Статья:

Практическое применение философии дизайна в ландшафте территории

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Воробей К.Д. Практическое применение философии дизайна в ландшафте территории // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 17(153). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/153/91859 (дата обращения: 02.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Практическое применение философии дизайна в ландшафте территории

Воробей Ксения Денисовна
студент, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

PRACTICAL APPLICATION OF THE PHILOSOPHY OF DESIGN IN THE LANDSCAPE OF THE TERRITORY

 

Ksenia Vorobey

Student, Sochi State University, Russia, Sochi

 

Аннотация. Статья описывает философские подходы и практическое применение ландшафтного дизайна на конкретной территории, применительно к дестинации г. Сочи. Город Сочи всегда был узнаваем туристами, благодаря неповторимому облику, складывающемуся из архитектуры и особенного озеленения. Каждый зеленый уголок города был неповторимо оформлен. При этом сочеталось дерево, камень, редкие растения и фантазии художников. Сегодня существуют места, в центре города, требующие внимания дизайнеров и особого ухода.

Abstract. The article describes philosophical approaches and the practical application of landscape design in a specific territory, in relation to the destruction of Sochi. The city of Sochi has always been recognizable by tourists, thanks to its unique appearance, which consists of architecture and special landscaping. Every green corner of the city was uniquely decorated. At the same time, wood, stone, rare plants and fantasies of artists were combined. Today, there are places in the city center that require the attention of designers and special care.

 

Ключевые слова:  дизайн, ландшафт, проектирование, территория,  сквер.

Keywords: design, landscape, design, landscaping, territory, square.

 

В настоящее время город Сочи активно развивается, благоустраивается и озеленяется. Исследование и его практическое применение основано на принципах системности, где в процессе предпроектного исследования выявляются морфологические особенности региональной природной среды сочинского Причерноморья; производится трансформация найденного первообраза; создается образный эквивалент региональной природной среде – ландшафтный дизайн - объект на основе материально-пространственной формы рельефа, водных систем, климатических условий, морфологии почвы, топонима. Исходя из сказанного, цель статьи проектировать оригинальный ландшафтный объект на основе выстроенной иерархической системы преемственности садово- паркового искусства.

Формирование единого стиля повсеместное применение в городской среде, безусловно, невозможно без участия главного архитектора и главного художника города. В Сочи, с его буйством растительности, благоприятным климатом на первое место выходит дендрологические особенности озеленения. Благодаря редкому сочетанию особенностей географического положения и климата, природа в Сочи уникальна по своему многообразию и разнообразию. Здесь можно встретить самые разнообразные ландшафты – от морских просторов и песчаных пляжей до суровых поросших лесами гор с бегущими по их склонам стремительными горными реками. Почти круглый год Сочи покрыт зеленью. Здесь легко увидеть реликтовые (пережившие ледниковый период) виды растений, растения, которые растут только в Сочи, а также растения, экзотические для Сочи и завезенные сюда из других регионов мира. Только в Сочи можно встретить самшитовые рощи и каштановые леса. Магнолии, пальмы (в том числе банановые), эвкалипты, завезенные сюда около века назад, сегодня в Сочи уже кажутся вполне привычными. Богаты на разные виды растений и леса на окружающих Сочи склонах гор.

Гармоничный облик архитектуры городов складывается из отдельных, встроенных  в общий ансамбль    элементов - озелененных двориков,  крыш домов, зимних садов. [1] Принимая во внимание особенность озеленения Сочи и сочетание разнообразных приемов, остановимся на упоминании некоторых из них, которые, на наш взгляд, могут органично влиться в существующую композицию ландшафта Сочи.

Философия «Райского сада». В западной традиции существовал образ «райского сада», в котором изначально безгрешные люди могли стать богоравными. Сад как образ мироздания соотносился с мифологическим трехчленным строением мира – мировым древом. Триединство сада формировали: сад небесный (богов), земной (людей) и подземный сад (мертвых). Как порождение культуры и природы, сад эмоционально и психологически воздействовал на все стороны бытия человека, был многофункциональным явлением: в нем уединялись для молитвы, принимали гостей, вели философские беседы. Существовала символика форм: садовых скульптур, растений, аллегорическое значение аллей, «зелёных кабинетов» и прудов.

Философия средневекового сада. Особый смысл несли в себе растения. Аллегорический смысл и определенное значение имели цветы, деревья и травы. В плане сад представлял прямоугольник, окруженный монастырскими стенами. Узкие дорожки символически разделяли сад крест-накрест на четыре части, в центре размещались: большое дерево, или декоративный куст, пруд с рыбой; водоем для умывания и полива, или колодец. В целом, монастырские садики символизировали рай и назывались «садом Богоматери» или «райскими двориками», являлись воплощением не только физического наслаждения, но и давали духовное наслаждение высоких эмоций. Как отличительная особенность, каждый участок имел свою тему и смысл, даже садовый лабиринт традиционно символизировал блуждания души в тенетах греха и поиски ею света и истины.

Философия итальянского сада отразила духовный образ эпохи Возрождения, установил внутреннюю связь с античностью: мысль имела безграничное значение в верховных правах над природой, преобразованной освобожденным человеком. Итальянский сад имел регулярную систему, природа идеализировалась и усовершенствовалась, сад был не только источником удовольствия и радости, но и приобщал к истории

Философия французского сада. Перспективы создавали впечатление безграничной глубины пространства, а сам сад был похож на живую декорацию театрального зрелища.

Китайский сад и его философия. Восточная философия повлияла на формирование сада, в котором не было явного противопоставления человека природе. Хаотичный мир дикой природы воплощался в китайском саду как упорядоченный хаос. Так создавался принцип шараваджи: отсутствие чётких канонов симметрии и регулярности, сам человек проявлял в создании сада свои умения и пристрастия. Китайский сад – фокус эстетического осмысления быта, как правило располагался позади жилого дома, пейзажи в садах создавались с расчетом на разные виды созерцания и безмятежность

Философия Английского сада. Живописный пейзажный английский сад пронизан идеалом свободы. Регулярность сада стала восприниматься как проявление несвободы и принуждения: герметичность вместо живых природных мотивов, неестественный вид фонтанов вместо естественных водопадов, лабиринты вместо природных лужаек. Отличительные особенности пейзажного парка: отсутствие глухой ограды (был ров или легкая решетка), отсутствие видовых выходов во внешнее пространство, любовь к недоступным далям, чувство интимной замкнутости садового мира.

Цветочное оформление. Цветочное оформление-это одно из основных, наряду с газонами, средств украшения площадей, бульваров, садов и парков. Они создаются по принципу ландшафтной и регулярной композиции. Грамотное использование цветочных растений дает возможность гармонизировать ландшафт и оказывает благотворное воздействие на настроение людей. Для того, чтобы добиться максимального эффекта, необходимо знать правила размещения цветочных растений в системе ландшафтов, уметь создавать различные цветники и газоны. В качестве цветочного оформления представлены цветочные клумбы. Ассортимент цветочных растений подобран с учетом инсоляционной характеристики территории, индивидуальной высоты и экологических требований каждого вида. Они делают сквер более интересным и ярким, предают ему нарядность. Цветочное оформление сквера рассмотрено на примере регулярного и пейзажного цветника.

Все описанные выше виды философского дизайна находят отражение в современности и уникальности ландшафтной экосистемы г.Сочи. При этом отдельные, знаковые и памятные территории современного города требуют, на наш взгляд, особого внимания и заботы.

10 декабря 1974 года в Сочи состоялось торжественное открытие гостиницы «Москва», построенной по проекту московского архитектора И.Н. Закова. В 1974 году гостиница, по форме напоминающая открытую книгу, органично вошла в городской ансамбль. [2] Расположена гостиница «Москва» в самом центре Сочи в непосредственной близости от пляжа, Поющих фонтанов, Морвокзала, концертного зала Фестивальный и ряда развлекательных заведений города. За зданием гостиницы «Москва» и расположен небольшой несколько ярусный сквер, который, к сожалению, был заброшен в последнее время (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Сквер за зданием гостиницы «Москва», г. Сочи 2021год

 

Вдохновением для создания этого сквера послужила стихия ветра. Извилистые дорожки, переплетающиеся клумбы напоминают по своим формам узоры на полях во время сильного ветра. Сквер выполнен по планировочной структуре иррегулярного типа. Оборудован деревянными скамейками и урнами (рисунок 2). В вечернее время хорошо освещен тёплым светом гирлянд, расположенных вдоль дорожек. Посередине сквера мы видим композиции из цветов и круглую деревянную сцену, на которой каждый день выступают талантливые артисты: здесь всегда играют красивая музыка и спокойные песни.

 

Рисунок 2. План покрытий и зон отдыха сквера за зданием гостиницы «Москва», г. Сочи 2021год.

 

В выходные в сквере возможно устраивать творческие мастер-классы, пленэры, музыкальные, поэтические вечера и кинопросмотры под открытым небом. Здесь царит дружеская атмосфера уюта и спокойствия. В сквер «Песнь ветров» люди приходят не только отдыхать, развлекаться и любоваться цветочными композициями, но и творить, находить единомышленников и создавать что-то прекрасное.

Именно подобные места в Сочи делаю город уютным и незабываемым не только для горожан, но и для многочисленных гостей. Благоустройство социальной территории не только радует глаз прохожих, но и привлекает для того, чтобы провести там время играя с детьми, воплощая творческие проекты, аккумулируя на своей территории позитивную коммуникацию и созидание.

 

Список литературы:
1. Биопозитивная среда рабочего пространства, как фактор не материального стимулирования персонала./Воробей К. Д  /Вопросы студенческой наук. Сборник научных статей.  Выпуск №6 (34), 2019 (sciff.ru) – С. 61-65.,  Интернет ресурс: https://sciff.ru/wp-content/uploads/2019/07/Sciff_6_34.pdf
2. Сочинский стиль озеленения и его создатели. /ЗахароваН. /Интернет ресурс: https://arch-sochi.ru/2017/02/sochinskiy-stil-ozeleneniya-i-ego-sozdateli/