Статья:

Функционально-стоимостной анализ системы адаптации молодых специалистов в бюджетной организации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Савцова Д.Е. Функционально-стоимостной анализ системы адаптации молодых специалистов в бюджетной организации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 10(146). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/146/88587 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Функционально-стоимостной анализ системы адаптации молодых специалистов в бюджетной организации

Савцова Дарья Евгеньевна
студент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, РФ, г. Красноярск
Демидова Елена Викторовна
научный руководитель, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, РФ, г. Красноярск

 

В последние годы в мире наблюдается повышенный интерес к новым методам, методикам и подходам управления бизнесом. Современное мышление об управлении и бизнесе складывается на четком определении, измерении, анализе и бесконечном улучшении. Одним из методов описания, измерения, анализа и улучшения бизнеса является метод функционально-стоимостного анализа.

В России на сегодняшний день необходимы существенные перемены в отношении функционально-стоимостного анализа. Целью данной статьи является раскрытие сущности функционально-стоимостного анализа и подходов к его применению с помощью примера при решении конкретных задач анализа и управления финансовой деятельностью предприятия. При всем многообразии подходов, научной и практической основательности применявшихся механизмов ФСА, эволюция данного метода в ходе развития не избежала ошибок и некоторых недостатков. В этой связи актуализируется проблема развития методики функционально-стоимостного анализа и его адаптации к современным условиям деятельности российских коммерческих организаций. В настоящее время существуют различные мнения об эффективности применения функционально-стоимостного анализа (ФСА) или в английской аббревиатуре Activity Based Costing (ABC). Одни пользователи считают ФСА достаточно сложным для понимания и применения. Другие наоборот, простым известным методом, но им не совсем понятна технология его применения, как в методическом плане, так и в плане использования программных средств его поддержки. Третья категория менеджеров вообще не видит возможности его практического применения.

 Данная статья, прежде всего принесет ясное понимание руководителям всех уровней, что функционально-стоимостной анализ является мощным средством повышения эффективности качества работы и производства, а так же укрепления конкурентоспособности в целом.

Для проведения функционально-стоимостного анализа был выбран процесс адаптации молодых специалистов бюджетной организации г.Красноярска. Анализ посвящен деятельности руководителей отделов, поскольку они распределяют обязанности между подчиненными сотрудниками и выделяют наставника для новичка, а так же именно руководители в первую очередь заинтересованы тем, что бы молодой специалист был адаптирован и замотивирован в ближайшее время.

Информация о адаптации молодого специалиста формируется на основе современных отчетов сотрудников курирующих и выполняющих обязанность наставника. В дальнейшем с данной информацией работает руководитель и ищет пути решения недостатков. Данный процесс обусловлен особенностями управления кадрами в организации и отчетами о текучести кадров. Процесс адаптации происходит в несколько этапов и занимает в общей сложности или 2.5 месяцев работы. В нем принимают участие сотрудники отдела персонала, руководитель отдела, наставник и специалист службы охраны труда. Не смотря на продолжительность адаптации молодого сотрудника, данный процесс является сверх дорогостоящим. Руководство организации  стремится сократить издержки, аргументируя тем, что данная организация является бюджетной и государственной, и денежные средства от этого процесса могут послужить оплатой какого либо другого вопроса.

 

Рисунок 1. Совмещенная структурно-элементная модели с существующей функциональной моделью

 

С помощью FAST модели можно наглядно определить взаимодействие функций.

 

Рисунок 2.  Диаграмма FAST процесса адаптации молодых специалистов

 

Самым длительным процессом является наставничество, так как в нем больше всего вспомогательных функций и соответственно большие затраты времени и денежной единицы по сравнению с другими процессами. При анализе всех функций процесса адаптации молодого специалиста, наблюдается ряд  дублирований, такие,  как F1.1 ознакомительная экскурсия и F1.3 внутренние правила и нормы, а так же F2.2 подбор курса обучения и  F 3.1 подготовка материалов для потенциального наставника. F3.4 собеседование с непосредственным руководителем и F4.2 обратная связь с непосредственным руководителем, а так же F4.2.1 собеседование. Затраты элементов процесса адаптации молодых специалистов можно выяснить в организации.

Таблица 1.

Затраты и значимость элементов, существующий вариант

Функции

Итого затраты в рублях

Значимость

Разработка плана адаптации

3600

0,4

Обучение молодого сотрудника

7480

0,3

Наставничество

22200

0,5

Сокращение периода привыкания нового сотрудника

4280

0,2

 

Исходя из таблицы 1 можно наглядно провести ранжирование функций процесса адаптации молодых специалистов по затратам и значимости.

 

Рисунок 3. Ранжирование по затратам, существующий вариант

 

Рисунок 4. Ранжирование по значимости, существующий вариант

 

Для наиболее точного сравнения элементов процесса адаптации молодых специалистов по затратам и значимости и определить, какой именно элемент достижения должен быть подвержен более глубокому анализу или совершенствованию составляется функционально – стоимостная диаграмма. Данная диаграмма строится по убыванию затрат  на элементы процесса адаптации молодых специалистов.

 

Рисунок 5. Функционально-стоимостная диаграмма

 

Выше указанное и проведенное исследование, а так же анализ представленной диаграммы позволяет сделать вывод о том, что наибольший разброс затрат и значимости характерен для процесса F3 наставничество, а так же F2 обучение молодого сотрудника. Именно по этим функциям рациональнее всего проводить совершенствование, поскольку они в данном случае приведут к наиболее значимым результатам. При сокращении подфункций в наставничестве и обучении, уменьшатся как временные так и финансовые затраты. Метод функционально-стоимостного анализа разработан  как "операционно-ориентированная" альтернатива  традиционным  финансовым  подходам, достаточно прост и практичен. Что касается снижения стоимости, трудоемкости и времени, то с помощью ФСА-метода  можно так реорганизовать деятельность, чтобы было достигнуто устойчивое их сокращение.

 

Список литературы:
1. Бородачев Н.А. Анализ качества и точности производства. М.: Машгиз, 1946.
2. Велленройтер X. Функционально-стоимостный анализ в рационализации производства: Пер. с нем. -М.: Экономика, 1984.
3. Влчек Р. Функционально-стоимостной анализ в управлении: Сокр. пер. с чеш. -М.: Экономика, 1986.
4. Ермаченко А.И. Функционально-стоимостной анализ: Учебное пособие -Владивосток: ДВГАЭУ, 2002.
5. Ефимов В.В. Улучшение качества проектов и процессов: Учебное пособие / В. В. Ефимов. Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 185 с.