Общеизвестный товарный знак: проблемы действующего законодательства
Секция: Юриспруденция
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Общеизвестный товарный знак: проблемы действующего законодательства
В связи с увеличением товаров в экономической сфере, каждый из которых имеет собственный логотип и бренд, широкое распространение получили товарные знаки. Отдельной категорией данных средств индивидуализации являются общеизвестные товарные знаки.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) [1] в пункте 1 статьи 1477 определяет товарный знак, как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, но ни одна статья ГК РФ не содержит определения, а также критериев отнесения любого товарного знака к общеизвестному. Ранее, требования, критерии, которым должен соответствовать общеизвестный товарный знак, а также определение данного термина закреплялись в Правилах, утвержденных Приказом Роспатента от 17.03.2000 № 38 [2]. Но данный документ утратил силу, в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 27.08.2015 №601, утвердившего Перечень сведений, указываемых в свидетельстве на общеизвестный товарный знак и форму свидетельства [3]. Новый документ не закрепил тех основных моментов, которые ранее определялись Правилами, став причиной того, что единственным положением, которое хоть и косвенно, но определяет требования к товарному знаку для признания его общеизвестным, является Приказ Минэкономразвития России от 27.08.2015 №602 [4]. Косвенность закрепления выражается в том, что именно в нем содержится исчерпывающий перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о признании товарного знака общеизвестным. Лишь проанализировав все требуемые документы, возможно выделить критерии общеизвестности знака. Для обычного обывателя, это довольно сложная деятельность, которую самостоятельно некоторые граждане выполнить не смогут. Поэтому, для более четкого и правильного понимания такой категории, как общеизвестный товарный знак, необходимо в ГК РФ внести отдельную статью, которая бы давала определение и основные критерии для признания товарного знака общеизвестным.
Также, изменений требует и законодательная база, связанная с защитой правообладателей общеизвестного товарного знака.
Следует отграничивать случаи использования чужого общеизвестного товарного знака при наличии или отсутствии заблуждения.
В данном случае речь идет о неоднородных товарах и, следовательно, представляет собой два различных правонарушения.
Ситуация, когда имеет место введение в заблуждение покупателя, представляет собой нарушение исключительного права, результатом чего являются существенные материальные потери владельца общеизвестного товарного знака, и одновременно с этим получение сверхприбыли недобросовестного владельца «младшего» знака.
Для более точного выбора способа защиты правообладателей от нарушения их исключительного права на общеизвестный товарный знак, необходимо «проводить параллель» с введением потребителей в заблуждение, а не с однородностью товаров.
При этом, нельзя отказываться от позиции, что если в отношении однородных товаров используются товарный знак и сходное с ним обозначение, то потребители в любом случае будут введены в заблуждение – это является своеобразной презумпцией.
Для того, чтобы доказать, что потребители введены в заблуждение в отношении неоднородных товаров, необходимы дополнительные аргументы, в том числе о широкой известности товарного знака. Недобросовестная регистрация обозначения, сходного до степени смешения с известным товарным знаком, должна аннулироваться.
После чего правообладатель может обратиться в суд с иском о нарушении исключительного права на товарный знак и взыскании компенсации на основе ст. 1515 ГК РФ.
Таким образом, необходимо закреплять более точные определения, касающиеся общеизвестных товарных знаков в действующем законодательстве, совершенствовать нормы, регулирующие правовые подходы и критерии, которые позволят обеспечить согласование с другими областями интеллектуальной собственности, а также защитить права правообладателей. Также, необходимо проводить анализ и сравнение действующего национального законодательства с мировыми стандартами, для повышения охраны товарных знаков российских компаний на международной арене.