Анализ современного состояния масштабов применения офшорных схем
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(152)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(152)
Анализ современного состояния масштабов применения офшорных схем
Термин «офшоры» в российском правопорядке, как правило, ассоциируется с налоговой оптимизацией, с возможностью избежания уплаты налогов посредством регистрации юридического лица – налогоплательщика за пределами Российской Федерации. Однако абсолютный запрет на осуществление предпринимательской деятельности иностранными компаниями на территории России противоречил бы основам ее конституционного строя. При этом активная борьба с офшорами порождает различные способы контроля и наблюдения за деятельностью таких компаний.
В советский период отечественный правопорядок не нуждался в регулировании офшоров в связи с господством командной экономики, однако либерализация правопорядка и признание права на свободную предпринимательскую деятельность в 1990-е годы мотивировали государство на стремительное совершенствование налогового законодательства.
По данным многих исследователей в настоящее время на территории России осуществляют деятельность приблизительно 60 тысяч офшорных компаний. Таким образом, Россия является мировым лидером по количеству офшоров. К сожалению, данное обстоятельство негативно отражается на качестве отечественной экономики [1]. В 2019 году ФНС РФ утвердила перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, который включает в себя 91 государство и 18 территорий. Заинтересованность государства в таком обширном перечне подтверждает распространенность офшоров в России [2]. Иначе, зачем ограничивать в правах компании, зарегистрированные в юрисдикциях, включенных в перечень? Чтобы бороться с офшоризацией российской экономики! Активное использование офшорных схем российскими компаниями как способа налоговой оптимизации привело к политике деофшоризации и принятию общих и специальных норм, направленных на борьбу с использованием офшоров. Представляется возможным определить налоговую оптимизацию как уменьшение размера налоговых обязательств путем осуществления законных действий. Офшорные зоны достаточно разнообразны, и деятельность юридических лиц, ушедших под их юрисдикцию, является одним из способов такой оптимизации [3].
Какие же именно преференции получает юридическое лицо при регистрации в офшорной зоне? Следующие: упрощенная процедура создания (учреждения) офшорных компаний; использование наиболее привлекательной ввозной или вывозной цены при операциях, где посредником выступает офшорная компания; при международных расчетах очень удобны финансовые учреждения, где отсутствует валютный контроль и расширена банковская тайна; широкий выбор организационных форм [4]. Обозначим и то, что имеется практика создания офшорных зон на территории России. Например, в 1994 году были образованы зона экономического благоприятствования «Ингушетия». Позже возникли офшоры в Алтайском крае, Бурятии, в некоторых городах Центральной России [5]. Существуют в России и специальные административные районы (острова Русский и Октябрьский), цель которых заключается в создании условий для возвращения в российскую экономику капитала, выведенного в офшорные компании путем их редомицилирования [6]. Такие условия связываются с привлекательными налоговыми льготами и соответствующей инвестиционной средой. Факт существования этих районов также свидетельствует о проблеме, связанной большим количеством офшорных компаний. Одной из альтернатив офшорным зонам, стремящейся возвратить капитал в Россию являются особые экономические зоны (технико-внедренческих, промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых). Однако осуществление предпринимательской деятельности на этих территориях обходится российским компаниям дороже, чем в иностранных юрисдикциях (взимается налог на прибыль по ставке не более 13,5%). В этих зонах не происходит полного освобождения от уплаты налогов, предоставляется только временное освобождение от некоторых налогов (например, освобождение от уплаты налога на имущество на 10 лет) [7]. Таким образом, офшорное регулирование все равно остается более привлекательным.
Конечно, к сожалению, при всех способах мотивирования, направленных на отказ от офшоров, их количество не снижается. Государство понимает и признает данное обстоятельство в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: «основными задачами по реализации … стратегического планирования в сфере экономики, являются... принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики...» [8].
Изучив судебную практику, представляется возможным сделать вывод, что Федеральной налоговой службой Российской Федерации разработаны подходы к налогообложению трансграничных операций, направленные на борьбу с офшоризацией.
Например, в деле ООО «Орифлэйм Косметикс» суды признали, что лицензионное соглашение используется компанией в качестве способа избежания уплаты налогов в государстве, на территории которое осуществляется реальная экономическая деятельность [9] В целях реализации продукции торгового знака на территории Российской Федерации с одной из компаний международного холдинга были заключены лицензионные договоры на использование товарных знаков. Указанная компания являлась кондуитной, перечислявшей доход в пользу материнской компании, которая и является действительным правообладателем на товарные знаки. Таким образом, суд признал, что выплаты по лицензионному соглашению осуществлялись в адрес взаимозависимых компаний, входящих в группу и зарегистрированных в офшорных зонах.
Таким образом, вышеперечисленные аргументы подтверждают достаточно высокий масштаб применения офшорных схем в России.