ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Основная нагрузка по реализации профилактических мероприятий и пресечению противоправных деяний (преступлений и административных правонарушений) возлагается именно на участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних (далее – УУП и ПДН).
Основываясь на положениях п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона «О полиции» [2], участковый уполномоченный обязан пресекать любые противоправные деяния, за которые установлена административная ответственность, и в пределах своей компетенции осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
Так, например, по итогам оперативно-служебной деятельности МО МВД России «Красноперекопский» Республики Крым за 2022 год [3] отделением УУП и ПДН составлено 892 (АППГ - 871) протоколов об административных правонарушениях. На профилактическом учете и контроле состоят 565 граждан, в том числе несовершеннолетних - 28, родителей - 12.
К административной ответственности было привлечено 13 поднадзорных, в отношении которых составлено - 63 протоколов (АППГ - 57). В суд, для продления срока административного надзора и установления дополнительных ограничений было направлено 9 материалов. По линии ПДН составлено протоколов всего - 179 (АППГ- 183), из них: на несовершеннолетних - 20 (АППГ - 17); на родителей - 126 (АППГ-104).
УПП и ПДН наделены процессуальной компетенцией возбуждать и рассматривать дела о самых различных административных правонарушениях, которые посягают на общественные отношения в жилом секторе и прилегающих к нему общественных местах. Процессуальный порядок возбуждения данной категории дел предусмотрен положениями КоАП РФ [], согласно которому дело считается возбужденным с момента составления УУП любого первого процессуального документа в форме протокола, определения либо постановления (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Составы административных правонарушений, по которым УУП могут возбуждать такое производство, находятся в специальном перечне. Так, с учетом осуществляемых полномочий участковые имеют право процессуально документировать обстоятельства административных правонарушений, установленных ч. 1 ст. 19.26, ч. 1 ст. 20.25, а также указанных в ч. 1 ст. 23.3 и п. 1 и п. 79 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
УУП вправе самостоятельно принимать процессуальные решения о назначении административных наказаний в виде предупреждения либо административного штрафа (п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).
УУП рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), ст. ст. 10.4, 10.5, 12.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.2, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ст. ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30, ст. ст. 19.2, 19.15, 19.15.1, 19.15.2, ч. ч. 1 и 2 ст. 19.24, ч. ч. 1 и 2 ст. 20.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ.
Если УУП лицо будет привлечено к административной ответственности за пределами своей компетенции, то данное решение может быть признано незаконным.
Так, например, постановлением участкового уполномоченного полиции МО МВД России «Красноперекопский» Республики Крым гр-н Б. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Гр-н Б. обжаловал вынесенное решение, т.к. наказание по этой статье не относится к компетенции участкового уполномоченного полиции. Суд отметил, что дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.9 КоАП РФ имеют право рассматривать начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители. Действия участкового уполномоченного признаны неправомерными [4].
Однако в настоящее время продолжают обнаруживаться факты нарушения действующего законодательства и прав граждан при оформлении и рассмотрении дел об административных правонарушениях. Имеются недостатки в части обоснованности и правомерности назначения должностными лицами ОВД (полиции) административных наказаний, правильности оформления протоколов об административных правонарушениях и иных процессуальных документов.
В 2022 г. из органов прокуратуры г. Красноперекопска по фактам нарушения требований законодательства об административных правонарушениях поступило около 200 представлений [5].
Так, например, в Красноперекопский районный суд Республики Крым из МО МВД России «Красноперекопский» поступили административные материалы и протокол об административном правонарушении, составленный УУП, в отношении гр-на С. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Судом установлено, что у лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, нет документа удостоверяющего его личность. А в материалах дела находится копия с копии паспорта гр-на С. Таким образом, должностному лицу нужно установить личность лица в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Также, фабула правонарушения в протоколе об административном правонарушении не содержит ссылки на то, что действия гр-на С. не содержат уголовно наказуемого деяния.
Изложенное выше свидетельствует о выявлении существенных недостатков протокола и оформления материалов административного дела, в связи с чем, суд счел необходимым возвратить протокол об административном правонарушении и материалы дела в МО МВД России «Красноперекопский» для устранения указанных недостатков [4].
Также имеют место случаи отсутствия в протоколах обязательных элементов, что влечет за собой возвращение материалов в уполномоченные органы и должностным лицам.
Так, определением судьи Красноперекопского районного суда Республики Крым был возвращен протокол об административном правонарушении и материалы дела в МО МВД России «Красноперекопский», предусмотренном ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении гр-на И.
В нарушение ч. ч. 5, 6 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не был подписан гр-м И., не имелось сведений о том, что он отказался от подписания протокола и соответствующая запись отсутствует. Не имелось сведений о вручении гр-ну И. копии протокола об административном правонарушении, а также сведений и о том, что гр-н И. отказался получать копию протокола под расписку.
Статья 19.3 КоАП РФ состоит из 6 частей, и каждая часть данной статьи предусматривает самостоятельный состав административного правонарушения. Однако в протоколе об административном правонарушении не было указано, по какой части данной статьи гр-ну И. вменено совершение административного правонарушения [4].
Основными этапами стадии рассмотрения дела об административном правонарушении являются: подготовка дела к рассмотрению, непосредственное рассмотрение, принятие постановления по делу.
В случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ после выявления административного правонарушения может проводиться административное расследование. Должностное лицо при этом выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По месту выявления правонарушения рассматриваются дела о деяниях, предусмотренных ст. ст. 19.3, 20.2 и 20.2.2 КоАП РФ. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении УУП должен обратить внимание на основания, исключающие рассмотрение дела об административном правонарушении, указанные в ст. 29.2 КоАП РФ.
Также данному сотруднику полиции в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении нужно определить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ. При наличии хотя бы одного из обстоятельств этой статьи УУП должен вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Далее в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении УУП должен уделить особое внимание срокам рассмотрения дела. Так, общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении не должен превышать 15 дней со дня получения (или составления) протокола об административном правонарушении. А в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении, или в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела данный срок может быть продлен данным сотрудником полиции, но не более чем на 1 месяц. О продлении указанного срока УУП выносит мотивированное определение. Исключение составляет срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, санкцией за которые предусмотрен административный арест. Этот срок регламентирован ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ и представляет собой рассмотрение дела об административном правонарушении в день поступления (или составления) протокола об административном правонарушении и иных материалов дела.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ участковым уполномоченным может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания (в случае доказательства вины лица, привлекаемого к административной ответственности);
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае: а) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ; б) объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ; в) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия либо в орган дознания в случае если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления (например, ст. 20.1 КоАП РФ переквалифицируется в ст. 213 УК РФ).
Завершается производство по делу об административном правонарушении, осуществляемое в органах внутренних дел, исполнением постановления по делу, когда оно соответствует объективной истине и не оспаривается сторонами.
Полагаем, что необходимо закрепить в КоАП РФ обязательное участие в подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, либо прокурора. Это объясняется тем, что в настоящее время судьи фактически реализуют нетипичную для себя функцию обвинения в производстве по делам об административных правонарушениях. Это ставит под сомнение беспристрастность судьи в осуществлении правосудия, а также справедливость и объективность вынесенного им решения по делу об административном правонарушении.
Таким образом, необходимо четкое понимание пределов полномочий по осуществлению производства по делу об административном правонарушении: в одних случаях участковый уполномоченный вправе его осуществить и вынести постановление по делу об административном правонарушении, в других он уполномочен только на выявление факта административного правонарушения и передачу сведений о нем по подведомственности.