Статья:

Этика юриста в контексте делового общения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(152)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гордиенко Т.П. Этика юриста в контексте делового общения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 16(152). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/152/91221 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Этика юриста в контексте делового общения

Гордиенко Татьяна Петровна
студент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, РФ, ст. Медведовская

 

В процессе той или иной деятельности человек сталкивается с формой делового общения, ведь грамотная, речь позволяет нам легче устанавливать взаимоотношения и взаимопонимания с коллегами и с партнерами, что в дальнейшем это создает надежные межличностные отношения деловые отношения. Данные нормы культурного делового общения дают нам понятия, что принято в обществе, а что нет. Особое внимание взаимоотношения людей в процессе совестной деятельности вызывает большой интерес со стороны различных исследователей, а именно: социологов, философов и специалистов по психологии.

Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. Все время данные нормы поведения развивались и учитывались в дипломатических, политических и социальных отношениях, ведь в них выражается государственная точка зрения. Этика делового общения остается одной из самых важных элементов деловых отношений, поскольку этика опирается на мудрость, представления о духовных ценностях, а именно о чести, достоинстве, справедливости и представлении о благе. С тем чтобы полностью разобраться и дать правильные ответы, а именно разобраться с поведением людей в деловой обстановке и раскрыть понятие этика мы используем термин этика делового общения. Так какие же важные вопросы и проблемы затрагивает этика в нашем современном мире? Этика-раздел философской науки, объектом изучения которой является мораль.

В повседневной нашей жизни мы часто слышим такие слова как нравственность, мораль, этичность, ответственность, долг, честь и т.д. и у каждого человека есть свое толкование и свое представление о морали и нравственности. Это некие рамки, за которые мы не выходим и эта та этика которой мы руководствуемся изо дня в день. Наше общество полностью погружено этическими нормами, правилами поведения, которые позволили выработать признаваемый этикет, и которые закрепляется в обычаях и традициях. Этикет обязывает нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах где бы вы не находили везде есть нормы и правила, которые захватывают все сферы жизни. Этикет развивался не только у государственных служащих, но она относится и к деятельности юристов. Юридическая (от лат. juridicus — судебный) этика — разновидность профессиональной морали, в которой принципы и категории общей и профессиональной этики применяются для анализа морали, действующей в юридической сфере Их деятельность становится более высокоэффективной, когда она регулируется иными этическими правилами. Этика сотрудников правоохранительных органов: которые не только базируются на общечеловеческих моральных ценностях, но и учитывают конкретные условия данной организации.

Необходимо отметить, что профессиональная этика формировалась в тех видах деятельности, объектом которых являлся человек. Работа с людьми отличается неповторимостью ситуаций, противоречиями и трудностями, какие непременно необходимо вовремя преодолевать.

Деловое общение занимает особое место в деятельности юриста. Взаимодействие совершается в различных профессиональных действиях, а именно: это может быть общения с гражданином, который обратился за юридической консультации, (или же профилактическая беседа входе сыска, обыска, опроса, либо других следственных действиях.)

Как писал об этом российский юрист М. С. Строгович, всякое решение, принимаемое органами государства, должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной.

Отличительная черта юриста связана с образованием, воспитанием его социального статуса. Для того, чтобы быть квалифицированным сотрудником, юристу необходимо совершенствовать навыки речи и повышать культуру общения. Кроме простого общения также есть средства невербальной коммуникации. К их числу относятся: жесты, мимика, позы. Среди невербального общения особое место занимает визуальный контакт. Ведь при помощи взгляда также выражается одобрение или несогласие.

Все сложившиеся нормы являются результатом длительного процесса взаимоотношения людей. Без соблюдения этических норм невозможны политические, экономические и социальные отношения.

Усвоение профессиональных этических норм приобретает особое значение в условиях существенного изменение системы социальных ценностей, смены мировоззрения, политической и правовой идеологии. В современных российских условиях профессиональная этика приобретает для юриста значение сущностного профессионального качества. Причем в первую очередь это касается не столько знания этических правил, которые формально приняты юридическим сообществом в целом или отдельными его корпорациями, сколько внутренних установок самого юриста, тех принципов, порывов, импульсов, которые предопределяют для него самодозволение совершить одни действия или самозапрет на совершение других.

Однако, отсутствие единых норм не означает, что поведение юриста никак не регулируется. Многие компании определяют этические стандарты на локальном уровне. По словам Александра Гулько, на практике 90% юридических фирм используют профессиональные стандарты поведения. Руководитель группы юридических услуг компании Интеркомп Иван Катышев добавил, что этические нормы могут быть установлены также на уровне юридических отделов компании. Соответствующие документы регулируют такие вопросы, как предоставление заключений, проведение встреч с клиентами, сроки реагирования и т.д.

С целью грамотного общения речь юриста обязана различать:

–компетентность, понятность общедоступность значений выражения для любой категории граждан;

–очередность, логичная согласованность изложений, наглядность, законная обоснованность с ссылкой на различный факты, подтверждения доказательств, законный общепризнанные нормы;

– соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

В заключение хотелось бы привести, основные выводы, сделанные в процессе изучения выбранной проблемы. В ходе профессиональной деятельности юриста, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов.

Таким образом можно отметить, что общение дает большие возможности как для простого человека, а особенно для юриста понятно, что для того чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Поэтому знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста как коммуникативная компетентность.

 

Список литературы:
1. Э.Фромм. «Психоанализ и этика» М. 1993. с. 63.
2. Ю.Н. Стецовский. «Уголовно-процессуальная деятельность защитника». М. 1982. с. 97.
3. Я.С. Киселев «Проблемы судебной этики». С. 240
4. Д.П. Ватман «Адвокатская этика. Нравственные основы представительства по гражданским делам». М. 1977. с. 41-42
5. Володина С.И., Кучерена А.Г., Пилипенко Ю.С. Адвокатура: учебник для бакалавров / отв. ред. Ю.С. Пилипенко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2018. – 318 с.
6. Галоганов А.П. Российская адвокатура: история и современность, - М.: Юрлитинформ, 2003 – 291 с. 11.
7. Гаррис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел / Пер. с англ. П. Сергеича. М.: Изд-во СГУ, 2012. – 201 с. 12.
8. Шереметова Г.С. Право на бесплатную юридическую помощь в гражданском процессе. М.: Статут, 2015. С.76 13.
9. Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. - М.: Альфа-М, 2005. – 361 с. 14.
10. Кирьянов А.Ю. Адвокатура как субъект негосударственного контроля // Адвокатская практика. 2019. № 2. С. 12