Статья:

Административная ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Андронова О.В. Административная ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 17(153). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/153/91773 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Административная ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации

Андронова Ольга Валерьевна
магистрант, Московская финансово - юридическая академия, РФ, г. Калининград
Панькина Инга Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Московская финансово - юридическая академия, РФ, г. Калининград

 

Аннотация. Данная работа посвящена исследованию особенностей административной ответственности несовершеннолетних граждан Российской Федерации. В статье раскрываются причины и мотивации преступного поведения подростков. Рассматриваются вопросы, связанные с применением к несовершеннолетним принудительных мер за совершение административного деликта. В статье также подчеркивается важность превентивных мер против безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних как эффективного механизма снижения количества правонарушений.

 

Ключевые слова: Административное правонарушение, беспризорность,  несовершеннолетний, поведение, ответственность, привлечение, превентивные меры.

 

Поведение человека в обществе регулируется  различными законами и нормами.  Нарушение, а  так же  не соблюдение  норм, влечет за собой необходимость отвечать перед обществом  и законом,  в  этом  заключается одно из понятий ответственности.

Юридическая ответственность  может наступить  в случае совершения  правонарушения или общественно опасного деяния. Административная ответственность несовершеннолетних представляет  особый вид  юридической ответственности, в тоже время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами. Точное понятие административного  правонарушения закреплено ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ. Им «признается противоправное,  виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим  Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российское Федерации об административных правонарушениях,  установлена административная ответственность» [2]. Согласно ст. 2.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ,  объектами административного правонарушения  могут быть  несовершеннолетние граждане,  достигшее к моменту совершения  проступка  16 –летнего возраста.

Проблема административной ответственности несовершеннолетних за последние годы вызывает особую тревогу.  В этом возрасте,  подростки представляют собой  уязвимую категорию общества, поэтому  они находится под особой защитой государства, в том числе и в тех случаях, когда подросток совершил противоправное действие. Дела в отношении несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение,  рассматриваются специальными комиссиями, статус которых закреплен ст. ФЗ  от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4]. Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных положением несовершеннолетних в обществе, отношением законодателя к ним. В ряде случаев  к ответственности за них,  привлекаются их родители или иные законные представители.

Одной из важных   особенностей ответственности несовершеннолетних лиц, является то, что практика  совершения подростками административного правонарушения признается смягчающим вину обстоятельством.

Второй, не менее важной особенностью, является установление минимального возраста административной ответственности -  административная ответственность, устанавливается, согласно ст. 2.3. КоАП РФ, с 16 лет, т.е. с достижением данного возраста лицо может самостоятельно нести ответственность при совершении административного деликта и к нему могут быть применены меры взыскания. До достижения 16- лет несовершеннолетние не несут ответственности за совершенные правонарушения, вся ответственность возлагается на их родителей или иных законных представителей. Однако несовершеннолетние могут быть подвергнуты административному задержанию.

В соответствии с п. 15 части 1 статьи  ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О полиции",  полиция,  для выполнения возложенных на нее обязанностей  имеет право,  в том числе,  доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом [3].     

Административное задержание несовершеннолетних производится в общем порядке, предусмотренном ст. 27.3 КоАП РФ.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ.

Особенность административного задержания несовершеннолетнего заключается в обязательном уведомлении родителей или иных законных представителей.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 27.6 КоАП РФ несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Подростки, не достигшие совершеннолетия,    могут быть привлечены к административной ответственности  за совершение  ряда правонарушений.  Далее мы более подробнее рассмотрим наиболее распространенные статьи Кодекса об административных правонарушениях, применяемые к несовершеннолетним гражданам РФ:

- ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ.   Мелкое  хулиганство,  которое сопряжено с посягательством на общественный порядок, с приставанием к гражданам, с причинением имущественного ущерба.

- ч.1 ст. 20.20 КоАП РФ.  Небезызвестное распитие  спиртных напитков, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции, в общественных местах или появление в состоянии алкогольного опьянения. Здесь необходимо отметить, что за распитие и появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, за  лиц не достигших 14 – летнего возраста ответственность несут его родители или законные представители.  

- ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ. Потребление  подростком наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах.

- ст.20.21 КоАП РФ. Появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

- ст. 5.35 КоАП РФ. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Особое внимание стоит уделить участию несовершеннолетнего ребенка в несанкционированном публичном мероприятии. Федеральный законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ Порядок проведения общественных массовых мероприятий регулируется Федеральный законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ. Подростки, не достигшие  возраста 18 лет,  в данном случае  ни коем образом не освобождаются от административной ответственности» [5].  К сожалению, для большинства несовершеннолетних обман со стороны организаторов  мероприятий по поводу отсутствия ответственности за правонарушения  становится ясен только тогда, когда суд назначает реальное наказание. Впервые задержанные за подобной вид нарушения применяется санкция в административном порядке. Но этим дело может не ограничиться. Здесь необходимо отметить, что если же при этом был причинен вред чьему-либо здоровью или имуществу, или нарушение совершено повторно, то это будет уже отягчающим обстоятельством и  в силу вступит уже более серьезное наказание. Подвергнуты наказанию могут быть не только сами несовершеннолетние участники несанкционированных мероприятий,  также их родители или иные законные представители. Если ребенок попал на незаконный митинг и был там задержан за какие-то действия, значит, родители не выполнили свои обязанности.

- ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт).
- Административные  правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные гл.12 КоАП.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются два – это административный штраф и предупреждение.  Штраф может назначаться как мера наказания при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка с несовершеннолетнего налагается административное взыскание с его родителей или других законных представителей, в том числе с родителей, которых суд не ограничивает в пределах прав родителей, опекунов и попечителей.

Необходимо подчеркнуть, что причинами совершения несовершеннолетними правонарушений является совокупность факторов, таких как  мотивация поведения и психологические особенности несовершеннолетних,  семейное неблагополучие, выраженное в воспитании детей в неполной семье, низкий материальный достаток. Здесь же следует  учитывать несформированность или деформиция морально-нравственных  ценностей. Не стоит забывать о  средствах  массовой информации,   в том числе Интернет,  с помощью чего идет  неконтролируемая передача негативной информации,  в результате дети вовлекаются в деструктивные молодежные движения,  и становятся жертвами преступлений.   Кроме того одной из подавляющих причин, провоцирующих  подростков на противоправное поведение, является их бродяжничество, беспризорность и  как следствие попрошайничество. Не смотря на принятые меры по предупреждению данных  явлений в подростковой среде, состояние и динамика административной и иной преступности несовершеннолетних дают основание сделать вывод о том, что  все еще сохраняется ряд актуальных вопросов.

Другим фактором, оказывающим влияние на современное положение несовершеннолетних, является обесценивание важных устоев в обществе, таких как семья, в результате родители или иные законные представители несовершеннолетних не всегда становятся заинтересованными в правильном развитии детей, и в конечном итоге данное явление порождает негативные проявления у несовершеннолетних в виде совершения административных правонарушений.

Одной из важных проблем  привлечения  к административной ответственности несовершеннолетних является отсутствие отдельного законодательного акта, посвященного исключительно административной ответственности несовершеннолетних, поскольку наличие этой нормы позволило бы максимально эффективно решать вопросы привлечения к ответственности данных лиц, в частности предусмотреть определенный порядок назначения наказания с учетом психофизических особенностей несовершеннолетних лиц. Предусмотреть возможность замены административного наказания другой мерой воспитательного характера, в частности, привлечение к ответственности родителей несовершеннолетнего в случае невозможности привлечения к ответственности лица, совершившего правонарушение.       

В юридической литературе часто высказываются предложения снизить возраст наступления административной ответственности до 14 лет. С. В. Горб подчеркивает: «Снижение возраста привлечения к административной ответственности с 16 до 14 лет благотворно скажется на состояние дел по профилактике подростковой преступности и правонарушений.  Позволят уполномоченным органам принять действия, в виде привлечения к административной ответственности в том объеме,  в котором это необходимо, в целях предупреждения последующего совершения данным лицом правонарушений.  Кроме того, снижение возраста сыграет вспомогательную роль в выполнении задач повышения правосознания несовершеннолетних и их воспитания» [8].

На наш взгляд, меры по борьбе с общей проблемой совершения административных правонарушений следует применять только после установления факта административной ответственности за само преступление, но до наступления негативных последствий, то есть путем активного применения мер пресечения.

Правоприменительная практика говорит о том, что одних усилий правоохранительных органов в борьбе с преступностью среди молодежи не хватает. Вопросы административной ответственности несовершеннолетних и их  родителей,  за совершение преступлений,  должны рассматриваться комплексно, поскольку возникает необходимость определения рамок ответственности каждого из указанных субъектов за нарушения правопорядка.

В результате  наших исследований можно сделать вывод о том, что основной целью применения превентивных мер является сокращение преступлений среди несовершеннолетних,   устранение противоправных  ситуаций,  принуждение к законопослушному поведению, в рамках установленных обществом правил.  Реализация данных мер позволит повысить уровень защиты прав несовершеннолетних, а также создаст предпосылки для борьбы с правонарушениями данной категории граждан.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. // Российская газета. 2020.
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021). [Электронный ресурс] // СПС © 1997—2021 КонсультантПлюс.
3. ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О полиции"// [Электронный ресурс] // СПС  © 1997—2021 КонсультантПлюс".
4. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] © 1997—2021 КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ. [Электронный ресурс] © 1997—2021 КонсультантПлюс.
6. Постановление  Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"; Постановление  Правительства Российской Федерации от 18.10.2016 N 1061 // http://pravo.gov.ru.
7. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Комахин Б.Н. Преступность несовершеннолетних: новые решения и новые проблемы // Вестник Московского университета МВД России. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupnost-nesovershennoletnih-novye-resheniya-i-novye-problemy (дата обращения: 02.05.2021). 
8. Горб С. В. Снижение возраста привлечения к административной ответственности как мера профилактики последующих правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Проблемы экономики и юридической практики. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/snizhenie-vozrasta-privlecheniya-k-administrativnoy-otvetstvennosti-kak-mera-profilaktiki-posleduyuschih-pravonarusheniy-i (дата обращения: 02.05.2021).