Статья:

Одиночество и надежда девочки-сироты в рассказе Андрея Платонова «На заре туманной юности».

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Умбетова М.А. Одиночество и надежда девочки-сироты в рассказе Андрея Платонова «На заре туманной юности». // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89365 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Одиночество и надежда девочки-сироты в рассказе Андрея Платонова «На заре туманной юности».

Умбетова Марьям Арыстанбеговна
студент Термезского Государственного Университета, Узбекистан, г. Термез
Умбетова Надежда Жамельевна
научный руководитель,

 

Аннотация. В научной статье рассматривается тяжелая судьба детей-сирот на материале рассказа А. Платонова «На заре туманной юности». Целью исследования является понимание и переосмысление ценностей полноценной семьи. Результатом данного научного исследования является полный анализ произведения в изображении главной героини, перенёсшей испытания жизни.

 

Ключевые слова: дети-сироты, родители, тяжелая судьба, одиночество, взросление, самостоятельное становление личности, любовь к жизни.

 

Важное место в нашей жизни занимает семья. Сначала та, в которой ты появился на свет, затем та, которую ты создаёшь. Наша опора - это семья, родные люди, которые поддерживает нас в самые трудные минуты жизни. В каждой семье есть два главных человека – это отец и мать. Именно с них и начинается наше первое знакомство с жизнью. Родители всем сердцем любят нас с самого рождения, заботятся и дарят нам тепло своей души. Они волнуются за нас и стараются создать нам прекрасные условия для нашего физического и духовного воспитания.«Родители — это единственные люди, кто не оставит Вас в любой сложившейся ситуации.»  (Омар Хайям) [1]

К огромному сожалению, существуют счастливые и несчастные дети. Под счастливыми детьми, мы понимаем тех, кто родился, растет и воспитывается в полноценной семье. Несчастные – это дети-сироты, которые остались одни по разным причинам: из-за гибели родителей, неблагополучного положения семьи, но самое ужасное это дети-отказники, родители которых, добровольно оставили их. Ясно одно - тяжёлую судьбу сирот невозможно представить. У каждого ребенка в жизни должен быть свой родной уголок - дом, в котором, в любую минуту, он найдёт поддержку, понимание и самое главное любовь.Драматическая судьба детей-сирот не оставила равнодушными и русских писателей, которые старались в своём творчестве, пробудить в читателе бережное и чуткое отношение к обездоленным детям, призвать их к состраданию. Тему сирот в своих произведениях раскрывали В.Г. Короленко, Д. Сабитова, А. Платонов, Ю. Друнина и многие другие.

В нашей исследовательской работе, мы рассматриваем тему сирот на основе рассказа Андрея Платонова «На заре туманной юности». В рассказе описывается жизнь четырнадцатилетней девочки – Ольги, страдающей от потери, своих самых родных людей - родителей. В рассказе автор очень тонко передаёт чувства девочки, оставшейся без заботы и ласки: «Родители ее умерли от тифа в гражданскую войну в одну ночь. Ольге тогда было четырнадцать от роду, и она осталась одна, без родных и без помощи, в маленьком поселке при железнодорожной станции, где отец ее работал составителем поездов…» [2, 1 глава. c .3]

Самое страшное для ребенка - это остаться без помощи и любви самых близких людей. Очень тяжело быть одиноким в таком огромном мире, в котором полно трудностей. Ольга очень сильно тосковала по матери и по отцу. Дни тянулись мучительно долго, она мечтала о той минуте, когда родители вернуться домой. С надеждой в сердце она смотрела на дверь квартиры и представляла себе, их радостную встречу. Однако её мечты, оставались мечтами. Ольга вела хозяйство по дому, вспоминала наказы матери и чувствовала её присутствие рядом.  «Она знала, что ей четырнадцать лет и ее зовут Ольгой, но, когда она делала вместо матери все дела по хозяйству, когда она повторяла ее слова, вздыхала от нужды и тихо томилась на кухне, девочка воображала себе, что мать ее еще жива в ней немного, она чувствовала ее вместе с собою.»[2,1 гл. c.3]

Когда Ольга перебирала в своей голове близких ей людей, она вспомнила о своей тёте. Тут она решила для себя, что это единственный родной человек на всём белом свете, который не оставит её. Появилась надежда, вера на обретение семьи!

Она незамедлительно отправилась к ней. Девочке тяжело было добираться, так как шла гражданская война, повсюду была опасность. По пути ей встретились красноармейцы, которые по-доброму отнеслись к девочке, накормив и напоив её. Ольга поняла, что на свете ещё есть добрые, отзывчивые люди. Её надежды обрушиваются на пороге, когда тётя с недовольством и какой-то чёрной злобой встречает свою племянницу: «Ольга увидела перед собой тетку; она думала, что тетка была веселой и доброй, какой Ольга запомнила ее в детстве, когда Татьяна Васильевна жила в гостях у отца и матери, а теперь тетка глядела на девочку равнодушными глазами и не обрадовалась, что к ней приехала круглая сирота »[2, 2 гл, c.5].

Тётя даже не посчитала нужным, пустить Ольгу в дом, она попросила выйти её за калитку и ждать, пока сама её не позовёт. Как вы думаете? Как себя чувствовала в этот момент беззащитная девочка? Это нужно представить! Девочка поплелась уставшими ножками к рельсам и решила посидеть и перевести дух. В это время в её голову приходили мысли о том, что она не нужна никому, она – сирота. Наконец девочку пустили в дом. Тётя стала упрекать племянницу, что теперь ещё и её кормить нужно.«— От своих детей бог избавил, зато нам их родня подсыпает, — вздохнула Татьяна Васильевна. — Вот тебе, Аркаша, племянница моя, она теперь круглая сирота: пои, корми ее,одевай и обувай!..»[2, 2 гл, c.6]

Ольге стало очень обидно и досадно до слез от того, что её последняя надежда на обретение новой семьи потерпела крах. Девочка поняла, что свой огромный путь в этом большом мире, ей предстоит пройти одной. Она направляется в университет, с целью найти место для ночлега. И наконец, судьба ей улыбается! Мир не без добрых людей. Ольге помогли совершенно незнакомые люди. Девочку зачислили на курсы подготовки младших железнодорожных агентов. С этой минуты в жизни Ольги наступает белая полоса. Теперь она не одинока.

В преодолении всех трудностей, выпавшие на долю Ольги, помогают не только отзывчивые люди, но и сила духа, наделённая такими качествами как: выносливость, смелость и уверенность. Ольга получает от государства огромную помощь: ночлег, стипендия, образование. Будучи, ответственным человеком, она чувствовала долг перед обществом. В связи с этим, она принимает важное решение -принести пользу обществу и государству. Во имя этой цели, онасовершает настоящие героические подвиги: спасает красноармейцев; с помощью маневрового паровоза останавливает оборванный состав из нескольких десятков вагонов. В последнюю минуту, готовая погибнуть, остаётся с механиком в кабине. Тем самым спасая состав, станцию и жизни людей от неизбежного столкновения. Ольга получает тяжелое ранение. Несмотря на все невзгоды и препятствия она становится достойным гражданином и заслуженным героем своей страны.

 

Список литературы:
1. https://wikiphile.ru/200-fraz-pro-roditelej/
2. Андрей Платонов  «На заре туманной юности». Издательство", МОСКВА AUGSBURG 2003 ", том-3, 79 с