Статья:

Формы организации внеурочной работы по биологии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Губанова Е.Ю. Формы организации внеурочной работы по биологии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 10(146). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/146/88354 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формы организации внеурочной работы по биологии

Губанова Елена Юрьевна
магистрант, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Пушкарёва Марина Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

Главная цель системы образования в нашей стране - повышение познавательной заинтересованности школьников к изучению предметов школьного курса. Необходимо отметить, что данная проблема волнует практически каждого учителя.  Решение этой ситуации может быть осуществлено через внеурочную деятельность, которая составляет важную частью учебно-воспитательного процесса. 

Анализируя методическую литературу, мы выяснили, что существует множество определений «внеурочной работы», остановимся на некоторых их них.

В соответствии с ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличающейся от классно-урочной системы, и направленная на приобретение планируемых результатов образовательной программы, в первую очередь, личностных и метапредметных [1].

Автор Д.В. Григорьев дает следующее понятие: «Внеурочная деятельность включает все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно решение проблем не только их воспитания, но также и социализации» [4, с. 4].

Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская определяют внеурочную работу, как форму разнообразной организации работы обучающихся вне урока под управлением учителя для побуждения и выражение их познавательных процессов и творческой самостоятельной деятельности в пополнение школьного биологического курса» [3, с. 20].

Под целями организации внеурочной деятельности следует подразумевать: формирование не только процесса становления и развития личности школьников, но и их единой культуры, саморазвития, развитие творческих способностей.

Помимо этого, внеурочная деятельность способствует решению целого ряда важных задач: оптимизация учебной нагрузки обучающихся, улучшение условия для их развития, а также помогает учесть возрастные и индивидуальные особенности.

Внеурочная деятельность принимает во внимание интересы и запросы всех участников образовательной среды: педагогов, обучающихся, а также их родителей (законных представителей).

Внеурочные работы выполняются школьниками по каждому году обучения биологии: ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене человека, общей биологии [8, с.201].

Для того чтобы выделить формы внеурочной деятельности по биологии следует исходить как из количества обучающихся, которые задействованы в участии, так и из принципа систематичности.

Никишов А.И. выделяет 4 формы внеурочной работы:

  1. Индивидуальная;
  2. Эпизодическая групповая;
  3. Кружковая;
  4. Массовые натуралистические мероприятия [6, с. 8].

Авторы Верзилин Н.И. и Корсунская В.М., а также Пономарева И.Н. выделяют 3 формы внеурочной работы:

  1. Индивидуальные занятия;
  2. Групповые занятия;
  3. Массовые занятия [3, с.20, 8, с.202].

Остановимся на последней классификации и рассмотрим подробнее каждую форму рассматриваемой нами деятельности.

  1. Индивидуальная работа осуществляется с отдельными обучающимися в каждой школе. Здесь всегда необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников для усиления и развития их интересов в необходимых направлениях.

Из самых часто распространенных видов выделяют исследовательскую деятельность, подготовка докладов, рефератов, постановка опытов и наблюдений над растениями и животными в природе, изготовление искусственных гнездований, самонаблюдения, изготовление наглядных трудов [6, с. 9].

Подробнее давайте рассмотрим исследовательскую деятельность школьников. Она решает вопросы творческого, исследовательского характера с заранее неизвестным итогом и предполагает выделение основных этапов, характерных для исследования в научной области школьниками [5. с, 49].

  1. Массовую внеурочную работу считают самой распространённой в школе. Она охватывает одновременно большое число школьников, ей характерна торжественность, яркость, значительное эмоциональное воздействие на школьников. Массовая работа включает в себя большие возможности активизации интереса у обучающихся [8. с, 204].

Если рассматривать примеры данной работы, то можно выделить следующие:

  • Предметная олимпиада понимается, как форма интеллектуального соперничества обучающихся в определенной научной сфере, которая позволяет проявить не только знания фактического материала, но и умение использовать эти знания в новых своеобразных ситуациях, требующих творческого мышления [2, с. 3].
  • Викторина. Данный вид массовой работы содействует главным образом развитию познавательного интереса — весьма важного фактора образовательного процесса, который влияет не только на создание непринужденной и увлекательной атмосферы получения знаний в период подготовки и проведения викторины, но и на интенсивность протекания познавательной деятельности обучающихся в других формах организации обучения по биологии. Большинство викторин проводится в период проведении предметных недель в школе [9, с. 55].
  • Предметные недели. Данный вид работы в массовой форме внеурочных занятий является устоявшейся и вовлекает школьников к предметной деятельности в зависимости от их склонностей и познавательных возможностей.

Прежде всего целью проведения является развитие интереса к изучению биологии, расширение кругозора обучающихся, профилактика здорового образа жизни.  Преобладающее количество биологических недель проводятся при поддержки классных руководителей и учителей –  предметников [7, с. 41].

  1. Одной из ведущих в настоящее время форм является групповая работа. Хочется отметить, что она не только имеет четкую организационную структуру, но и объединяет в себя учащихся со сходными интересами и склонностями в области биологии. Пономарева И.Н. выделяет здесь следующие виды занятий: кружковая работа, экспедиции, походы на природу и факультативы [8, 205].
  • Большое внимание нам хочется уделить кружку. Ведь кружок способствует формирование творческого мышления, склонностей и способностей, а также включает в себя группу ребят, которые объединены общими интересами. Кружковые занятия характеризуются регулярностью, продолжительностью сроков и конкретным профилем работы [6, с. 10].

Для осуществления принципов системно-деятельностного подхода, положенных в начало действующих образовательных стандартов, работа кружка в школах по ФГОС должна иметь общественно-полезную направленность.

Отметим, что содержание кружков определяется спецификой школьного курса биологии. На кружках направленных на изучение растений, широкое распространение имеют наблюдение, изучение условий выращивания комнатных растений, их размножение, овладение навыками ухода за растениями, чтение занимательных книг, выпуск буклетов, изготовление плакатов и т.д.

В процессе изучения животного мира кружковая работа направлена на наблюдение за жизнью различных видов животных в естественных и искусственных условиях, на постановку опытов по изучению и выработке условных рефлексов. 

В связи с изучением анатомии и физиологии организма человека содержание кружка направленно на углублённое познание своего организма путём самонаблюдения.

На кружках по общей биологии школьники изучают вопросы цитологии, эволюции, экологии и генетике.

Подводя итог, следует отметить, что внеурочная работа по биологии играет важную роль как в решении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении множества общепедагогических задач, поставленных перед школой.

 

Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации – М.: Просвещение, 2011.
2. Алексинская, О. В. Предметные олимпиады. 5-11 классы. Издание 2-е. Биология / О. В., Алексинская, Е.Н. Маслак. - Нижний Новгород: Учитель. – 2017. 3-7 с.
3. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии/ Н. М. Верзилин, Корсунская В. М. -  Москва: Просвещение. - 1983. - 20.
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.  Григорьев. - Москва: Просвещение, 2010. -  4-10 с.  
5. Гузеев, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В. Гузеев, И.Б. Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С. 49 – 52.
6. Никишов, А. И. Внеклассная работа по биологии / А. И. Никишов [и др.]. - 2-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 1980. – С. 8-11.
7. Петунин, О.В. Формы и методы урочной и внеурочной работы по биологии в классах естественнонаучного профиля // Биология, 2002. - № 7. - С. 40-45.
8. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие / И.Н. Пономарева, В.М. Соломин, Г.Д. Сидельникова. – 3-е из., стер. - Москва: Академия, 2008. – С 201-205.
9. Рыжова, С.В. Викторина «Что? Где? Когда?» С.В. Рыжова, В.А. Рыжов // Биология, 2003. - № 13. - С. 55-58.