Статья:

Направления совершенствования бюджетного регулирования сельского хозяйства

Конференция: XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Магомедхажиев С.С. Направления совершенствования бюджетного регулирования сельского хозяйства // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(22).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Направления совершенствования бюджетного регулирования сельского хозяйства

Магомедхажиев Сулумбек Саламуевич
магистрант, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

 

Аннотация. Проанализирован отечественный опыт государственного регулирования сельского хозяйства. На основе проведенного анализа предложены основные направления совершенствования бюджетного регулирования сельского хозяйства.

 

Ключевые слова: Государственное регулирование, сельское хозяйство, бюджетное регулирование сельского хозяйства, субсидии.

 

В последнее время заметно активизировалась деятельность государства в сфере регулирования сельского хозяйства. В стране последовательно реализуются государственные программы развития сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на периоды 2008–2012 гг., 2013–2020 гг.), приняты федеральные законы от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».

Несмотря на принимаемые меры, в настоящее время имеются значительные различия между необходимым ресурсным обеспечением сельского хозяйства в форме его бюджетной поддержки и фактическими ее показателями.

В настоящее время доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство составляет 1,4% от общего объема расходов консолидированного бюджета РФ [1].

Согласно условиям членства РФ в ВТО, государство вынуждено сокращать объем прямых выплат сельскому хозяйству. В соответствии с указанными требованиями агрегированный уровень государственной поддержки отечественных товаропроизводителей в России к 2019 г. должен уменьшиться до 4,4 млрд долл. в год. В то же время разрешенный уровень поддержки для ранее вступивших в ВТО стран (даже с учетом масштабов сельскохозяйственного производства) многократно превышает уровень, разрешенный для России. Например, в Евросоюзе совокупная разрешенная поддержка составляет около 100 млрд долл.

Одним из инструментов государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства является страхование в целях возмещения потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате объективных рисковых обстоятельств природного характера (засух, града, сильных дождей, ураганов, аномальных колебаний температуры) и других рисков (пожара, падежа скота, кражи, затопления и пр.), снижающих рентабельность производства, а также финансовую устойчивость отрасли. Современный механизм государственной поддержки страхования рисков в сельском хозяйстве является недостаточно эффективным [2].

Среди основных факторов, сдерживающих развитие страхования рисков в сельском хозяйстве, следует выделить высокие страховые тарифы, также низкую доходность сельскохозяйственного производства. Так, рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) в 2018 году ожидается на уровне 13,1%, что ниже целевого показателя (15%) на1,9 п.п. Без учета субсидий рентабельность составит 8,1% против 5,3% в 2017 году.

В сложившейся ситуации сокращение бюджетного финансирования сельского хозяйства приведет к снижению продовольственной независимости страны, проигрышу в конкурентной борьбе на мировом продовольственном рынке, обострению социальной ситуации на селе. В этой связи большинство российских ученых-экономистов обосновывают острую необходимость увеличения государственной поддержки аграрного сектора экономики.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), совокупный объем государственной поддержки сельского хозяйства в России за 2010–2018 гг. сократился, приблизительно, на 62% и составил около 10 млрд долл. В развитых странах мира, наоборот, наблюдается тенденция увеличения совокупной государственной поддержки сельского хозяйства. Так, в США совокупная государственная поддержка сельского хозяйства за последние 5 лет увеличилась с 39 до 45млрд долл., а в странах ЕС –со 104 до 110 млрд долл. [3].

Так, например, академик Б. Пошкус считает, что социально, экономически и политически оправданно выделять на бюджетную поддержку сельского хозяйства России примерно 3–3,5% ВВП, или 400–450 млрд руб.

Академик И.Г. Ушачев полагает возможной для обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства поддержку государства в размере 700–750 млрд руб. в год.

Профессор М.Я. Лемешев предлагает создать ежегодный фонд для финансирования АПК в размере 20 млрд долл., что составит 4,3% от ВВП страны, а в расчете на 1 га сельхозугодий – по 103 долл. Он считает целесообразным направлять в него 10% от платы за природные недра, землю, от предприятий естественных монополий, от специального государственного займа.

На взгляд автора, ежегодная потребность сельского хозяйства в бюджетном финансировании составляет порядка 650–700 млрд руб. против 260–350 млрд руб., выделяемых в настоящее время. Целесообразно также создание специального фонда финансовой поддержки сельского хозяйства[4].

Исходя из всего вышесказанного выделим следующие основные направления совершенствования механизма государственной бюджетной поддержки сельского хозяйства, которые представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Основные направления совершенствования бюджетного регулирования деятельности организаций сельского хозяйства

 

Усовершенствование механизма государственной финансовой поддержки при оптимальных ее размерах будет способствовать повышению доходности сельскохозяйственного производства, осуществлению расширенного воспроизводства и, как следствие, обеспечению высокого уровня продовольственной безопасности страны.

В заключение следует отметить, что в условиях глобализации социально-экономических процессов повышение эффективности и конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного производства невозможно без усиления государственной финансовой поддержки аграрного сектора экономики.

 

Список литературы:
1. Семенова Н.Н. Увеличение государственной финансовой поддержки сельского хозяйства - реальная необходимость / Н.Н. Семенова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - №17 (302). – С. 3-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uvelichenie-gosudarstvennoy-finansovoy-podderzhki-selskogo-hozyaystva-realnaya-neobhodimost (дата обращения: 19.11.2019).
2. Алтухов А.И. Основные проблемы АПК и пути их решения / А.И. Алтухов // Национа Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 2. - С. 3.  - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22499550 (дата обращения: 19.11.2019).
3. Agricultural support  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data.oecd.org/agrpolicy/agricultural-support.htm (дата обращения: 14.10.2019).
4. Жангоразова Ж. С., Устова Дж А. Эффективность государственного регулирования регионального АПК / Ж. С.Жангоразова, Дж А. Устова  // Пространство экономики. - 2011. - №4-3. – С. 177-179.