Статья:

Основы построения концепции исследования жизненного цикла организации на примере модели Д. Миллера и П. Фризена

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гурина А.П. Основы построения концепции исследования жизненного цикла организации на примере модели Д. Миллера и П. Фризена // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 21(157). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/157/94520 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основы построения концепции исследования жизненного цикла организации на примере модели Д. Миллера и П. Фризена

Гурина Анастасия Павловна
студент, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Развитие компаний в современных условиях базируется на основе знаний о жизненном цикле организаций, при определении которого следует уточнять, что любой хозяйствующий субъект зарождается, развивается, добивается успехов, пытается сохранить положение на рынке, ослабевает и ликвидируется. Как раз такой круговорот называется жизненным циклом.

Основное назначение концепции жизненного цикла организации состоит в объяснение изменений, которые происходят в организации с течением времени[1, с. 110-111]. Организационный подход к вопросам управления и развития предусматривает рассмотрение функционирования организации с точки зрения определенных периодов, характерных для любой структуры.

В динамичных условиях изменения мира и требований с экономической и управляющей стороны возникает определенная необходимость в детальном понимании того, через какие стадии проходит любая организация. В науке теории организаций предложено много моделей, конкретизирующих суть и этапы жизненного цикла. В статье мы проанализируем модель, автором которой является Д. Миллер и П. Фризен. В практической жизни данная модель имеет широкое распространение, потому как в ней содержатся определения состояний организаций в зависимости от её стадий.

Представим на рисунке 1 ключевые этапы жизненного цикла организаций[4, с. 57-61].

 

Рисунок 1. Этапы жизненного цикла организаций (теория Д. Миллера)

 

В модели Д. Миллера и П. Фризена выделены 5 стадий.

На первом этапе организации описываются, как жизнеспособные и стратегические субъекты хозяйствования, которые выстраивают собственную работу по простому принципу управления: задачи задаются сверху, подчиненные сотрудники их выполняют.

На втором этапе – росте, организации характеризуются, как большие и стремительно развивающиеся субъекты, целями которых являются следующие – расширение своей позиции на занимаемой рыночной ниши и развитие более организованной управленческой структуры.

На фазе зрелости организации воспринимаются в качестве устойчивых форм хозяйствования, которые уже менее подвержены инновациям и нововведениям.

Фаза возрождения описывает организации с точки зрения иного взгляда на их способы ведения бизнеса. Именно по причине появления скрытого стимула организации характеризуются, как диверсифицированные объекты, которые пытаются выйти на новый рынок, улучшить свой товар ил модернизировать услугу.

За стадией возрождения всегда следует стадия упадка, потому как организации на предыдущем этапе тратят практически все силы, и их не остается для последующего удержания позиций на рынке. Именно на пятой стадии организации описываются, как инертные и неэффективные объекты, деятельность которых изменяется в зависимости от оставшихся возможностей самого субъекта хозяйствования.

Стадийное рассмотрение состояния организаций на примере модели Д. Миллера и П. Фризена способствует пониманию действий руководителя и определению того, какие стратегии должны вырабатываться при каждом переходе от одного состояния компании к другому.

При соотнесении стадий жизненного цикла организаций, предложенных в исследуемой методике, выделяются такие стратегии, как[2, с. 94-99]:

  • предпринимательская;
  • динамическая;
  • прибыльная;
  • ликвидационная.

В основу предпринимательской стратегии заложено понимание необходимости в формировании конкурентоспособной организации, способной привлечь клиента, обеспечить выход на рынок со стабильной позицией и возможностями. В такой стратегии крайне важно, чтобы сам руководитель был в состоянии руководить сложным, не до конца совершенным процессом производства.

Динамическая стратегия предусматривает наращивание капитала и производственной базы для соответствующего увеличения поставок продукции и услуг на рынок.

В стратегии прибыльности действия руководителя направлены только на поддержание уже стабильной позиции организации и выявление факторов, которые могут воздействовать на положение объекта посредствам их прямого или косвенного влияния.

Суть ликвидационной стратегии состоит в организации оставшихся партий продукции при сохранении имиджа компании на рынке с целью возможного возвращения организации с другими ресурсами.

В целом же действия руководителя во многом зависят от стадии организации, стратегии разрабатываются на основе того, какими ресурсами обладают субъекты хозяйствования[3, с. 54-55].

Модель Д. Миллера и П. Фризена во многом способствует конкретизации того, в каком состоянии находится компания на ее разных этапах. Это способствует лучшей выработки решений и стратегических планов.

 

Список литературы:
1. Жигун, Л. А. Теория организации и организационная деятельность / Л. А. Жигун. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 240 с.
2. Лапыгин, Ю. Н. Стратегии и тактики развития организации / Ю. Н. Лапыгин. – М.: Оега-Л, 2017. – 350 с.
3. Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 848 с.
4. Панов, М. М. Жизненный путь и цикл развития организации / М. М. Панов. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 98 с.