Статья:

Общая философско-моральная тема в повести А.И. Куприна «Поединок»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Гогиева П.М. Общая философско-моральная тема в повести А.И. Куприна «Поединок» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 10(146). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/146/88429 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Общая философско-моральная тема в повести А.И. Куприна «Поединок»

Гогиева Пятимат Мусаевна
магистрант, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас
Горчханова Танзила Хасултановна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас канд. филол. наук, доцент, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас

 

GENERAL PHILOSOPHICAL AND MORAL THEME IN THE STORY OF A. I. KUPRIN «THE DUEL»

 

Pyatimat Gogieva

Master’s student, Ingush State University, Russia, Magas

Tanzila Gorchkhanova

Scientific director, Cand. philol. sciences, Docent, Ingush State University, Russia, Magas

 

Аннотация. В данной статье рассматривается общая философско-моральная тема повести А. Куприна «Поединок». Затрагиваются такие проблемы повести, как извечное человеческое стремление к счастью, к свободе, проблема трагедии личности. Дается анализ поступков героев как главных, так и второстепенных, характеристика солдатской массы.

Abstract. In this article, the author considers the General philosophical and moral theme of A. Kuprin's story «the Duel». Such issues as the love of nature, the eternal human desire for happiness and freedom are touched upon. A detailed analysis of the actions of the main and secondary characters is given. A detailed and differentiated characteristic of the soldier's mass is given. The problem of the tragedy of personality is shown. A. Kuprin devoted himself to work on his largest work – «The Duel», during the brewing of the first Russian revolution.

 

Ключевые слова: офицеры, солдатская масса, повесть, война, армия, трагедия личности, А. Куприн.

Keywords: officers, soldiers mass, story, war, army, A. Kuprin.

 

Александр Иванович Куприн – один из выдающихся писателей-реалистов конца XIX и начала XX веков. Он вошел в нашу духовную жизнь как певец ярких и здоровых человеческих чувств, как наследник демократических и гуманистических идей великой русской литературы XIX века. Он оставил нам прекрасные примеры реалистичного повествования, резкого и динамичного сюжета, лаконичного и психологически интересного. А. Куприн был создателем яркого и радостного искусства, проникнутого любовью к жизни, любовью к России и русским людям.

В своих произведениях он раскрывает перед нами оригинальные картины старой России – своеобразную мозаичную панораму, и мы видим, как социальный протест зреет в глубине людей, мы видим, насколько страстным и настойчивым, иногда с мучениями и ошибками, но всегда искренне и самоотверженно искали правильные пути честного, демократического мышления.

Произведения этого оригинального мастера связаны с демократическим литературным движением, которое развилось под мощным и плодотворным влиянием Горького. Не случайно, что в период первой русской революции, когда была написана повесть «Поединок», А. Куприн признал, что «самое буйное» в этой истории было навеяно М. Горьким [2, с. 17].

В годы назревания первой русской революции Куприн посвятил себя работе над своим крупнейшим произведением – «Поединок», которое он начал писать еще в 1902 году. Имя Горького неотделимо от творческой истории этого выдающегося памятника русской литературы. «Горький был трогательным товарищем по литературе, он умел вовремя поддерживать и подбадривать», – писал позже Куприн. «Я помню, как много раз бросал «Поединок», мне казалось, что это не было сделано достаточно ярко, но после прочтения написанных глав Горький был в восторге и даже пролил слезу. Если бы это не придало мне уверенности в моей работе, я бы, наверное, никогда не закончил бы это произведение» [4, с. 52].

Повесть «Поединок» была опубликована в 1905 году в шестом сборнике «Знание» [5, с. 37]. История разворачивается в 90-х годах, однако все в нем дышало современностью. Произведение подробно объясняло причины поражения царской армии в бесславной войне с Японией. Более того, порожденный желанием Куприна разоблачить пороки военной среды, которые он справедливо рассматривал как одно из ужасающих проявлений жизни русского буржуазно-помещичьего общества в целом, «Поединок» был ошеломляющий ударом по всем порядкам царской России.

Основное внимание автора сосредоточено на главном герое, младшем лейтенанте Ромашове, его эмоциональных переживаниях, характеристиках его отношения к людям, его оценках реальности. Повесть содержит более подробную и дифференцированную характеристику солдатской массы.

В сюжете следует выделить несколько тематических линий, которые, переплетаясь, создают целостную картину офицерской обстановки, жизни солдатских казарм, личных отношений Ромашова и Низанского, Ромашова и Шурочки Николаевой и, наконец, отношений героя с массой солдат.

Зрелость Куприна как художника-реалиста, как психолога, особенно ярко проявилась в том, что даже эпизодические персонажи произведения необычайно полны крови и ярки в художественном отношении, галерея портретов офицеров особенно богата [6, с. 73]. Ни в коем случае не следует рассматривать образ Назанского, который играет чрезвычайно важную идеологическую и философскую роль в истории, как определенную часть, по крайней мере, не «общего» фона.

Тоска в армии ломает и искажает людей по-разному. В «Поединке» есть длинная очередь людей, каждый из которых в некотором роде демонстрирует «разрушение личности», о котором Горький писал с такой страстью.

Группа молодых офицеров состоит из: Ромашова, Бобетинского, Веткина, Бек-Агамалова, Олизара, прапорщика Лобова. Все, кроме Ромашова, мало думают об их существовании, плывут по течению. И в то же время они значительно отличаются друг от друга по вкусу, привычкам и манерам. Например, Бобетинский пытается подражать офицеру гвардейцу. А это, в его понимании, означает, что он должен казаться разочарованным, говорить на претенциозном и ломаном языке, ходить с расслабленной походкой и держать плечи вверх.

Но в главном портрете Бобетинского Куприн не только осуждает сатиризма тщеславного хлыща провинции, но и высмеивает высшее общество, стиль которого Бобетинский пытается приспособиться к «аристократическому» слою офицеров армии и умных адъютантов Олизаровского полка, и адъютанты полка Олизар и Бек-Агамалов видит себя таковыми. Олигар, стройный и длинный, как шест, очевидно, носил себя в компании мегаполисов, прежде чем войти в полк. Бек-Агамалов – лихой ворчун, но в его дерзости отсутствует элемент благородства, человечности, в нем преобладают дикие и грубые инстинкты [1, с. 23].

Создавая многочисленные и разнообразные типы офицеров, Куприн пытался подчеркнуть, что, несмотря на все недостатки образования в кадетском корпусе, в полк пришли люди, которые были еще морально и физически здоровы. Молодой офицер Лобов полон энтузиазма и юношеской спонтанности. Он до сих пор с удовольствием живет в интересах полка, но ситуация здесь такова, что Лобов скоро станет одним из бурбонов гарнизона.

Главный герой – подпоручик Ромашов. Этот образ наиболее полно воплотил черты героя Куприна – искателя правды, гуманиста, одинокого мечтателя. Среди офицеров Ромашов не находит ответа на свои мысли: ему чужды все, кроме Назанского, в разговорах, с которыми он отдает свою душу [7, с. 19].

В отличие от других офицеров, Ромашов относится к солдатам по-человечески, он проявляет беспокойство по поводу угнетенного солдата Хлебникова, хотя его отношение к Хлебникову может быть не столько истинной демократией, сколько упрощением.

На протяжении всего повествования Ромашов предстает как неудачник, слабый человек. Он больше не трус, только его воля парализована, потому что он принадлежит поколению усталого и разочарованного интеллекта. И все же он испытывает любовь к истине, справедливости, уважение к человеку, который иногда может заставить принять решительные меры. Он заступается за рядового Шарафутдинова. Он рискнул своей жизнью и остановил лейтенанта Бек-Агамалова, который в пьяном исступлении бросился с мечом на офицеров.

Во время нотации полковника Шульговича Ромашов, возмущенный грубостью и несправедливостью, был близок к мятежу. И Шульгович почувствовал это, не без страха. В сцене беседы между лейтенантом Ромашовым и полковником Шульговичем мы наблюдаем своего рода психологический поединок, мы наблюдаем мгновенное и почти отсутствующее выражение восстания Ромашова против бездушности и грубости солдата. А потом, во время обеда с полковником, Ромашов снова почувствовал себя маленьким и незначительным. Ромашов с самого начала повествования показан как интеллектуал с демократически настроенным мышлением. Правда, это смутный демократизм порядочного человека, который не любит унижения людей. Но это также поднимает Ромашова над остальными, показывает, на что способен этот молодой офицер. Социальное и индивидуальное тесно связаны с характером героя произведения. Ромашов слаб, потому что он смертельно болен от болезни в его среде. Честность и тонкость духовной организации делает его особенно болезненным, чтобы чувствовать это бессилие. Невозможно решительно порвать с буржуазной средой, как советует ему Назанский, или «подняться» над ней, как хочет Шурочка, он находит иллюзорное утешение в мире необузданных, наивных мечтаний. В этом мире Ромашов уже не бедный лейтенант, а герой, дерзкий, бесстрашный, красивый. И он больше не выражает себя на языке армейского офицера, но в высоком стиле поэта или в момент грусти и израненной гордости словами, сентиментальных романов. Когда Ромашов думает о себе в третьем лице, он часто прибегает к таким предложениям: «Его дружелюбные, выразительные глаза были покрыты облаком грусти...», «глаза прекрасной незнакомки остановились на стройной фигуре молодого офицера» и т. д.

По словам автора «Поединка», солдаты – это совершенно не жалующаяся и пассивная масса, персонифицированная в картине Хлебникова, а офицеры – это или держиморды, как Слива, Осадчий, или, в лучшем случае, мечтатели-утописты, такие как Ромашов и Назанский. Таким образом, общая философская и моральная тема произведения заключается в столкновении гуманизма и буржуазной бесчеловечности со всеми антисоциальными инстинктами, порожденными образом жизни, основанным на угнетении людей. Несколько иная тема – столкновение живого человека с обывателем провинции, который изображается как опасное болото, разрушающее человека. Если человек бродит по этому болоту, малейшее пренебрежение и слабость могут привести к его смерти. Александр Иванович Куприн прошел трудный путь поиска истины, он очень любил Россию и оставил своему народу драгоценный дар многих замечательных произведений, продолжающих славные традиции русского реализма.

 

Список литературы:
1. Афанасьев В. Н. На подступах к «Поединку». – М., 2011.
2. Берков П. Н. А. И. Куприн. Критико-биографический очерк. – М., 2016.
3. Боцяновский Н. Куприн и севастопольские события. – М., 2011.
4. Бунин И. А. Собр. соч. в 4-х т. – М., «Правда», 2008.
5. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. 2-е издание. – М., «Советский писатель», 2011.
6. Воронцов В. В. А. И. Куприн. В кн.: В. В. Боровский. Литературно-критические статьи. – М., ГИХЛ, 2006.
7. Левин Ф. Автор и его герой в повести А. И. Куприна «Поединок».