Управление организационной культурой
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(147)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(147)
Управление организационной культурой
Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния организационной культуры на успешное функционирование предприятий. В результате анализа элементов организационной культуры компании «McDonalds» показано, что развитая организационная культура обеспечивает благоприятную рабочую среду и прямым образом влияет на эффективность компании.
Ключевые слова: Организационная культура, корпоративная культура, культура организации, ценности компаний, развитие, конкурентоспособность, формирование организационной культуры.
В современных условиях культура занимает господствующее положение в жизни человека и во всех сферах его деятельности. Понятие «культура» впервые встречается в работах римского философа Цицерона, где он раскрыл смысл этого определения как «воспитанность и образованность» .
Культура – это фундаментальное понятие, имеющее большое количество толкований. Часто под термином «культура» понимают человеческую деятельность во всех формах ее выражения. Также под культурой подразумевают область духовной жизни, включающий в себя свод этических, моральных норм и правил, обычаи, традиции и ритуалы . Модернизация, кризисные ситуации, глобализация требуют от современных организаций поиска инновационных методов и средств работы. Организационная культура представляет собой основополагающий фактор, который обеспечивает поддержание конкурентоспособности и развития социально – экономических систем как единого целого, поэтому проблема влияния корпоративной культуры на функционирование организации остается актуальной и на сегодняшний день.
Организационная культура – это совокупность норм, принципов и правил, которая поддерживается и разделяется членами организаций и позволяет компаниям эффективно работать и достигать поставленных целей . В конкретном предприятии она проявляется во взаимодействии коллектива друг с другом, в организации трудового процесса или отдыха, в торговых марках, в ритуалах и обрядах, в типах поведения в кризисных ситуациях, во внешнем виде работников и т.д. К сожалению, развитию организационной культуры на предприятиях часто отводят второстепенную роль. Однако, управление организационной культурой в соответствии с требованиями внешней среды является необходимым элементом управленческой деятельности, так как в результате этой работы устанавливается и закрепляется на подсознательном уровне новый разработанный свод организационных принципов и норм, усиливается сплоченность работников, достигается стабильность фирмы, что в свою очередь ведет к совершенствованию деятельности организации.
Управление организационной культурой представляет собой процесс ее формирования, изменения и поддержания .
Процесс формирования организационной культуры является главенствующим этапом в управлении, требующий профессионализма руководителей, так как он помогает настроить сотрудников организации на достижение единых целей, дает возможность компании выделиться на конкурентном рынке . В первую очередь необходимость создания внутренней культуры должна быть осознана высшим руководством. Зачастую, когда формирование организационной культуры происходит без понимания ее влияния на деятельность компании, средства, вложенные в ее формирование, не окупаются. Следует заметить, организационная культура организации должна соответствовать нормам, ценностям и менталитету работников компании, иначе противоречия приведут к конфликтным ситуациям, что впоследствии приведет к снижению эффективности организации. В течение длительного функционирования компании организационная культура может быть подвергнута изменению. Изменение организационной культуры состоит в воздействии руководства на существующую корпоративную культуру с целью изменения ее элементов для улучшения работы компании .
Поддержание организационной культуры реализуется через такие мероприятия, как подбор кадров, помощь в формировании работниками представления о ценностях и нормах организации, профессиональная переподготовка, участие в организационных мероприятиях, поощрение достижений сотрудника, сохранение, закрепление организационной культуры и т.д. Рассмотрим управление корпоративной культурой на примере одной из успешных крупных сетей быстрого питания «McDonalds».
Первый ресторан «McDonalds» был открыт в Калифорнии в 1940 году Диком и Маком Макдоналдами, предложившие миру концепцию быстрого, недорого и качественного обслуживания. На сегодняшний день ресторан «McDonalds» занимает вторую позицию в рейтинге по количеству открытых точек после сети быстрого питания «Subway».
Главная задача деятельности корпорации «McDonalds» - это стопроцентная удовлетворённость клиентов в высококачественной продукции ресторана по доступным ценам в любой точке мира. Для достижения заданной концепции сформулирован стандарт, включающий в себя следующие элементы:
1. Качество (натуральная продукция, высокие стандарты);
2. Культура (быстрое обслуживание клиентов, гостеприимная атмосфера);
3. Чистота (порядок не только в помещениях, но и на территории ресторанов);
4. Доступность (недорогая стоимость продукции компании) [4].
Философия обслуживания клиентов представлена в корпоративном кодексе, с которым знакомятся все сотрудники при приеме на работу в «McDonalds».
«McDonalds» заботится не только о своих клиентах, но и об обществе в целом. Так 1984 год компанией был создан Благотворительный фонд «Дом Роналда Макдоналда», средства которого направляются на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, детским садам и медицинским учреждениям [4]. Разработка имиджа и фирменного логотипа является необходимым этапом управления организационной культуры. К узнаваемым образам «McDonalds» с 1962 года относят желтую букву «М» на красном фоне, клоуна Рональда Макдоналда, идентичное оформление залов ресторана, внешний вид и униформа сотрудника и одинаковое меню во всех точках мира.
В «McDonalds» сотрудники является главным ресурсом для обеспечения эффективности организации. Ежегодно компанией выделяется около 140 миллионов долларов на профессиональную переподготовку работников . Для поддержания корпоративного духа руководство организации постоянно устраивает конкурсы и соревнования между сотрудниками ресторана, победителей которых награждают премией или фирменными подарками. Изучая влияние организационной культуры на развитие деятельности компаний, можно сделать вывод о том, что отличительной чертой и главным преимуществом преуспевающих компаний является культура их организаций. Руководство не должно исключать из своей деятельности управление организационной культурой, так как она обеспечивает конкурентное положение на рынке и стабильное развитие.