Проблема безнадзорности и преступности детей на примере анализа закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Республики Беларусь
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)
Проблема безнадзорности и преступности детей на примере анализа закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Республики Беларусь
Как мы знаем, проблема безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является очень актуальной во всем мире. Уровень безнадзорности и беспризорности детей показывает уровень благополучия и стабильности государства и его граждан. По статистике огромное количество несовершеннолетних, являясь безнадзорными и беспризорными, становятся на преступный путь, нарушая различные статьи законов. Эта ужасающая статистика является следствием современного социально-экономического и духовно-нравственного состояния различных государств. И для решения данной проблемы каждое государство имеет нормативно-правовую базу, которая будет регулировать и уменьшать случаи правонарушений детей и безнадзорности. В правовом арсенале Республики Беларусь имеется одноименный закон, который является главным источником правового вмешательства государства в дела несовершеннолетних граждан.
Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» был принят Палатой представителей 22 апреля 2003 года, далее одобрен Советом Республики 15 мая 2003 года. Если сравнивать дату принятие аналогичного закона в РФ и ее регионах, то видна большая разница (в РФ принят в 1999 году). В рамках настоящего закона регулируются правовые отношения, которые возникают благодаря мерам государства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Также регламентированы полномочия соответствующих органов, проводящих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их основные направления и принципы деятельности; права лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа, порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; порядок помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и законодательно закреплены другие вопросы, возникающие в процессе проведения профилактической работы.
Закон состоит из 4 глав: 1. «Основные положения». Данная глава состоит из 11 статей, которые раскрывают фундамент закона (основные термины, задачи и принципы, органы и учреждения, категории несовершеннолетних и их права); 2. «Основные направления деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность». Имеет 13 статей, раскрывающие деятельность органов и учреждений в данной сфере (комиссии по делам несовершеннолетних, органы и учреждения образования, условия помещения несовершеннолетних в учебно-воспитательные учреждения, учреждения социального обслуживания, органы опеки и попечительства); 3. «Порядок помещения несовершеннолетних в специальные учреждения». Данная глава имеет 4 статьи, в которых подробно расписан порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения, прекращения пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, продления этого срока; 4. «Заключительные положения». Состоит из 3 статей, которые показывают вступление в силу данного закона, приведение актов законодательства в соответствие с настоящим законом и признание утратившим силу некоторых законодательных актов. Закон имеет большой объем, так как многие статьи дублируют или дополняют друг друга, тем самым, обеспечивая полноту и последовательность законодательного акта. Основные цели и содержания данного закона четко показаны и задаются потребностью в урегулировании проблемы безнадзорности и правонарушений детей. А это в свою очередь показывает интерес со стороны государства, которое должно обеспечивать достойную жизнь своих граждан.
Анализ данных статей показывает, что закон имеет очень большое сходство с аналогичным актом в РФ. Это видно прежде всего по структуре закона, который почти идентичен, а также с тем, что данные государства тесно сотрудничают на протяжении многих лет в различных сферах, включая правовую защиту и профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан. Но этот факт никак не умоляет достоинства правовой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Все пункты проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в данном законе соблюдены, при этом используются постулаты международных правовых документов (в частности конвенций ООН).
Также необходимо обратить внимание, что после принятия данного законодательного акта, число безнадзорных и беспризорных детей в Республике Беларусь качественно снизилось. Это связано с тем, что до 2003 года в стране не было четкой правовой регламентации данной проблемы. Еще одной причиной можно считать тот факт, что после развала СССР, на территории бывших союзных республик сложилась сложная экономическая и социальная ситуация. Новые государства оказались не способны решить многие насущные проблемы за короткие сроки. Во многих семьях дети были лишены родительского внимания или вовсе росли без родителей, а это в свою очередь привело к наплыву безнадзорных и беспризорных детей, часть из которых начинали активную преступную деятельность или лишались шансов на благополучное и счастливое будущее. Данная проблема является актуальной и по сей день, так как многие дети не получают должного внимания со стороны своих родителей или опекунов. Сложившаяся правовая система по регулированию этой проблемы устаревает. Она уже не отвечает новым требованиям, это видно из статистических данных, которые показывают, что число безнадзорных детей и их правонарушений снизилось не существенно по сравнению с нулевыми. Этот факт еще раз подтверждает, что решение проблемы правонарушений детей не может быть решена такого типа законодательными актами.