Общая характеристика причин налоговых преступлений и проблемы их выявления и расследования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Общая характеристика причин налоговых преступлений и проблемы их выявления и расследования
Экономическая база, является одной из ключевых факторов полноценного функционирования государства. От нее зависит обороноспособность государства, уровень жизни в данном государстве, обеспечение социальных гарантий, в том числе его суверенитет. При этом немаловажное значение в этом отношении отводится формированию налоговой базы. Следует отметить, что налоговая база, является одной из наиболее доходных направлений государства, поскольку налоговые поступления в своей совокупности образуют порядка 80% от доходной части бюджета.
Как известно, переход России к рыночной экономике и появление новых форм собственности в девяностых годах прошлого столетия повлекли за собой не только активное развитие предпринимательства, но и рост количества противоправных деяний, связанных с уклонением от уплаты налогов. Для страны того периода налоговые преступления, ранее неизвестные плановой экономики союзного государства были новым социальным явлением. Такое положение обсусливалось тем, что в течение длительного времени, налогоплательщиками в бывшем СССР являлись государственные предприятия, а командно-административная система лишь перераспределяла доходы преимущественно вне налоговой системы.
Таким образом, налоги, из формального инструмента регулирования экономикой превратились в мощный «рычаг» не только экономической, но и политической жизни, а вместе с этим обозначилась проблема, связанная с уклонением от их уплаты. В связи с этим А.И. Людкевич и Л.С. Гринкевич верно отмечают, что «проблема уклонения от налогов существует с момента возникновения налоговых отношений между экономическими агентами и государством» [3].
В подтверждение к изложенному приведем данные Главного управления по налоговым преступлениям МВД России, в соответствие с которыми лишь 17% всех субъектов экономической деятельности своевременно и в полном объеме рассчитываются по налоговым обязательствам. При этом, 50% хозяйствующих субъектов производят платежи нерегулярно, а 33% и вовсе воздерживаются от их уплаты [4].
Причин тому несколько. В первую очередь это высокий уровень налогообложения, что порождает неспособность многих юридических лиц и граждан выплачивать налоги. Данный процесс усугубляется многими факторами, в числе которых постоянный рост инфляции, кризисные процессы в экономике, а в настоящее время и пандемия коронавирусной инфекции, которая в буквальном смысле парализовала предпринимательство.
По мнению, А.А. Сидорова причины уклонения от уплаты налогов следует классифицировать на экономические, правовые, технические и социальные [4]. Определяя основные из них, автор делает акцент на экономических причинах, поскольку именно они причиняют наибольший вред национальной безопасности нашего государства, поскольку связаны с оттоком капитала за границу, снижением уровня производства и доходов предприятий.
Кроме того, нельзя не указать и на отдельные просчеты государственной налоговой политики. Помимо чрезмерной налоговой нагрузки на налогоплательщиков, следует отметить неспособность государства обеспечить эффективный контроль за расходованием бюджетных средств. При постоянно высоком уровне расходов государству приходится увеличивать уровень налогообложения. Вместе с тем направленность налоговой политики на стимулирование фискальных функций, а не стимулирующих, также является криминогенным фактором.
В свою очередь немаловажным является наличие правовых причин, в числе которых нестабильность и несовершенство законодательства о налогах и сборах.
Несмотря на кодификацию налогового законодательства, сотрудники налоговых служб нередко апеллируют различными подзаконными актами (инструкциями, письмами, разъяснениями Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, судов и многих других) взяв их за правовую основу, а не ссылаясь на нормы Налогового кодекса РФ, что создает дополнительные сложности и путаницу правоприменителю. Кроме того, трудности дополняют постоянно вносимые изменения в законодательство о налогах и сборах.
Ряд ученых (А.И. Землин [1], В.Д. Ларичев, Н.С. Решетняк и др. [2]) к правовым причинам, помимо несовершенства налогового законодательства в целом, относят проблемы отдельно взятых механизмов указанного законодательства; конфликтность и несогласованность принятых законодателем нормативных правовых актов, с ранее принятыми и действующими. Так, наиболее проблемным механизмом указывается исчисление налогов на прибыль, который на сегодняшний день имеет много пробелов и недоработок.
В свою очередь к техническим причинам следует отнести несовершенство форм и методов налогового контроля. Кроме того, это также недостатки технического и программного обеспечения, автоматических процессов как налоговых органов, так и налогоплательщиков. При этом, налогоплательщики в ряде случаев игнорируют работу с новейшими программами, предлагаемыми налоговыми органами для учета документации и деятельности юридических лиц, применяют устаревшую технику, компьютеры и программы учету, хранению и передаче данных бухгалтерского и налогового учета, не привлекают для решения этих вопросов специалистов.
К числу социальных причины налоговых преступлений следует отнести падение уровня жизни и населения страны и обнищание граждан, их правовой нигилизм и общее негативное отношении к системе налогообложения.
Следует отметить, что преступные нарушения налогового законодательства имеют высокую латентность, а в последние годы вообще отмечается устойчивое снижение количества числа зарегистрированных налоговых преступлений. Так, согласно данным официальной статистики Главного организационно-аналитического управления правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, в 2016 году возбуждено 9283 налоговых преступлений, в 2017 г. – 8654, в 2018 г. – 7630, в 2019 г. их число сократилось до 4503 [5]. Снижение показателей регистрируемых налоговых преступлений, прежде всего связано с либерализации государственной политики и как следствие смягчением санкций уголовного законодательства по отношению к лицам, совершившим преступления экономической направленности, снижением количества выездных налоговых проверок. Определенный «отпечаток» накладывает и общая слабая подготовка кадрового состава, призванного противодействовать борьбе с правонарушениями указанной категории.
Небезынтересно в этом отношении мнение Людкевич А.И. и Гринкевич Л.С., которые отмечают, что «полностью решить проблему налоговой преступности не в состоянии ни одно государство и речь может идти лишь о мерах противодействия» [3]. Такое утверждение представляется не совсем верным, поскольку невозможно ограничиваться исключительно мерами противодействия. Необходимо комплексное совершенствование методики выявления, раскрытия, расследования и предупреждения налоговых правонарушений.
Следует констатировать, что качество расследования налоговых преступлений находится не на должном уровне. Поскольку способы совершения и сокрытия данных преступлений постоянно совершенствуются, существующие на сегодняшний день методики выявления и расследования рассматриваемых преступлений не всегда отвечают современным потребностям правоприменительной практики.
Анализ научной юридической литературы и правоприменительной практики позволяет сделать вывод, что оперативными работниками и следователями в деятельности по раскрытию и расследованию налоговых преступлений не в полной мере используются возможности технических средств и помощи специалистов. Так, по материалам проверки сообщений о совершенном налоговом преступлении и уголовным делам данной категории в большинстве случаев ограничиваются назначением судебно-бухгалтерской экспертизой, пренебрегая, например, другим видом судебно-экономической экспертизы – налоговой (финансово-налоговой).
Сложности расследования также вызывает собирание доказательств виновности конкретных лиц в совершении рассматриваемых преступлений. В этой связи целесообразно уделять особое внимание этапу проверки материалов о совершенном налоговом преступлении и проводимым процессуальным действиям, направленным на выявление признаков преступления, своевременно назначать и проводить экспертные исследования, привлекать для консультации соответствующих специалистов. В ряде случаев целесообразно использовать не только помощь специалистов-экономистов, но и аудиторов, специалистов в области банковского дела, таможенного дела, страхования. Использование помощи специалистов поможет разрешить проблемные вопросы установления суммы ущерба от противоправной деятельности субъектов (суммы сокрытой налогооблагаемой прибыли (дохода)) и способа такого сокрытия.
Важная роль в установлении признаков налоговых преступлений отводится оперативно-розыскной деятельности и проведению в ходе нее гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий. Помимо Закона
«Об оперативно-розыскной деятельности» следует учитывать требования совместного приказа МВД России №317, ФНС России №ММВ-7-2/481@ от 29.05.2017 «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу», а также Письма ФНС и СК РФ №ЕД-4- 2/13650@ от 13.07.2017 года вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)». Как представляется, наибольшую результативность в вопросах борьбы с криминальными налоговыми правонарушениями способны показать специализированные следственные подразделения, занимающиеся расследованием налоговых преступлений.
Резюмируя изложенное, отметим, что избежать многих проблем, связанных с выявлением налоговых преступлений, собиранием доказательств, доказыванием умысла на неуплату налогов позволят хорошо выстроенные механизмы взаимодействия сотрудников правоохранительных и налоговых органов, следователя и сотрудников оперативных подразделений ОЭБиПК МВД РФ.