Статья:

Особенности бюджетного процесса в Европейских странах (Германия, Франция, Италия)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(28)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Горячева К.С. Особенности бюджетного процесса в Европейских странах (Германия, Франция, Италия) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 7(28). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/28/34235 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности бюджетного процесса в Европейских странах (Германия, Франция, Италия)

Горячева Кристина Сергеевна
магистрант Юридического института Российского университета транспорта, РФ, г. Москва

Первостепенной важностью обладает определение бюджетного процесса как элемента контрольной, регулировочной государственной системы, позволяющей перераспределять финансовые резервы. Принципы организации бюджетного процесса предполагают работу с разноуровневыми бюджетными формированиями.

Принятое единовременно решение необходимо реализовать за 3,5 года - таковой законодательством определена длительность бюджетного периода.

Понятие принципов, рассмотренное выше, требует определения участников, ответственных за создание финансовой программы, воплощение в реальность задуманного. Список задействованных лиц:

·      глава державы;

·      государственные органы, ответственные за регулирование финансовых потоков, кредитных программ;

·      власть (государственные исполнительные, законодательные органы);

·      распорядители, отвечающие за бюджетные финансовые фонды;

·      внебюджетные государственные фонды.

Рассматривая принцип самостоятельности бюджетного процесса, необходимо особенное внимание уделить пониманию финансового года как базового явления для этой сферы.

Термином принято обозначать временной промежуток, в некоторых отдельных ситуациях совпадающий с календарным годом, но условие не представляет собой обязательное к исполнению. В настоящее время законодательством на практике во многих странах выбран в качестве финансового года промежуток с первого мартовского дня на 12 полных месяцев, а в других государствах отсчет ведут с первого апрельского дня. Рассматривая понятия стадий и принципов бюджетного процесса, необходимо конкретизировать, о какой местности идет речь, чтобы заранее установить корректные временные рамки, позволяющие сориентироваться в некоторых особенностях ситуации.

Понятия стадий и принципов бюджетного процесса тесно связаны между собой. В качестве стартовой точки принято говорить о формировании проекта. На этом этапе ответственные за разработку государственные служащие решают вопросы, определяющие на федеральном уровне политику применительно к:

·      налогообложению;

·      кредитам;

·      денежным массам.

Вместе с тем выбирают, каким должен быть объем федерального бюджета, определяются в пользу наиболее эффективных, результативных технологий, позволяющих справиться с проблемой дефицита, выбирают направления работы. Если говорить кратко, принципы бюджетного процесса обязывают уже на этапе формирования продумать всю последовательность перераспределения финансовых масс внутри цепочки, сформированной госорганами, инстанциями, направлениями, звеньями, требующими бюджетной поддержки.

Формально принципы и стадии бюджетного процесса требуют внимательного исследования, представленного рабочей группой проекта. Процедура стартует за 6 месяцев до дня, в который необходимо законодательно утвердить финансовую документацию федерального уровня. Рабочий процесс требует активного участия: банков; кредитных организаций; правительства; финансовых органов; властных инстанций местного уровня.

Представленный проект длительно исследуется, изучаются мельчайшие факторы, способные повлиять на экономическую ситуацию в стране, рабочей группой учитываются все перечисленные выше принципы бюджетного процесса. Стадия, продолжающая процедуру, - рассмотрение полностью подготовленной проектной финансовой документации. Обычно требуется организация нескольких последовательных собраний, именуемых официально чтениями.

В рамках такого мероприятия, имеющие соответствующие полномочия государственные деятели приходят к согласию по спровоцировавшим дискуссии моментам.

Принципы бюджетного процесса обязывают согласованность интересов властных уровней всех масштабов. В равной степени внимание обращают на доходную составляющую, часть расходов.

В момент официального утверждения госбюджет превращается в документацию, обязательную к исполнению на государственном уровне. Подчиняться ей должны все без исключений: государственный бюджет - это закон. Как только утверждение успешно прошло, можно начинать процедуры по воплощению в реальность задуманного. Безусловно, мероприятие непростое, а необходимость безупречного соблюдения принципов бюджетного процесса накладывает определённые ограничения на возможности государственных сотрудников.

Ответственность за воплощение в реальность структурированного проекта возлагается на различные организационные формирования, государственные ведомства, структурные подразделения разного уровня ответственности.

Как только завершают процедуру выявления доходной составляющей (когда подсчитаны все доходы), принципы бюджетного процесса допускают начало воплощения расходной составляющей. Необходимо учитывать, что государственный бюджет - структура, фактически лишенная расходов, возможно только распределение финансовых масс. Направление выбранных сумм в адрес организаций, структур подчиняется принятому заранее плану. Задача государственных чиновников - проконтролировать корректность исполнения работы, чтобы средства были направлены верным адресатам и в заданном объеме.

ФРГ

Принципы бюджетной политики в Германии закреплены конституционно, что, конечно же, отличает ее регулирование от других стран и очень важно для обеспечения ее устойчивости. Самый большой раздел Основного Закона отведен бюджетному механизму, государственным финансам и межбюджетным отношениям.

Для того, чтобы изменить принципы бюджетной политики, необходимо квалифицированное большинство в парламенте и в правительствах земель, что не может не затруднять реформы.

Основной Закон закрепляет существование двух уровней власти государства – «федеративной республики», которая называется Федерацией, и «земель», которые являются ее членами.

Бюджетная система ФРГ включает в себя:

·      более 10 тысяч общин;

·      бюджет Федерации;

·      бюджеты 16 земель (11 Западных и 5 Восточных);

·      специальные правительственные фонды.

Основой же федеративного устройства является распределение компетенции между Федерацией и землями.

Кроме обычной схемы Федерация-земли, существует система «кооперативного федерализма». Эта схема подразумевает под собой наряду с горизонтальной самокоординацией земель еще и присутствие вертикальной координации, то есть участие Федерации в процессе финансирования земель. Конечно, такой порядок не устраивает многих.

Основным вопросом вертикальных и горизонтальных отношений является распределение средств. Восточные земли получают большие финансовые дотации, что стимулирует иждивенческие настроения.

А регионы, у которых изымают все излишки, конечно же, не хотят делиться в ущерб собственному развитию.

Наиболее актуальной проблемой «кооперативного федерализма» является нарушение и искажение принципа субсидиарности, по которому Федерация может решать те задачи, с которыми не справляются отдельные земли. Однако земли должны самостоятельно решать задачи, обладая собственными источниками финансирования.

Сегодня, Федеральные власти обеспечивают функционирование автодорог, почты, служб социальной защиты, Центрального Банка. Регулирование железных дорог, радио, региональных банков, телевидения и университетов возлагают на земли.

Особенной частью бюджетной системы являются специальные фонды. Они занимают второе место после федерального бюджета.

Основным же является Фонд социального страхования, который занимается выплатами по случаю безработицы, которая наступила после реорганизации предприятия или же отрасли, по временной нетрудоспособности, от несчастных случаев.

Бюджетный процесс состоит из 4 стадий: составление проекта, его рассмотрение и утверждение парламентом, исполнение, составление отчета об исполнении.

Свобода действий правительства ограничена. Так как примерно 80% от общей суммы бюджета заранее определено в соответствии с полномочиями федеральных министерств и ведомств, финансирование которых предусмотрено трехлетним финансовым планом.

В ФРГ действует отраслевой принцип формирования бюджетной росписи. Объемы бюджетных прав доводятся до распорядителей бюджетных ассигнований абсолютно всех уровней. Руководители несут ответственность в полном объеме за целевой характер, экономность и эффективность бюджетных расходов.

Франция

Бюджетный процесс имеет четыре стадии и продолжается более 3 лет. Бюджетный год во Франции совпадает с календарным, то есть начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Первая стадия - Составление проекта бюджета - осуществляется под контролем министерства экономики и финансов (МЭФ) в течение 9 месяцев. Каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами МЭФ, составляет свою смету, которая после визы финансового контролера направляется в МЭФ для разработки проекта государственного бюджета. Проект бюджета после одобрения правительством направляется в парламент.

Вторая стадия - Рассмотрение и утверждение бюджета - длится около 3 месяцев. По конституции Франции право рассматривать и утверждать бюджет принадлежит парламенту. Проект бюджета рассматривается в финансовых комиссиях каждой палаты. Генеральный докладчик комиссии делает сообщение по общим проблемам бюджета на заседании палаты.

Вначале проект бюджета обсуждается в нижней палате (национальном собрании) и после его одобрения передается для рассмотрения в верхнюю палату (сенат). Утверждение бюджета происходит на совместном заседании палат.

В том случае, когда сенат не согласен с представленным национальным собранием проектом бюджета, его снова возвращают на рассмотрение в нижнюю палату. Если проект бюджета после двукратного обсуждения в течение 70 дней в двух палатах не получил одобрение, то президент своим указом (ордонансом) может объявить бюджет законом.

Бюджетные права французского парламента ограничены конституцией. Парламентарий лишен права вносить предложения и поправки, если они влекут за собой уменьшение доходов или создают дополнительные расходы государству.

Третья стадия - Исполнение бюджета - охватывает годичный период и называется финансовым (бюджетным) годом, который во Франции совпадает с календарным.

Кассовое исполнение бюджета происходит через казначейскую систему. Казначейство имеет текущие счета в банке Франции, производящем расчетно-кассовые бюджетные операции. Общее руководство по исполнению бюджета возложено на МЭФ. Доходная часть исполняется через разветвленную сеть финансовых агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения средств. МЭФ составляет месячные расписания расходов по заявкам министерств и ведомств. Кассовое исполнение бюджета осуществляется через систему казначейских касс.

Они имеют текущие счета в банке Франции, производящем расчетно-кассовые бюджетные операции.

После окончания бюджетного года начинается четвертая стадия - Составление МЭФ отчета об исполнении бюджета. Проверенный счетной палатой отчет бюджета вносится на утверждение парламента. Утверждением отчета заканчивается бюджетный процесс.

Италия

Тенденции, связанные с евроинтеграцией страны и необходимость решения внутренних политических, социальных и экономических проблем оказывают влияние на систему организации и содержание бюджетного процесса Итальянской Республики.

Несмотря на то, что Конституцией страны установлен принцип независимости бюджетов всех уровней, для контроля за соблюдением бюджетных ограничений, введен принцип трансфертного регулирования.

Конституцией Италии установлен важнейшие принципы, на основе которых и организован бюджетный процесс в стране:

· новые налоги или расходы не могут быть введены на основании закона о принятии бюджета;

· акт о новых расходах бюджета или увеличении их объема должен указывать, с помощью каких ресурсов они будут покрываться.

В «Законе о государственной финансовой отчетности», который регулирует бюджетный процесс сказано, что законодательные акты, декреты и правительственные поправки должны быть дополнены техническими отчетами, подготовленными компетентными органами и проверенными Казначейством на предмет их ресурсоемкости и наличия источников покрытия бюджетных расходов.

Это говорит о том, что в приоритете страны остается принятие обязательств по расходам и очень осторожный подход в принятии дополнительных бюджетных расходов.

Для того, чтобы были приняты дополнительные бюджетные расходы, необходимо наличие четко идентифицируемых источников их покрытия или же точные направления экономии расходов.

Для того, чтобы создать механизм по противодействию наращивания государственного долга и дефицита бюджета, определена необходимость подготовки и рассмотрения двух законодательных актов: «Закона о финансах» и «Закона о бюджете».

В «Законе о бюджете» главный интерес представляет использование программно-целевого метода формирования и исполнения бюджета.

Также, в «Законе о бюджете» устанавливается наибольшая сумма расходов на каждую макрогруппу.

В Италии, субъектами бюджетного контроля являются:

· Президент Итальянской Республики и Конституционный суд страны;

· Счетный суд;

· Парламент страны;

· Министерство экономики и финансов Республики.

Министерство экономики и финансов страны, через свои Департаменты, осуществляет организацию и исполнение бюджета центрального Правительства Италии. К данным Департаментам относятся Департаменты:

· Казначейства, концентрирующийся на тех операциях, которые связаны с государственным долгом и управлением государственным имуществом;

· Фискальной политики, формирующих государственную политику в сфере бюджетных поступлений;

· Генерального управления по бухгалтерскому учету.

Можно сделать вывод, что бюджетный процесс важен не только в рамках экономической науки, но и как юридический объект. Для экономистов термином обозначают длительный процесс, определяющий расходную, доходную составляющие. Задача - добиться такого оптимального баланса, когда доходы мобильны, программа в целом позволяет удовлетворить потребности структур разного уровня, происходит накопление денежных масс, необходимые расходы реализуются вовремя и в корректном объеме.

Бюджетный процесс для юристов подчиняется принципу самостоятельности. Понятие применяется к взаимосвязанной последовательности формирования, исследования, утверждения, воплощения в реальность проекта, применимого на конкретном уровне.

Этап воплощения требует выявления доходных составляющих всех категорий, поиск разнообразных возможностей, предполагающих не только аккумуляцию налогообложения, но и платежи, не связанные с налогами. Задача ответственных за формирование финансовой документации - понять, в какой степени деятельность субъектов хозяйственных операций определяется налоговыми факторами. Необходимо корректно анализировать ситуацию на предмет пополнения бюджета через налогообложение: насколько сильный ущерб те или иные изъятия нанесут отрасли, объекту, насколько значимой для бюджета будет полученная финансовая масса.

 

Список литературы:
1. Балтина А.М. Финансовые системы зарубежных стран. – Москва: Финансы и статистика, 2014. – 304 с.
2. Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. – Москва: Дело и сервис, 2016.
3. Вовченки Н.Г. Финансовые системы зарубежных государств. – Ростов-на-Дону: ООО Мини Тайп, 2015. – 592 с.
4. Голубев А.А. Финансы и кредит. – Санкт-Петербург: СПб ГУИТМО, 2016. – 95 с. 
5. Прокофьев С.Е. Организация исполнения федерального бюджета в ФРГ. 2016.