Концепция открытых инноваций и ее место в компаниях транспортной логистики
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(148)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(148)
Концепция открытых инноваций и ее место в компаниях транспортной логистики
Стратегический менеджмент - междисциплинарная наука, рожденная на стыке позитивистской экономической теории, прикладного менеджмента, психологии, социологии и другими. Суть стратегического менеджмента в эффективном управлении ресурсами организации для достижения долгосрочных целей компании.
Научное направление стратегического менеджмента возникло в середине ХХ века и развивается достаточно быстро. Появляются новые концепции , опровергаются или совершенствуются старые. На протяжении семидесяти лет существования появились: теория позиционирования М. Портера; ресурсная концепция фирма; концепция динамических способностей; концепция знаний; теория открытых инноваций.
В ранних исследованиях приоритеты стратегического планирования расставлялись на достижения блага общества, затем ориентир сменился на извлечение максимальной прибыли. Разные исследователи , в разное время предлагали различные способы расстановки акцентов. Портер ориентировался на производство уникальной продукции. Ресурсная концепция обратила внимание на эффективное использование средств предприятия. Позже стала в приоритет разработка механизма непрерывного создания эффективных комбинаций использования ресурсов. В 80е годы начала набирать обороты ориентация на знания. Также на личные знания сотрудников, что создавало уникальность каждой отдельно взятой компании. В понимании концепции знаний , фирма предоставляет "полигон" для реализации накопленного теоретического опыта. С бурным развитием научно-технического прогресса, а наряду с ним "кражи" технологических секретов, появилась необходимость в защите информации.
Следствием такой необходимости стало развития концепции закрытых инноваций, которая сосредотачивает все инновации внутри своей фирмы. Но в 90е годы компании все чаще стали раскрывать свои разработки и приглашать сторонних партнеров и разработчиков. Данный подход в стратегическом менеджменте нашел отражение в виде теории открытых инноваций. Согласно теории, компания у которой, соотношение потерь и выигрыша от содержания инновации внутри идет не в пользу организации, необходимо перейти к системе открытой технологии, где компания будет выполнять центральную функцию в общем процессе и получать вознаграждения от использования нововведений через патент, лицензию, услуги или иной способ монетизации создаваемого блага. Нематериальный актив обрел ценность и его стало возможно продать и купить. Важно соотношение сотрудничества с внешними , горизонтальными структурами и вертикальной, внутренней. В обоих крайних степенях есть вероятность стагнации развития. Есть реальные примеры инновационной интеграции в экономической практике.
На сегодняшний день существует множество инноваций в сфере транспортной логистики, которые активно развиваются, адаптируются под локальные рыночные условия. Все больше используются большие объемы данных, которые хранятся разрозненно и часто вводятся вручную. От внедрения новых технологий логистика в любом случае выигрывает. Более этого спрос на внедрение исходит в основном не от компаний , а от их клиентов, которые требуют, чтобы их товары или услуги приходили к заказчику более быстро и меньшими затратами.
Европейские исследователи выделяют 10 основных тенденций развития логистики: управление цепочкой поставок в режиме реального времени; растущая важность новых моделей и новых игроков на рынке; роботизация складских операций; искусственный и дополненный интеллект; цифровые двойники; блокчейн; стандартизация данных и расширенная аналитика; автономные транспортные средства; увеличение инвестиций в логистические стартапы; устойчивое развитие на основе технологий.