Проблемы использования новых образовательных технологий в условиях «Цифровой экономики»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(151)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(151)
Проблемы использования новых образовательных технологий в условиях «Цифровой экономики»
Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты использования новых образовательных технологий в рамках реализации «Цифровой экономики». Обоснована актуальность рассматриваемой темы и выделена сущностная характеристика «Цифровой экономики» в образовательной среде. Приведены и детально описаны проблемы, возникающие при использовании цифровых технологий, а также изучено влияние новых образовательных технологий на современных обучающихся.
Ключевые слова: цифровая экономика, образование, информационные технологии, цифровизация, образовательная среда, информация.
На сегодняшний день в условиях непрерывной глобализации и информатизации происходит преобразование многочисленных сегментов жизнедеятельности, в том числе в сфере образования. Одним из современных нововведений является национальный проект «Цифровая экономика», которая предусматривает активное внедрение цифровых технологий для расширения функциональных возможностей населения.
В рамках современной «Цифровой экономики» важное значение приобретает подготовка специалистов, обладающих наиболее широкими возможностями применения новых образовательных технологий, совместно используемых с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и способных обрабатывать большие массивы информаций с использованием современного программного обеспечения. Задачей различных ступеней образования является овладение обучающимися всеми возможностями цифровых технологий для того, чтобы эффективно жить и осуществлять свою реализацию во времена «Цифровой экономики». Но практика показывает, что использование новых образовательных технологий имеет определенные проблемы. Исследование данных проблем и поиски их решения являются острыми и актуальными вопросами на сегодняшний день.
Первая проблема использования новых образовательных технологий связана с самой трансформацией образовательной системы вследствие процессов глобализации и интеграции. Такая трансформация порождает конфликт между использованием традиционных образовательных технологий и цифровых технологий. Внедрение последних означает постепенный процесс своеобразного «разрушения» привычного старого традиционного образования, что принимают не все люди, в особенности те, кто склонен к консерватизму и желанию сохранить устои и традиции. Также стоит понимать, что человеку свойственно относиться с недоверием, а порой и страхом, ко всему новому, что существенно замедляет внедрение новых образовательных технологий и образует дополнительные конфликты [2, c. 172].
Второй существенной проблемой исследуемого вопроса стали высокие требования к образованию и к профессиональному становлению, что порождает негативное отношение к использованию доставляющих существенный дискомфорт новых образовательных технологий. Так, от сотрудников всех уровней квалификации «Цифровая экономика» требует обладать: высоким уровнем цифровой грамотности наряду с основательной естественно-научной и гуманитарной подготовкой; способностями, связанными с «компетенциями XXI века» (креативностью, коммуникативностью, предприимчивостью и другими); сильными знаниями, умениями и способностями в области технологий (проектным мышлением; технической грамотностью; алгоритмическим мышлением; направленным, или критическим мышлением, многозадачностью, быстротой принятия решений и другими). Такие завышенные требования влияют на повышение требований при обучении не только студентов, но и детей в общеобразовательных учреждениях, что может вызывать их реакцию отторжения применительно к новым образовательным технологиям.
Другой стороной вышеописанной проблемы является недостаточность реформ образования для запросов рынка труда «цифровой экономики». Количество рабочих мест, где от исполнителей требуется как высокий уровень общей грамотности, так и высокий уровень цифровой грамотности, возрастает с каждым днем, но многие образовательные учреждения просто не в силах обеспечить требования работодателей в подготовке потенциальных высокопрофессиональных работников. Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Эти процессы имеют смешанные последствия для позиционирования, как образовательных организаций, так и педагогического состава. Необходимые компетенции зачастую приобретаются вне стен учебных заведений, так как образовательные программы зачастую не успевают за динамикой развития технологий. Также данная проблема тесно переплетается с финансовой поддержкой образовательных учреждений в развитии новых образовательных технологий. В результате этого возникает следующее противоречие: условия «Цифровой экономики» требуют от образовательных организаций внедрения новых образовательных технологий, сопровождающегося повышением финансовых затрат, но сами объекты «Цифровой экономики» не могут удовлетворить этот запрос [1, c. 138].
Использование новых образовательных технологий также сопровождается проблемами, непосредственно связанными с особенностями процессов информатизации и самой информацией. Эти проблемы связаны со следующими аспектами:
- Отсутствие на сегодняшний день педагогических или психолого-педагогических теорий цифровизации обучения, основываясь на которые, педагогический состав образовательной организации может эффективно осуществлять обучение.
- Неравнозначность знаний и информации.
- Отсутствие прямой зависимости формирования профессиональной компетентности и доступа к образовательным ресурсам цифровой среды.
- Снижение или утрата воспитательной функции обучения, что может оказать негативное влияние как на традиционное обучение, так и на обучение с использованием цифровых технологий, усилив недостатки того и другого.
- Формирование культуры потребления информации, умения делать выбор между концептуальным и дополнительным, основополагающим и второстепенным, общепризнанным и носящим локальный характер [3, c. 194].
Некоторые специалисты различных наук, в особенности психологии, отмечают многочисленные серьезные проблемы, которые оказали условия «Цифровой экономики» на самих учащихся. Основными из таких проблем являются следующие:
- рост дегуманизации;
- утрата способностей восприятия больших объемов текста;
- экранная зависимость;
- снижение навыков социализации и коммуникации;
- рост цифрового слабоумия;
- снижение когнитивных способностей;
- негативное влияние электромагнитного излучения;
- рост проблем с речевым развитием, зрением и рост проблем со здоровьем, связанных с последствиями малоподвижного и сидячего образа жизни;
- формирование информационного кокона;
- снижение возможностей контроля за деятельностью учащегося;
- расширение доступа к негативной или неверной информации;
- разрыв между пользователем научного или учебного программного обеспечения и его создателем [5, c. 15].
Также необходимо понимать, что использование информационной образовательной среды не может обойтись без определенных рисков и угроз их применения, которые могут привести эту среду в неработоспособное состояние либо в состояние, при котором эффективность работы среды будет нарушена.
В современное время очень часто появляются проблемы, связанные с рисками и угрозами информационной безопасности [4, c. 17].
Резюмируя вышесказанное, следует констатировать, что «Цифровая экономика» диктует новые правила организации современного образования и предъявляет высокие требования к образовательной системе, что приводит к необходимому использованию новых образовательных технологий. Это оказывает влияние на развитие образованию, улучшение его качества и модернизацию структуры, но при этом и порождает множество новых проблем, которые необходимо решать современному обществу на всех его уровнях, применяя различные методы и средства.