Статья:

Правовые особенности договора розничной купли-продажи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кудрявцева Ю.В. Правовые особенности договора розничной купли-продажи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 14(150). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/150/90453 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые особенности договора розничной купли-продажи

Кудрявцева Юлия Владимировна
студент Московской финансово-юридической академии, РФ, г. Москва

 

LEGAL FEATURES OF THE RETAIL SALE CONTRACT

 

Yulia Kudryavtseva

Student of the Moscow Financial and legal academy, Russia, Moscow

 

Аннотация. Договор розничной купли-продажи обладает рядом специфичных черт: причисляется к публичным договорам, его условия одинаковы для всех, и заключен он может быть с любым субъектом; существенное условие – цена, одинаковая для всех покупателей, объявляемая продавцом, тогда, когда договор непосредственно заключается; способ заключения - публичная оферта, т.е. договор предлагается к заключению среди неопределенного круга лиц. Выставление товаров в публичных местах, в том числе самом месте продажи продукции (магазин, рынок, салон, ярмарка и т.д.), является публичной офертой, без учета существования каких-то существенных условий соглашения.

Abstract. A retail sales contract has a number of specific features: it is classified as a public contract, its terms are the same for everyone, and it can be concluded with any entity; the essential condition is the price that is the same for all buyers, announced by the seller, when the contract is directly concluded; the method of conclusion is a public offer, i.e. the contract is offered for conclusion among an indefinite circle of persons. The display of goods in public places, including the place of sale of products (shop, market, salon, fair, etc.), is a public offer, without taking into account the existence of any essential terms of the agreement.

 

Ключевые слова: договор розничной купли-продажи, существенные условия договора, предмет договора, понятие «покупатель».

Keywords: retail purchase and sale agreement, essential terms of the agreement, the subject of the agreement, the concept of "buyer".

 

Договорные отношения розничной купли-продажи наиболее часто встречаются в повседневной жизни участников гражданского оборота. Кроме того, в настоящее время, в связи с глобализацией, развитием информационных технологий, отсутствием свободного времени для посещения магазинов большое распространение получает электронная торговля.

Специфика юридического содержания данного договора определена в Законе «О защите прав потребителе» [1] и нормах российского гражданского законодательства (п. 1 ст. 492 ГК РФ) [2].  

Среди существующих особенностей можно выделить следующие:

1. Специфика предмета договора. Товар, приобретается для личного, семейного, домашнего или иного использования (п. 1 ст. 492 ГК РФ).

2. Особенности сторон. Одна сторона (продавец) – предприниматель, вторая сторона – лицо, не связанное с предпринимательской деятельностью.

3. Согласно п. 2 ст. 492 ГК РФ, рассматриваемый договор относится к публичным договорам. Законодатель определяет последний как соглашение, которое заключает с одной стороны лицо, ведущее предпринимательскую деятельность либо какую-то другую коммерческую деятельность, связанную с получением им дохода, и которое определяет в своем содержании обязанности данного лица по продаже продукции (товара), осуществляемые им согласно виду его деятельности касательно любого лица, обращающегося к нему с целью приобретения товара (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Причем все покупатели равны для продавца, т.е. последний не имеет права игнорировать покупателя или предпочитать одного другому, касательно заключения публичного договора предпочтений быть не может. Исключением могут быть ситуации, установленные законодательными нормами либо другими нормативно-правовыми документами.

4. По способу заключения договор розничной купли-продажи относится к договорам присоединения (ст. 493 ГК РФ). Это обусловлено тем, что условия договора с покупателем не согласовываются. В частности, цена товара устанавливается продавцом в одностороннем порядке (п.1 ст. 500 ГК РФ). В таком же порядке определяются и иные условие договора, кроме его предмета.

5. Цена как существенное условие договора розничной купли-продажи обладает следующими особенностями. Для розничной купли-продажи характерно наличие публичной оферты, которая проявляется в рекламе, предложениях товара по каталогам.

Как известно в числе существенных условий любого договора самым важным является предмет соглашения, а в случае заключения договора розничной купли-продажи, таким условием является и стоимость предмета договора. Согласно нормам. 1 ст. 500 ГК РФ, продажа товара по договору осуществляется по той стоимости, которая была указана продавцом во время заключения данного договора. Именно ее покупатель должен оплатить в порядке и на условиях, зафиксированных договором, если другое не установлено нормами закона либо другими нормативными правовыми документами либо исходить из сущности прав и обязанностей сторон договора.

В случае, когда по условиям договора покупатель должен сделать предоплату в отношении приобретаемого товара, и в указанные соглашением сроки этого не делает, то такое действие считается отказом покупателя от выполнения договорных условий, если стороны для такого случая не предусмотрели другое.

Таким образом, специфика договора розничной купли-продажи определяется тем, что он совершается посредством публичной оферты, это означает, что продавец предлагает совершить сделку всем возможным покупателям, т.е. их круг не определён. Публичная оферта присутствует в размещаемой продавцом рекламе либо в информации о товаре на интернет-сайте и т.д. Главное условие: предложение должно быт направлено в отношении неопределенного круга субъектов. Касательно розничной купли-продажи, договор между продавцом и покупателем считаются заключенным тогда, когда продавец предоставляет покупателю документ, подтверждающий совершенную им оплату за товар: как правило, это кассовый или товарный чек или другой соответствующий документ (ст. 493 ГК РФ). Но указанные документы нельзя рассматривать как договор в письменном виде между названными сторонами, поскольку чеки только подтверждают сам факт совершения покупки и совершение договора устно.

Современной спецификой совершения договора розничной купли-продажи является проявление покупателем такого поведения, которое свидетельствует о его явном намерении заключить такое соглашение, в правовой сфере такое поведение называется  - осуществление конклюдентных действий (п. 2 ст. 158 ГК РФ). Например, такая специфика характерна при покупке товара в специальных торговых автоматах. При заключении рассматриваемого договора продавец обязан передать оплаченный товар его покупателю на месте покупки, при этом на сегодняшний день широко представлены услуги доставки, которыми покупатель в отношении купленного товара может воспользоваться, т.е. договор розничной купли-продажи заключается с включением в его содержимое условия о доставке покупки. В данной ситуации стороны согласуют сроки и адрес доставки, по которому продавец обязуется выполнить услугу доставки. Если адрес получения в договоре не указан, продавец руководствуется информацией о месте жительства покупателя либо место нахождения организации, которые стандартно указаны в соглашении.

При осуществлении доставки, в момент получения покупателем его товара, заключённый розничный договор считается исполненным. Если покупателя нет на месте, товар при доставке передается лицу, предоставившему чек (квитанцию)  либо другой документ, подтверждающий покупку товара (заключение договора купли-продажи) либо подтверждающий факт заявки на доставку купленного товара. Исключением согласно ст. 499 ГК выступают иные условия, установленные законодательными нормами либо другими нормативно-правовыми документами, или если иное следует из существа обязательства.

Согласно рассматриваемому договору продавец обязан информировать покупателя о предлагаемом товаре, т.е. предоставлять в открытом доступе описание товара, выставленного на продажу (п. 1 ст. 495 ГК). Представленные общие положения гражданского законодательства уточняются в Законе о защите прав потребителей. Конкретно в ст. 8, ст.9, ст. 10 указанного закона определено, что каждый продавец товара, равно как и его изготовитель должен обеспечивать покупателя подробной информацией о свойствах и функционале товара, его составе, назначении, правила пользования и условия хранения, включая сроки изготовления и годности, информацию о самом производителе, включая контакты и порядок приема вопросов и претензий от потребителей.

Также продавец в отношении своего магазина должен предоставлять информацию покупателю о режиме его работы, о себе, как предпринимателе, иметь книгу жалоб и предложений и информировать потребителей о правилах торговли товарами, представленные в магазине.

Если условиями договора установлена обязанность покупателя о внесении им предоплаты (ст. 487 ГК) за передаваемый товар с указанием конкретных сроков перечисления денежных средств, то в случае неисполнения покупателем данного условия, такое действие считается отказом последнего от исполнения договора, естественно, если данный вопрос не согласован сторонами заранее и не предполагает иное решение (п. 2 ст. 500 ГК).

Как раз в момент заключения договора покупатель выполняет свою главная обязанность: вносит оплату за передаваемый товар.

В вышеуказанном случае заключения договора с условием внесения предоплаты, невыполнение данного условия со стороны покупателя признается в качестве отказа с его стороны от исполнения договора, и при этом к нему не применяются требования в форме возмещения убытков. Если покупатель не оплачивает тот товар, который он приобрел в кредит, то для данного случая не характерна обязанность покупателя платить продавцу проценты за незаконное пользование чужими деньгами. Это объясняется тем, что покупатель, не совершая выплаты по кредиту, нарушает уже условия кредитного договора, который в таких случаях предусматривает начисление неустойки за каждый день просрочки даты оплаты кредитной выплаты. Но покупателю взыскать данные суммы неустойки можно лишь в той ситуации, когда сам продавец не соблюдает условия своевременного возврата денежных средств покупателю при расторжении договора.

Анализ сегодняшней российской правоприменительной практики по реализации выделенных особенностей договора розничной купли-продажи показывает наличие ряда проблем. Первая проблема связана с положением п. 1 ст. 502 ГК РФ, где указывается, что покупатель имеет право на обмен непродовольственного товара в течение 14 дней.

При этом не конкретизируется, что такое право предоставлено только физическим лицам. В практике розничной торговли нередко происходят случаи, когда продавец отказывает в обмене товара на основании того, что покупателем выступает юридическое лицо. Следовательно, возникает проблема правомерности такого отказа. Положение усугубляется тем фактом, что судебная практика по данному вопросу неоднородна. Лишь некоторые арбитражные суды в своих решениях обращают внимание на то, что применение статьи 502 ГК РФ распространяется как на физических, так и на юридических лиц [1]. В связи с чем, по нашему мнению, конкретизация понятия покупатель в нормах ГК РФ, регулирующих договор розничной купли-продажи, крайне необходима, поскольку указанная проблема на практике приводит  к неоднозначному толкованию ст. 502 ГК РФ и, как следствие, к нарушению прав и законных интересов покупателей – некоммерческих организаций.

С этой точки зрения, целесообразно в ч.1 ст. 502 ГК РФ внести соответствующее дополнения относительно конкретизации понятия покупатель и изложить ее в следующей редакции: «Покупатель (физическое лицо или некоммерческая организация) вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар …».

Более того, на сегодняшний день в действующем гражданском законодательстве не существует нормы, определяющей и раскрывающей понятие «покупатель» в договоре розничной купли-продажи.

Следовательно считаем целесообразным внести дополнительный абзац в ч.1 ст. 492 ГК РФ в такой формулировке: «Покупатель по договору розничной купли-продажи определяется как физическое лицо либо организация некоммерческого характера,  намеревающиеся оформить заявку либо купить или уже оформившие заявку на товар и купившие различные товары в целях личного и семейного пользования, преимущественно в  домашних условиях, никак не сопряженного с ведением предпринимательской деятельности».

Данные предложения будут способствовать формированию единообразной судебной практики, путем устранения неоднозначного толкования категории покупатель в договоре розничной купли-продажи, защитят права и законные интересы всех категорий покупателей по данному договору.

 

Список литературы:
1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. N 5. Ст.410.
3. Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 23.01.2012 по делу № КГ-А41/8249–11// СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/67157377/78286183/ (дата обращения 01.10.2020)

[1] Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 23.01.2012 по делу № КГ-А41/8249–11// СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/67157377/78286183/ (дата обращения 01.10.2020)