Статья:

Эффективное распределение бюджетных средств на муниципальном уровне государственного управления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Текеев М.Д. Эффективное распределение бюджетных средств на муниципальном уровне государственного управления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89851 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективное распределение бюджетных средств на муниципальном уровне государственного управления

Текеев Марат Джашарович
магистрант, Карачаево-Черкесский государственный университет, РФ, г. Карачаевск
Текеева Лейла Дагировна
научный руководитель, зав. кафедрой ГМУ и политологии, канд. социол. наук, Карачаево-Черкесский государственный университет, РФ, г. Карачаевск

 

Проблемы эффективного управления бюджетными средствами муниципалитета занимают ведущее место в дискуссионных вопросах современности в Российской Федерации. Это связано, прежде всего, с тем, что данные вопросы затрагивают интересы каждого человека лично, а именно: от эффективного управления бюджетными средствами муниципалитета зависит инфраструктура образования, здоровья, экологии, транспорта, культуры, спортивных достижений, жилищно-коммунального хозяйства, а следовательно, и качество жизни людей.

Кроме того, исторически, смысл формирования государства заключался в максимально эффективном удовлетворении потребностей граждан, проживающих на его территории, и главным механизмом для достижения этой был сформирован современный сложный и многогранный бюджетный процесс. Его эффективность рассматривается не только с экономической точки зрения, но и с политической, социологической, исторической и так далее. Ученые разных областей знания и практики различных отраслей народного хозяйства уделяют бюджетному процессу и его составляющим огромное внимание. В условиях же глобализации на первое место выходит возможность получения информации о сложившемся опыте бюджетного управления других государств, изучение и анализ его результативности с целью рассмотрения применимости к условиям существования и развития Российского государства.

Прогрессивным направлением повышения эффективности бюджетного регулирования экономики страны является перспективное финансовое планирование и прогнозирование.

Стратегическое планирование на местном уровне как один из основных механизмов реализации бюджетной политики предполагает анализ стартовых условий социально-экономического развития муниципального района по основным направлениям:

- состояние финансов и уровень организации местного самоуправления;           

- состояние качества жизни местного населения;

- состояние социально-экономического потенциала; - экологическая ситуация на территории.

В целях совершенствования стратегического планирования в муниципальном образовании необходимо:

- разработать и утвердить долгосрочною бюджетную стратегию, в рамках которой будут формироваться финансовые ресурсы для каждой муниципальной программы;

- урегулировать механизм инвестирования бюджетных средств в имущество бюджетных и автономных учреждений, а также иных организаций, не являющихся получателями бюджетных средств;

- обеспечить развитие информационной системы «Электронный бюджет», что повысит открытость деятельности непосредственно финансовых органов муниципалитета, упростит администрирование, сократит издержки, усилит контроль над использованием бюджетных ресурсов.

Органам власти необходимо обладать информацией о величине накопленного в муниципальном образовании социально- экономического потенциала, о тенденциях и динамике изменения его величины, а также эффективности использования. Так как социально-экономический потенциал  муниципального образования является категорией, характеризующей финансовые, имущественные, трудовые, природно-ресурсные, инновационные и иные ресурсы, которые могут быть использованы для жизнедеятельности населения и развития экономики в определенный период времени, то он может быть охарактеризован с помощью двух показателей: стартовый социально-экономический потенциал муниципального района и конечный социально-экономический потенциал муниципального района.

Относительная экономическая самостоятельность местного самоуправления обусловливает необходимость и самостоятельного бюджетного регулирования, что невозможно без формирования собственных доходных источников местных бюджетов, формирующих их финансовую базу, требуемую для эффективного выполнения функций, возложенных на местное самоуправление. За счет бюджетов органов местного самоуправления финансируются расходы на среднее образование, здравоохранение, культуру, коммунальные услуги, содержание жилья, сельское хозяйство, охрану окружающей среды.

Важна роль государственных финансов на любом уровне системы, начиная от местного и заканчивая федеральным. Именно на местном уровне, уровне города, либо другого вида муниципального образования, начинает формирование финансовый поток всего государства. Удовлетворение потребностей общества на местах гарантирует решение важных государственных задач на уровне всей страны.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджетные обязательства.

Низкая собираемость доходов не способствует укреплению финансовой самостоятельности муниципальных образований. К числу проблем 86 формирования и использования местных бюджетов следует отнести и такие как неэффективность расходов бюджетов, наличие фактов нецелевого использования средств, недостаточное развитие муниципальной финансовой статистики, отсутствие системы мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, нечеткость методик регулирования межбюджетных финансовых потоков.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (в редакции от 21.07.2014г.)
2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в редакции от 30.04.2010)
4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2016г.)