Северной Европе.
Однако, скандинавская модель зачастую подвергается критике за чрезмерную «вовлеченность» в семейные дела граждан. Помимо этого, в Скандинавии активно практикуется приём анонимных и официальных сообщений об опасном положении детей, которые направляются в социальные службы для дальнейшей проверки. Проверка подразумевает выход специалиста в адрес проживания ребенка, общение с родителями, осмотр спальни и даже холодильника на предмет наличия в нем необходимых для жизнедеятельности несовершеннолетнего продуктов. Таким образом, мы имеем возможность, не без сожаления, констатировать факты прямого вмешательства со стороны государственных институтов в частную жизнь людей.
Судебная практика в странах скандинавского региона сложилась таким образом, что суды так или иначе стараются назначать несовершеннолетним преступникам более мягкие наказания, нежели взрослым. Если малолетнего правонарушителя признают виновным, то, в зависимости от тяжести преступления, ему может грозить штраф, условный приговор, испытательный приговор, направление в социально-реабилитационный центр или тюремное заключение. Судья зачастую исходит из принципа гуманизма и назначает ребенку в виде наказания принудительное воспитание в специализированном учреждении или психологическую помощь. Также, существуют виды наказаний, которые международное право запрещает в отношении несовершеннолетних - это смертная казнь, пожизненное лишение свободы и телесные наказания [1, ст. 37].
По поводу лечения несовершеннолетних преступников у экспертов нет единого мнения о его эффективности. Статистика показала, что лечение молодых правонарушителей способно дать должный эффект. С другой стороны, критика несправедливости этой системы по - прежнему актуальна. В этом контексте обычно упоминается гипотетический случай, когда к двум молодым людям, совершившим одно и то же преступление, относятся по - разному. Один происходит из хорошо функционирующей социальной среды, и его просто предупреждают, в то время как другой происходит из гораздо более тяжелых социальных условий, и поэтому за ним ухаживают и помещают в подобное учреждение.
Отдельно стоит упомянуть такую процедуру как «пробация». Данная процедура подразумевает своего рода надзор со стороны уполномоченного сотрудника уголовно – исполнительной инспекции за несовершеннолетним преступником. Сам несовершеннолетний надзираемый активно включается в общественно полезный труд, постепенно выполняет предписанные судом требования [8, с. 25]. К ним относятся следующие: осужденный не должен совершать новых преступлений; не имеет право самовольно менять место жительства; должен пройти курс обучения или лечения; не должен посещать определенные места. Среди скандинавских стран общественно полезные работы как вид уголовного наказания первыми ввели Дания и Норвегия. С 1990 г. данный вид наказания стали применять в Финляндии, с 1991 г. — в Швеции.
Таким образом, скандинавская модель предупреждения криминальной активности среди несовершеннолетних основана на комплексной и взаимной работе образовательных и иных молодежных учреждений с социальными службами муниципального уровня. В первую очередь такое взаимодействие основано на законодательно закрепленных обязанностях сотрудников сообщать соцработникам, которые наделены в Скандинавии широкими полномочиями, любые факты о возможном нахождении ребенка в социально опасном положении. На основании полученной информации социальные службы проводят социальное расследование. По результатам проверки работник может закрыть дело или же составить акт о временной принудительной опеке над ребенком.
В Скандинавии возраст уголовной ответственности за преступления составляет 15 лет. Ни в одном из государств нет специализированных судов по делам несовершеннолетних. Суды избирают наиболее мягкие меры в отношении неполовозрелых преступников, как например: условный срок, штраф, испытательный приговор, направление в социально-реабилитационный центр. Хорошо развита система пробации, которой отдаётся приоритет после вынесения решения судом. Пробация позволяет осуществлять контроль за деятельностью и передвижениями лиц, исполнением с их стороны вынесенных судом решений. Многие несовершеннолетние преступники привлекаются к выполнению общественно полезных работ, реальный срок тюремного заключения получают единицы.