Статья:

Скрипичное искусство современного Казахстана

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Жумаш Д. Скрипичное искусство современного Казахстана // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 10(146). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/146/88362 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Скрипичное искусство современного Казахстана

Жумаш Джина
магистрант, Павлодарский педагогический университет, Казахстан, г. Павлодар
Личман Елена Юрьевна
научный руководитель, профессор, доктор философии (PhD), Павлодарский педагогический университет, Казахстан, г. Павлодар

 

Аннотация. В эпоху глобализации и в условиях единого мирового информационного пространства происходит интенсивное развитие музыкального образования Казахстана.

Скрипичная школа впитала в себя наилучшие традиции музыкального образования элитных учебных заведений России: Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Особенная глубина и тонкость игры одаренных исполнителей находит свое истолкование и в азиатской ментальности. Успехи ярких дарований засвидетельствованы на самых престижных и больших международных конкурсах. Отсчет становления и развития музыкального образования скрипачей возникает с 30-х годов ХХ столетия, с момента открытия музыкального техникума – первого среднего учебного заведения Казахстана.

 

Ключевые слова: Казахстан, скрипичное искусство, музыка, музыкальное образование Казахстана, В.С.Хесс, Нина Патрушева, А.Мусаходжаева.

 

Для лучшего понимания культурного наследия и формирования национально-эстетического и патриотического самосознания общества, необходимо изучение, приумножение и сохранение национального музыкального наследия, что является фундаментом для развития духовного, нравственного развития народа нашей страны.

С провозглашением независимости Казахстана открывается новый этап в развитии национальной культуры народа, связанный с возрождением его историко-культурных и духовных ценностей. Развитие культуры и искусства независимого Казахстана – это сложный процесс, в котором, с одной стороны, прослеживается эволюция ранее накопленных тенденций, а с другой, раскрываются новые проявления, во многом определившиеся всем течением современной жизни[2]. Культура и искусство Республики Казахстан вступили в новую фазу своего развития. Один из важнейших результатов процесса – это формирование национального видения с четко выраженной стилистикой, своими особенностями музыкального языка, своим кругом социально-значимых тем.

Сегодня Казахстан — состоявшееся молодое государство, страна с большим геополитическим значением, чьи достижения, также как и инициативы признаются мировым сообществом. Очень важно уделять внимание эстетическо-нравственному воспитанию молодого поколения, как одного из основополагающих факторов развития, будущего нашей страны. Имея богатое культурное наследие, долгий путь к его совершенствованию, невозможно упустить уникальность музыкальной этики и эстетики, которые традиционно передаются от поколения к поколению.

Историки музыки считают, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии. К тому времени все смычковые инструменты, действовавшие на протяжении Средних Веков, были уже известны. Они были расположены в определённом порядке и учёные той поры знали с большей или меньшей вероятностью всю их родословную. Количество их было огромное, и сейчас нет уже необходимости вникать в глубины этого дела.

Скрипичная школа Казахстана по праву считается одной из сильнейших в Центрально-Азиатском регионе. Она вобрала в себя лучшие традиции музыкального образования ведущих учебных заведений России – Московской и Санкт-Петербургской консерваторий.

Рассматривая, становление и развитие профессиональной скрипичной школы Казахстана, можно обозначить следующие временные этапы: Первый этап (1932–1955гг.) – становление скрипичной школы Казахстана: появление первых музыкальных учебных заведений, первых преподавателей по классу скрипки, ссыльных переселенцев или эвакуированных во время Великой Отечественной войны.

Важнейшим событием в становлении профессионального музыкального образования Казахстана, в частности скрипичного искусства, является открытие Института Искусств в г. Алма-Ата (1944 г.). Первым ректором стал А.К.Жубанов – известный казахский композитор, получивший профессиональное образование в Московской консерватории. В годы Великой Отечественной Войны уровень образования в училищах значительно поднялся.

Причиной стал приток высококвалифицированных педагогов, выпускников Московской и Ленинградской консерваторий. В их числе скрипачи В.С.Хесс, он, представляет московско-петербургскую ветвь российской скрипичной школы, ученик Сибораи школы Ауэра, и И.Б.Коган - они по праву являются основоположниками казахстанской скрипичной школы. В.С.Хесс, педагог и музыкант первым в Казахстане начал изучение казахской инструментальной музыки. Изучить национально-специфические навыки игры на скрипке В.С.Хессу помогали его ученики ― первые казахские профессиональные скрипачи А.Толганбаев и Б.Кожамкулова.

Второй этап (1955–1985гг.) характерен появлением первых национальных кадров среди исполнителей и педагогов скрипачей, а также слиянием двух традиций – европейской и национальной.

Третий этап (1985 – по настоящее время) представляет собой полностью сформировавшуюся национальную скрипичную школу, которая функционирует на трех ступенях образования.

Основы скрипичного искусства Казахстана были заложены в 30-е годы ХХ века, когда было открыто несколько учебных заведений. В том числе Первое музыкальное среднее специальное учебное заведение – Алма-Атинский музыкально-театральный техникум (1932), который в 1938 был переименован в Алма-Атинское музыкальное училище имени П.И. Чайковского. В 1934 году был открыт Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая, Казахская государственная филармония (1935). Эти события стали существенным стимулом развития скрипичного искусства Казахстана, так как для оркестров театра и филармонии требовались скрипачи.

Второй этап развития характерен началом распространения сложившихся педагогических традиций на территории всего Казахстана. Во вновь открывающихся учебных заведениях начинают свою деятельность первые воспитанники основоположников, первые казахские скрипачи-педагоги. Последователем великого педагога В.С.Хесса является педагог-музыкант Нина Михайловна Патрушева.

Нина Михайловна Патрушева - профессор, заслуженный деятель РК, заслуженный учитель РК, была награждена орденом «Достык», кавалер Ордена Курмет РК, Почетный профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, Отличник образования Республики Казахстана, обладатель независимой премии «Тарлан» (2001 год).

Педагог Нина Михайловна Патрушева воспитала целую плеяду скрипачей, которые являются гордостью музыкальной культуры Республики Казахстан ― музыканты с мировыми именами, которые по сей день продолжают работу и вносят неоценимый вклад в развитии скрипичной школы Казахстана. Некоторые из них: А.Мусаходжаева - ректор Казахского национального университета искусств, Г.Мурзабекова - заведующая струнным факультетом в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, а также является руководителем «Камераты Казахстана», М.Бисенгалиев - заслуженный деятель РК.

Как отмечают воспитанники именитого педагога, это было музыкальное образование очень высокого уровня. Нина Патрушева была ученицей Вениамина Соломоновича Хесса, который в свою очередь был последователем одного из корифеев скрипичной педагогики Леопольда Ауэра.

У Нины Михайловны более 100 учеников, из которых она воспитала 65 лауреатов международных и республиканских конкурсов. Более 60-ти лет являлась педагогом по классу скрипки в Республиканской средней специализированной музыкальной школе для одарённых детей им. К.Байсеитовой, где более 40 лет возглавляла отделение скрипки и альта. Её ученики продолжали обучение в Московской и Петербургской консерваториях, работают в лучших музыкальных коллективах. Н.М. Патрушева делилась педагогическим опытом с коллегами, проводила мастер-классы, являлась членом и председателем жюри международных и республиканских конкурсов. Её дело продолжают ученики — заслуженные деятели и профессора: Анвар Акбаров, Раиса Мусаходжаева, Алма Абатова, педагоги: Дарига Джапарова, Джамиля Ишкаева, Занифа Бельгибаева, Куралай Ахметова.

Первые педагоги по классу скрипки, стоящие у истоков становления музыкального образования Казахстана, заложили глубокие и основательные традиции формирования уникальной скрипичной школы, имеющей неповторимые особенности национальной идентичности в опоре на лучшие образцы мировой музыкальной культуры.

В настоящее время скрипичная школа Казахстана представляет собой полностью сформировавшуюся национальную скрипичную школу, которая функционирует на трех ступенях образования.

К сожалению, хрестоматий по казахской скрипичной музыке практически нет. А тех, что имеются, — единицы, они пришли в негодность, потому что их бесконечно копируют. Казахская музыка — обязательный репертуар скрипача - казахстанца, а нот, специальных сборников — именно казахской музыки для скрипки — всегда очень не хватает.

Каждая из трех частей пособия «Хрестоматии казахской скрипичной музыки» представляет собой две нотные тетради — партии для скрипки и клавир. В учебник вошли уникальные произведения казахских композиторов Евгения Брусиловского, Мукана Тулебаева, Нагима Мендыгалиева, Курмангазы Сагырбайулы, Газизы Жубановой, Алмаса Серкебаева.

Переиздание выпущено тиражом в 300 экземпляров и распространяется бесплатно. Прежде всего — в музыкальные учебные заведения, а также за рубеж.

На сегодняшний день существует уже три части сборников. Первая предназначена для учащихся младших и старших классов музыкальных школ, вторая — для среднего звена и третья — содержит в себе концертный репертуар студентов вузов и солистов современности. В третий сборник вошли также произведения современных молодых композиторов Казахстана.

Мастерство исполнителей республики проявляли и проявляют видимое влияние на процесс композиторского творчества в инструментальной области. В особенности ярко это выражается при прямом контакте композитора и музыканта интерпретатора во время создания произведения, в котором олицетворяются и отдельные его личные качества, спектр выразительных средств, звуковое мастерство, национально свойственные способы игры. Появление ярких сочинений композиторов Казахстана было связано с ростом исполнительской культуры [3]. Трехступенчатая система образования Казахской национальной академии музыки включает в себя школу, колледж, ВУЗ в единой структуре, синтезирующим фактором которой есть взаимозависимость уровней обучения. Известно, что музыкальные заведения с непрерывной системой образования имеются во многих странах мира. Идея создания такого учебного заведения принадлежит народной артистке РК, лауреату Государственной премии РК, «Юнеско: Артист за мир», академику Международной академии творчества, профессору, ректору КазНАМ Айман Кожабековне Мусаходжаевой.

Будущая знаменитость родилась 15 марта 1958 года в Казахской ССР. Свой творческий путь она начала в Республиканской специальной музыкальной школе им. К.Ж. Байсеитовой в классе знаменитого педагога, скрипачки Н.М. Патрушевой. В 1983 году Айман окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, где училась в классе народного артиста РСФСР, профессора В.А. Климова. За годы учебы она становится дипломантом и лауреатом многих международных конкурсов скрипачей в Финляндии (конкурс им. Я.Сибелиуса), Италии (конкурс им. Н.Паганини), и СССР (VIII Международный конкурс им. П.И.Чайковского), Японии, Югославии. С 1983 года А. Мусаходжаева — солистка Казахской государственной филармонии им. Жамбыла. Спустя семь лет начинается ее педагогическая деятельность в должности доцента Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы.

Айман Мусаходжаева, первая скрипка Казахстана, народная артистка РК снискала заслуженную славу не только у себя на родине, но и во многих странах мира.

В 1992 году известная в стране и мире скрипачка организует Государственный камерный оркестр «Академия солистов». За активную деятельность и воспитание молодого поколения профессиональных музыкантов она получает звание профессора Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. С 1993 года ее приглашают в состав жюри таких крупных конкурсов, как Международный конкурс им. П.И. Чайковского, Международный конкурс скрипачей им. М. Аббадо, Международный конкурс скрипачей им.А. Ямпольского и др. Помимо этого А. Мусаходжаева гастролирует по странам Европы, Азии и Америки. В первое десятилетие независимости Казахстана молодому развивающемуся государству потребовалось создать почву для становления современной национальной и культурной элиты страны. Идейным вдохновителем выступила А.Мусаходжаева, предложив реализовать современную программу последовательного воспитания музыкантов с первых шагов в музыке и до полного овладения профессиональным мастерством.

В ее основу положена политика интеграции лучших отечественных традиций с современными достижениями мирового образовательного процесса. Идею поддержал президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, и уже в 1998 году состоялось открытие Казахской национальной академии музыки в Астане, ректором которой стала профессор А. Мусаходжаева. Миссия этого учебного заведения заключается в поддержке, всестороннем образовании и воспитании одаренных детей со всей республики, особенно из ее отдаленных уголков. При академии были открыты музыкальная школа и колледж. Навысшей ступени образования действуют шесть факультетов: музыки; традиционного искусства; театра, кино и телевидения; хореографии; художественный; социально-гуманитарный [5].

Студенты не только получают теоретическую базу, но иимеют возможность пройти практику в исполнительских коллективах Астаны — симфонический и эстрадный оркестры Государственные филармонии, Хоровая капелла, Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой, Русский драматический театр им. М. Горького и Казахский музыкально-драматический театр им. Куанышбаева, а также музыкальные школы и другие творческие коллективы столицы. Министерство образования и науки обеспечивает программу академической мобильности учащихся и привлекают ведущих зарубежных специалистов для внедрения инновационных образовательных технологий. Воспитанники могут воспользоваться программой академических обменов при наличии сертификатов на знание языка и владения высоким уровнем исполнительского мастерства, и получить право на продолжение обучения в лучших европейских высших учебных заведениях. Они активно выезжают на международные научно-практические конференции за пределы страны, обучаются в высших школах музыки Германии, Голландии, Италии, Великобритании.

Будучи успешным концертирующим исполнителем, А.Мусаходжаева предоставляет возможность подрастающему поколению шагнуть на концертную сцену уже в родных стенах учебного заведения. В университете регулярно проходят музыкальные конкурсы международного уровня.

Многие люди ошибочно понимают под талантом нечто удивительное и выдающееся, которое по мгновению палочки засверкает и заискрится. На самом деле любые способности не проявляются вдруг сами по себе, их нужно развивать, прикладывая при этом значительные усилия и время. Крайне неразумно ожидать, что ребенок самостоятельно научится играть на музыкальном инструменте. Те музыканты, которые прошли музыкальные школы, затем учились в консерваториях, например, в Москве, участвовали в конкурсах Чайковского, Сибелиуса никогда не станут таперами, они становятся известными музыкантами. И когда А.Мусаходжаева училась в Москве, их постоянно готовили к большой игре, с такими выдающимися мастерами как Илья Калер, Максим Федотов. Они вместе ездили на международные конкурсы и занимали призовые места.

Соблюдение принципов непрерывности и преемственности в методике обучения игре на скрипке является одним из существенных факторов обновления музыкального образования. Благодаря высочайшему авторитету, большой инициативности, организаторским способностям профессор А.Мусаходжаева за девять лет деятельности ВУЗа сумела сформировать сплоченный профессорско-преподавательский состав. Вместе с Айман Кожабековной в Казахской национальной академии музыки трудятся опытные преподаватели из Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и Республиканской средней специализированной музыкальной школы для одаренных детей имени К.Байсеитовой [6]. Для упрочения кадровой базы КазНАМ, проведения мастер-классов и сольных концертов систематически приглашаются выдающиеся музыкальные деятели из Австрии, Италии, Франции, США, России, Украины, Кыргызстана, Узбекистана и прочих стран. За девятилетний период в стенах Казахской национальной академии музыки сложились свои уникальные педагогические традиции, которые не только развивают опыт отечественного профессионального музыкального образования, но и обогащаются теоретическими и практическими методами организации учебного процесса западных стран. В исследованиях истории музыкальной культуры Казахстана осталось много «белых пятен», связанных с недостачей информации о жизни и творчестве тех людей, которые отдали свой труд развитию отечественной музыкальной культуры. К числу таких имен можно причислить Вениамина Соломоновича Хесса воспитанника школы П.С. Столярского, выпускника Московской консерватории по классу Заслуженного деятеля искусств СССР Б.О. Сибора. Но эта тема отдельного научного исследования.

 

Список литературы:
1. Афонин Г. А. Скрипка, судьба моя... // Новое поколение. - 2015. - 23 апр. - C. 16.
2. Казахская национальная консерватория им. Курмангазы / под общ.ред. Ж.Я. Аубакировой. – Алматы, 2004. – С. 167–175. 
3. Кожамкулова Б.С. Хрестоматия казахской скрипичной музыки. Часть 1. – Алматы: Дайк Пресс, 2015. – 100 с.
4. Курпякова Н. Учительница первая моя // Казахстанская правда. – 2007. – 20 марта. – С. 4.
5. Мусаходжаева С.К., А.К.ЖубановОснователи скрипичной школы Казахстана (В.С. Хесс).//Материалы Республиканской научно–теоретической конференции «АхметЖубанов и искусствоведение Казахстана». - Алматы:,2016. - С.132-140.
6. Шашкова Л. Торжество скрипки. – Казахстанская правда, 30 октября, 2015.