Статья:

Практика рассмотрения споров в области правовой охраны объектов авторского и смежных прав

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(151)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Фролова К.А. Практика рассмотрения споров в области правовой охраны объектов авторского и смежных прав // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 15(151). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/151/90678 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Практика рассмотрения споров в области правовой охраны объектов авторского и смежных прав

Фролова Кристина Александровна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Охрана объектов авторского и смежных прав является одним из приоритетных направлений в общественном развитии. В любом государстве существуют законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос. Проблема охраны объектов авторского и смежных прав заключается в обнаружении сути нарушения.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, как активно используются объекты авторского и смежных прав и то, как плохо они на самом деле защищены.

К сожалению, с развитием общества (например, с информационной точки зрения) существенно растет количество нарушений в данной сфере. Несмотря на большое количество судебных дел по нарушению авторских прав, в суд попадают лишь «громкие дела», что доказывает то, как тяжело на самом деле отследить подобные нарушения.

Рассмотрим понятия авторского права и смежного права [1]. Суть авторского права заключается в регулировании правоотношений, касающихся создания и использования произведений искусства, науки, литературы, программ для ЭВМ и баз данных. Смежные права, в свою очередь, являются не институтом гражданского права, а совокупностью норм, созданных для охраны таких объектов интеллектуальной собственности, как:

  1. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние;
  2. фонограммы, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений;
  3. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по её заказу за счет её средств другой организацией;
  4. базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  5. исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссёров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

Использование подобных объектов может осуществляться на возмездной основе, при этом оплата может поступать автору как напрямую, так и через организации, управляющие авторскими правами на коллективной основе, например, через Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) или Российское авторское общество (РАО) [2]. Данные организации аккредитованы Министерством культуры РФ, а также они имеют право взимать плату даже с тех организаций и компаний, которые не зарегистрировали себя как плательщиков налогов в этой сфере.

Рассмотрим более подробно сферу деятельности данных организаций [3].

Таблица.

Краткая информация о РАО и ВОИС

Организация

Российское авторское общество

Всероссийская организация интеллектуальной собственности

Цель платы

Сбор вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм

Сбор вознаграждений в пользу авторов

Размер платы

Размер платы зависит от типа помещения, числа посадочных мест и площади

Размер платы зависит от типа помещения, числа посадочных мест и площади

Количество групп пользователей

14

12

 

К примеру, существует салон красоты «Н», который использует музыку современных певцов для развлечения своих клиентов. В случае, если данный салон красоты не заключал договор выплате вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях с ВОИС или РАО, они имеют право направить в организацию «шпиона», который зафиксирует факт незаконного использования музыки и передаст информацию об этом. Последствиями будет предложение подписать лицензию об использовании музыки, в случае отказа организации от лицензии, данное дело будет передано в суд. Таковы последствия за нарушения права использовании музыки, опираясь на данный пример.

Рассмотрев теоретический аспект правовой составляющей авторского и смежных прав, рассмотрим примеры практики рассмотрения подобных дел.

Пример 1. Права, переданные по авторскому договору, могут передавать иным лицам только в случае, если это уже указано в договоре.

Организация с ограниченной ответственностью подала иск в арбитражный суд к другой организации с целью возместить убытки, понесенные в связи с нарушением ответчиком исключительных прав на определенный художественный фильм. Истец обосновывал свой иск предоставленным договором, который был заключен между ним и третьим лицом. По данному договору были приобретены права на предмет спора - художественный фильм.

Результатом суда был отказ в удовлетворении иска по некоторым причинам. Согласно статье 1255 Гражданского кодекса РФ, права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо включено в договор. Суд установил факт продажи видеокассет с фильмом ответчиком, исключительное право на распространение которого, было приобретено товариществом по возмездному договору с третьим лицом. По условиям подписанного договора предполагалась передача товариществу исключительного права на распространение данного фильма.

Однако из материалов дела можно заметить, что исключительное право на использование произведения третье лицо индивидуально приобрело у изготовителя аудиовизуального произведения по договору, в котором не было условия о возможности передачи обсуждаемого права.

Таким образом, третье лицо не имело права передавать право на использование произведения истцу. А истец, в свою очередь, не мог быть признан обладателем исключительных прав и требовать их защиты.

Пример 2. Программа теле- и радиопередач как информация о времени их выхода в эфир не является объектом авторского права.
С иском в арбитражный суд обратилась теле-радио компания к редакции еженедельника об изъятии тиража издания с программой ее передач, а так же о взыскании компенсации за убытки, принесенные систематической перепечаткой таких программ из газеты, которой эта информация передается компанией по взаимному договору.

Истец посчитал, что данная программа является результатом интеллектуальной деятельности сотрудников организации, в связи с этим, опираясь на пункт 2 ст. 1270 ГК РФ имеет исключительное право на использование данной программы, как коммерческого произведения, и любая ее публикация без ведома компании является нарушением авторским прав, а также дает основание применить особые меры ответственности, установленные законом Гражданским кодексом РФ.

Решением арбитражного суда было удовлетворено требование истца, так как ответчик публикует программу в своем еженедельнике без разрешения истца, что является нарушением по статье 1267 ГК РФ [4]. Впоследствии, суд отменил наказание, указав, что предметом спора является программа как доводимая до зрителей информация о времени выхода в эфир определенной группы теле-, радиопередач. Данная информация, опубликованная ранее в иной газете, является общедоступной, а также она изложена не в оригинальной форме, и не образует самостоятельного произведения. В соответствии с четвертой частью ГК РФ, сообщение о событиях и фактах, несущее информационный характер, не является объектом авторского права. Рассмотрев два примера судебной практики применения охранных мер авторского права, мы можем наблюдать, что арбитражный суд в праве как отказать истцу, так и рассмотреть его дело с последующими санкциями ответчику.

В связи с развитием постиндустриального общества растет количество преступлений, связанных с авторским правом. Решением данных проблем является:

  1. развитие нормативно-правовых актов, касающихся авторского права и смежного права;
  2. создание большего количества аккредитованных организаций, отслеживающих правонарушения;
  3. контроль за незаконным использованием в обществе таких объектов авторского права, как: музыка, литература, предметы искусства, программы ЭВМ, а также объекты, касающиеся специального права.

Практика рассмотрения споров в области правовой охраны объектов авторского и смежных прав широка и многогранна, она актуальна и поддерживается государством. Главным условием наведения порядка в данной сфере можно считать сознательность граждан, которые не станут воровать чужие объекты интеллектуальной собственности, а также будут платить определенные налоги и знать законы.

 

Список литературы:
1. Макарова М. Авторское право и интернет. [Электронный ресурс] // Наука и жизнь: сайт. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/31010/ (дата обращения: 31.03.2021). 
2. Общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» (РАО). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rao.ru/ (дата обращения: 31.03.2021).
3. Всероссийская организация интеллектуальной собственности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rosvois.ru (дата обращения: 31.03.2021).
4. Гражданский кодекс Российской федерации [Электронный ресурс]: от 18.12.2006 (с изм. От 17.01.2021) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».