Морское пиратство как вид преступления международного характера
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Морское пиратство как вид преступления международного характера
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к авторскому определению понятия «морское пиратство», раскрываются и анализируются основные проблемы, вызванные массовым распространением морского пиратства. Приводятся меры, необходимые для эффективной борьбы с морским пиратством.
Abstract. The article examines various approaches to the definition of the concept of "sea piracy", reveals and analyzes the main problems caused by the massive spread of sea piracy. It provides measures required to effectively combat sea piracy.
Ключевые слова: морское пиратство, преступление, международное право, ответственность, борьба.
Keywords: sea piracy, crime, international law, responsibility, struggle.
В современных межгосударственных отношениях одним из наиболее опасных видом преступлений международного характера является морское пиратство, масштабы которого приобретают все большее и угрожающее распространение. Такой вид преступлений, как и многие другие преступления против мира и безопасности, не только перешагнули границы государств, но и делают существование и жизнь мирового сообщества опаснее и тревожнее вследствие их растущего количества, что отмечается в международно-правовой доктрине и в доктрине международного уголовного права.
В международном праве под морским пиратством, как правило, понимают противоправное деяние, посягающее на свободу судоходства и на безопасность в том числе [1, с. 214]. Морское пиратство нередко рассматривается и как насильственный разбой, который главным образом характеризуется как дезорганизация межгосударственной торговли, наносящий не только материальный ущерб владельцам перевозимых товаров (грузов), но и нередко приводящее к гибели людей. Действия судов военно-морских сил государства, особенно в период вооруженных конфликтов, не являются актами морского пиратства, а представляют собой, как правило, акты агрессии со всеми вытекающими отсюда международно-правовыми последствиями и предусматривающими соответствующую ответственность.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в частности статья 101, подробно закрепила действия, являющиеся пиратством [2]. Данный термин можно назвать исчерпывающим, однако вопросы регламентации юридической ответственности пиратов данная Конвенция сводит к определенным полномочиям конкретного государства и его юрисдикции. В связи с этим, привлечения к ответственности такой категории преступников предоставляется на усмотрение национального законодательства и заинтересованных в этом лиц. Также стоит отметить, что Конвенция не содержит определенного механизма, который был бы способен с точки зрения правовой регламентации, должным образом привлечь преступников к ответственности. Усугубляет положение Конвенции дуализм норм национального законодательства с международным правом. Размытые нормы уголовного законодательства отдельных государств являются легальным юридическим вмешательством и не являются гарантом стабильности относительно вопросов привлечения к ответственности за морское пиратство. Так, в различных государствах разнятся виды и сроки ответственности за морское пиратство, например, в США – это пожизненное заключение, в Нидерландах – до 14 лет лишения свободы (а в случае совершения убийства – до 16 лет). В России предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы.
Необходимо отметить, что одной из причин, которая не позволяет в достаточной мере повлиять на проблему пиратства, и как следствие, не содействует созданию централизованной международной правовой системы, способной снизить процент совершения данной категории преступлений, является разрозненность судебной практики и неоднозначность применения уголовных норм национального законодательства [3, с. 126]. Также не во всех современных государствах морское пиратство является самостоятельным составом преступления. В таких странах пираты несут ответственность по таким статьям, как разбой, бандитизм, терроризм и тому подобное.
Еще одним важным документом в сфере морского пиратства является Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности и морского судоходства, принятая в Риме в 1988 г. Статья 1 указанной Конвенции определяет объекты, на которые распространяются ее положения. К ним относят морские суда, включая суда с динамическими принципами поддержания, подводные аппараты или другие любые плавучие средства. Также положения данного международного акта применяются и в тех случаях, когда судно совершает плавание в воды, через воды или из вод, которые расположены за внешней границей территориального моря или за боковыми границами территориального моря с сопредельными государствами [4].
Что же касается деятельности пиратов в настоящее время, то они оказались в довольно выгодном положении, поскольку, в отличие от прошлых веков, пассажирские и торговые суда практически беззащитны. У экипажа нет оружия, в лучшем случае можно найти пистолет у капитана судна. Также уменьшилось и количество членов экипажей: если в 1950-е гг. среднестатистическим танкером управляло 40-50 человек, то сейчас – 15-20.
С точки зрения З.М. Гафарова, одновременно с этим уменьшились и силы, которые призваны противодействовать пиратству. Это связано с тем, что в мире сейчас не существует сил, специализирующихся на решении этой задачи. Морские пираты же, зарабатывая грабежом судов и захватом заложников, имеют неплохой доход, что позволяет им приобретать скоростные лодки и катера, оружие, средства связи, в связи с чем их промысел становится все более эффективным [5, с. 136]. Так, одной из самых распространенных вооруженной группировкой являются сомалийские пираты, действующие в районе Аденского залива.
Еще одна проблема, возникающая в процессе борьбы с морскими пиратами, проявляется в том, что их нельзя брать в плен. Это обусловлено тем, что в современном международном морском праве отсутствуют четкие нормы, которые бы регламентировали, как вести себя с захваченными пиратами.
Таким образом, международное сообщество столкнулось со множеством проблем в области борьбы с морским пиратством, среди которых как сложность охраны пассажирских, грузовых и торговых судов, так и определенная невыгодность такой охраны. В связи с этим, необходимо разработать действующий механизм привлечения пиратов к ответственности не по нормам национального законодательства, а применяя международно-правовые нормы об ответственности за морское пиратство.
Резюмируя вышеизложенное, можно предложить меры, которые бы способствовали эффективной борьбе с морским пиратством:
- унифицировать национальное законодательство стран-членов ООН в области борьбы с морским пиратством;
- разработать конкретные меры международно-правового характера, направленные на пресечение деятельности международных сетей финансирования морского пиратства;
- создать специализированную международную организацию, которая бы непосредственно занимались борьбой с данным видом преступлений;
- также следует развивать региональные системы противодействия морскому пиратству на базе международных региональных организаций;
- с целью охраны каждого выходящего в открытое море судна, следует обеспечить их вооруженной охраной.