Статья:

Проблемы использования новых образовательных технологий в условиях «Цифровой экономики»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(151)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Злыгостева Д.Н. Проблемы использования новых образовательных технологий в условиях «Цифровой экономики» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 15(151). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/151/90864 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы использования новых образовательных технологий в условиях «Цифровой экономики»

Злыгостева Диана Николаевна
магистрант, Российский университет транспорта, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты использования новых образовательных технологий в рамках реализации «Цифровой экономики». Обоснована актуальность рассматриваемой темы и выделена сущностная характеристика «Цифровой экономики» в образовательной среде. Приведены и детально описаны проблемы, возникающие при использовании цифровых технологий, а также изучено влияние новых образовательных технологий на современных обучающихся.

 

Ключевые слова: цифровая экономика, образование, информационные технологии, цифровизация, образовательная среда, информация.

 

На сегодняшний день в условиях непрерывной глобализации и информатизации происходит преобразование многочисленных сегментов жизнедеятельности, в том числе в сфере образования. Одним из современных нововведений является национальный проект «Цифровая экономика», которая предусматривает активное внедрение цифровых технологий для расширения функциональных возможностей населения.

В рамках современной «Цифровой экономики» важное значение приобретает подготовка специалистов, обладающих наиболее широкими возможностями применения новых образовательных технологий, совместно используемых с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и способных обрабатывать большие массивы информаций с использованием современного программного обеспечения. Задачей различных ступеней образования является овладение обучающимися всеми возможностями цифровых технологий для того, чтобы эффективно жить и осуществлять свою реализацию во времена «Цифровой экономики». Но практика показывает, что использование новых образовательных технологий имеет определенные проблемы. Исследование данных проблем и поиски их решения являются острыми и актуальными вопросами на сегодняшний день.

Первая проблема использования новых образовательных технологий связана с самой трансформацией образовательной системы вследствие процессов глобализации и интеграции. Такая трансформация порождает конфликт между использованием традиционных образовательных технологий и цифровых технологий. Внедрение последних означает постепенный процесс своеобразного «разрушения» привычного старого традиционного образования, что принимают не все люди, в особенности те, кто склонен к консерватизму и желанию сохранить устои и традиции. Также стоит понимать, что человеку свойственно относиться с недоверием, а порой и страхом, ко всему новому, что существенно замедляет внедрение новых образовательных технологий и образует дополнительные конфликты [2, c. 172].

Второй существенной проблемой исследуемого вопроса стали высокие требования к образованию и к профессиональному становлению, что порождает негативное отношение к использованию доставляющих существенный дискомфорт новых образовательных технологий. Так, от сотрудников всех уровней квалификации «Цифровая экономика» требует обладать: высоким уровнем цифровой грамотности наряду с основательной естественно-научной и гуманитарной подготовкой; способностями, связанными с «компетенциями XXI века» (креативностью, коммуникативностью, предприимчивостью и другими); сильными знаниями, умениями и способностями в области технологий (проектным мышлением; технической грамотностью; алгоритмическим мышлением; направленным, или критическим мышлением, многозадачностью, быстротой принятия решений  и другими). Такие завышенные требования влияют на повышение требований при обучении не только студентов, но и детей в общеобразовательных учреждениях, что может вызывать их реакцию отторжения применительно к новым образовательным технологиям.

Другой стороной вышеописанной проблемы является недостаточность реформ образования для запросов рынка труда «цифровой экономики». Количество рабочих мест, где от исполнителей требуется как высокий уровень общей грамотности, так и высокий уровень цифровой грамотности, возрастает с каждым днем, но многие образовательные учреждения просто не в силах обеспечить требования работодателей в подготовке потенциальных высокопрофессиональных работников. Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Эти процессы имеют смешанные последствия для позиционирования, как образовательных организаций, так и педагогического состава. Необходимые компетенции зачастую приобретаются вне стен учебных заведений, так как образовательные программы зачастую не успевают за динамикой развития технологий. Также данная проблема тесно переплетается с финансовой поддержкой образовательных учреждений в развитии новых образовательных технологий. В результате этого возникает следующее противоречие: условия «Цифровой экономики» требуют от образовательных организаций внедрения новых образовательных технологий, сопровождающегося повышением финансовых затрат, но сами объекты «Цифровой экономики» не могут удовлетворить этот запрос [1, c. 138].

Использование новых образовательных технологий также сопровождается проблемами, непосредственно связанными с особенностями процессов информатизации и самой информацией. Эти проблемы связаны со следующими аспектами:

  1. Отсутствие на сегодняшний день педагогических или психолого-педагогических теорий цифровизации обучения, основываясь на которые, педагогический состав образовательной организации может эффективно осуществлять обучение.
  2. Неравнозначность знаний и информации.
  3. Отсутствие прямой зависимости формирования профессиональной компетентности и доступа к образовательным ресурсам цифровой среды.
  4. Снижение или утрата воспитательной функции обучения, что может оказать негативное влияние как на традиционное обучение, так и на обучение с использованием цифровых технологий, усилив недостатки того и другого.
  5. Формирование культуры потребления информации, умения делать выбор между концептуальным и дополнительным, основополагающим и второстепенным, общепризнанным и носящим локальный характер [3, c. 194].

Некоторые специалисты различных наук, в особенности психологии, отмечают многочисленные серьезные проблемы, которые оказали условия «Цифровой экономики» на самих учащихся. Основными из таких проблем являются следующие:

  • рост дегуманизации;
  • утрата способностей восприятия больших объемов текста;
  • экранная зависимость;
  • снижение навыков социализации и коммуникации;
  • рост цифрового слабоумия;
  • снижение когнитивных способностей;
  • негативное влияние электромагнитного излучения;
  • рост проблем с речевым развитием, зрением и рост проблем со здоровьем, связанных с последствиями малоподвижного и сидячего образа жизни;
  • формирование информационного кокона;
  • снижение возможностей контроля за деятельностью учащегося;
  • расширение доступа к негативной или неверной информации;
  • разрыв между пользователем научного или учебного программного обеспечения и его создателем [5, c. 15].

Также необходимо понимать, что использование информационной образовательной среды не может обойтись без определенных рисков и угроз их применения, которые могут привести эту среду в неработоспособное состояние либо в состояние, при котором эффективность работы среды будет нарушена.
В современное время очень часто появляются проблемы, связанные с рисками и угрозами информационной безопасности [4, c. 17].

Резюмируя вышесказанное, следует констатировать, что «Цифровая экономика» диктует новые правила организации современного образования и предъявляет высокие требования к образовательной системе, что приводит к необходимому использованию новых образовательных технологий. Это оказывает влияние на развитие образованию, улучшение его качества и модернизацию структуры, но при этом и порождает множество новых проблем, которые необходимо решать современному обществу на всех его уровнях, применяя различные методы и средства.

 

Список литературы:
1. Магомедов А.М. Проблемы и тенденции развития цифрового образования [Текст] / А.М. Магомедов. – М.: Педагогика и просвещение, 2019. –  259 с.
2. Рябикина В.М. Проблема использования цифровых технологий в образовании [Текст] / В.М. Рябикина. – Пенза: Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации, 2020. – 248 с.
3. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы [Текст] / Б.Е. Стариченко. – Екатеринбург: Педагогическое образование в России, 2020. – 339 с.
4. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы [Текст] / А.А. Строков. – Н. Новгород: Вестник Мининского университета, 2020. – 367 с.
5. Тепляков Н.Ю. Актуальные проблемы образования в век цифровых технологий [Текст] / Н.Ю. Тепляков. – М.: Современное педагогическое образование, 2020. –  413 с.