Статья:

Организация системы проверки и оценивания работ учащихся в условиях дистанционного обучения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Протасевич Н.В. Организация системы проверки и оценивания работ учащихся в условиях дистанционного обучения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 17(153). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/153/91639 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация системы проверки и оценивания работ учащихся в условиях дистанционного обучения

Протасевич Наталия Владимировна
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

За последние десятилетия все большую популярность приобретает дистанционная форма обучения, которая активно используется уже на всех уровнях образовательной системы нашего государства. Однако пиком популярности «дистанта» стал март 2020 года, когда в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В тот момент далеко не все образовательные учреждения были готовы к кардинальной перестройке учебного процесса. Трудности испытали все участники образовательного процесса. Одной из проблем, с которыми столкнулись учителя, стала проверка и оценивание работ учащихся.

Рассмотрим работу в режиме дистанционного обучения на примере МАОУ «СОШ №83» г. Перми, где работа в дистанционном формате весной 2020 года была организована следующим образом:

  • педагоги выкладывали задания в специально созданные предметные группы в социальной сети «ВКонтакте» в дни проведения уроков;
  • учащиеся выполняли работы, фотографировали их и высылали обратно учителям;
  • учителя проверяли задания, отмечали ошибки, оценивали работы и отправляли обратно своим ученикам.

Детальный анализ такого формата работы по завершении учебного года показал следующие недостатки:

  • учащиеся не всегда выполняли задания в поставленные сроки, педагогам приходилось возвращаться к предыдущим работам учеников для их оценивания;
  • объем заданий зачастую оказывался слишком большим для школьников;
  • педагогам было проблематично проверять огромное количество работ от учеников, часто работы приходилось скачивать, чтобы внести правки;
  • не было четко выделенных самостоятельных и контрольных работ, учащиеся не всегда четко понимали, какую именно их работу будут оценивать;
  • учащиеся и их родители не были ознакомлены с критериями оценивания работ, что зачастую вызывало недовольство с их стороны.

Чтобы устранить эти проблемы, администрация данной школы внесла коррективы в систему организации образовательного учреждения в дистанционном формате и выпустила внутришкольное положение, согласно которому:

  • расписание уроков при дистанционном обучении остается прежним, без каких-либо изменений. Сменность образовательного процесса сохраняется;
  • при организации образовательного процесса школа использует дистанционное обучение (онлайн-урок), которое предполагает, что учитель и ученик общаются в режиме реального времени (видеоконференция на платформе ZOOM) и электронное обучение (офлайн-урок), когда учитель направляет ученику задания для самостоятельной работы (ссылки на электронные ресурсы, свои видео уроки, номера упражнений, ссылки на тренажеры и т.д.).

Так же администрация школы утвердила систему проверки и оценивания работ учащихся. Остановимся подробнее на некоторых пунктах.

  1. Появились «контрольные точки». Контрольная точка – это работа учащегося, за которую он получает оценку. Главное условие контрольной точки – критериальность (т.е. ученик знает и понимает, за что он, выполнив эту работу, может получить «5», «4», «3», «2» в журнал) и срок выполнения. Количество контрольных точек зависит от особенностей учебных предметов. Классные руководители совместно с учителями-предметниками составили расписание онлайн-уроков и контрольных точек исходя из основного расписания. Основные «плюсы» этого новшества приведены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества организации системы «контрольных точек»

Для учащихся

Для педагогов

  • ученики понимали, что задания, подобные тем, которые задал учитель, могут встретиться на «контрольной точке», поэтому в большинстве своем выполняли их и задавали вопросы учителю, если что-либо не поняли;
  • учитель мог не обременять себя обязательной каждодневной проверкой домашнего задания;
  • понимали, что есть четко поставленные сроки сдачи работ;
  • не приходилось возвращаться к предыдущим работам учеников;
  • зная время выполнения работ, могли оценить свои силы (какую часть работы смогут и успеют сделать) и понимали, какую оценку могут получить.
  • четкие временные рамки и критерии оценивания работ свели к минимуму спорные ситуации между участниками образовательного процесса.

 

  1. Получили широкое применение образовательные платформы. Для облегчения проверки и оценивания работ учащихся педагоги использовали цифровые образовательные платформы, такие как «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «LearningApps.org», «Skysmart» и другие. Положительные стороны организации такой работы описаны в таблице 2.

Таблица 2

Преимущества использования цифровых образовательных платформ

Для учащихся

Для педагогов

  • ученики могли в процессе выполнения заданий задавать интересующие вопросы учителю, так как во многих образовательных платформах предусмотрены чаты с учителями;
  • учитель видит, кто из учеников выполнил задание, а также какое количество учеников с каким заданием справилось; может выявить проблемные вопросы и обратить на них внимание на последующих уроках;
  • красочная интерактивная среда привлекает внимание школьников и мотивирует их на выполнение заданий;
  • предоставляет возможность разнообразить работу учащихся, сделать ее интересной за счет различных интерактивных заданий;
  • сразу после выполнения задания каждый ученик видит свою оценку.
  • не приходится тратить время на просмотр каждой работы, так как оценивание автоматическое.

 

Такая организация работы во время дистанционного обучения позволила улучшить систему проверки и оценивания работ учащихся. Благодаря этому были выявлены такие преимущества как:

  • повышение процента своевременно выполненных работ учащихся;
  • выбор и выполнение каждым из учащихся тех заданий, которые соответствуют уровню его знаний;
  • распределение своего времени учащимися так, чтобы ответственно подойти к выполнению контрольных точек и тем самым повысить свою успеваемость, за счет использования графика контрольных точек;
  • четкое планирование педагогами своего рабочего дня за счет ограничения по времени выполнения контрольных точек;
  • уменьшение времени на проверку работ учащихся благодаря использованию цифровых образовательных платформ.