Сочинение епископа Енисейского и Красноярского Никодима «Пророчества о Христе Спасителе в книге Бытия» из архива епископа Никодима (Казанцева)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Сочинение епископа Енисейского и Красноярского Никодима «Пророчества о Христе Спасителе в книге Бытия» из архива епископа Никодима (Казанцева)
Рукописи епископа Никодима, вместе с его книгами и иконами, согласно его духовного завещания[1] перешли в собственность Красноярского Кафедрального Собора и Архиерейского дома навечно[2]. Библиотека представляла собой, в основном, богословские труды, многие из которых были на латыни и семьдесят рукописных книг, с советского времени хранящихся в Государственном архиве Красноярского края в фонде под № 561. В настоящий момент данный фонд имеет название «Никодим (Никита Иванович Казанцев) – первый епископ Енисейский и Красноярский (1803-1874)» и содержит 229 единиц хранения.
Описание фонда, структура корпуса документов, их характеристика присутствует в работах историка Максима Антипова[4].
Привожу свою классификацию, согласно которой все рукописное наследие епископа Никодима (Казанцева) можно разделить на десять разделов: гомилетический[3], лингвистический[4], церковно-исторический[5], учебно-методический[6], публицистический[7], эпистолярный[8], копийный[9], делопроизводственный[10], меморабельный[11] и беллетристический[12].
Архивный документ, рассматриваемый в данной статье, согласно приведенной классификации относится к учебно – методическому отделу и представляет собой часть Богословской системы епископа Никодима (Казанцева), изложенной в курсе лекций по Догматическому Богословию, написанном им в 1838 – 1848 гг.
Во введении автор приводит обоснования из Священного Писания Нового Завета, где указывается, что все Писание Ветхого Завета говорит о Христе, приводя цитаты из Апостольских посланий, в частности, Петра (1Пет. 1,10 – 12; 2Пет.1,21) и Павла ( к Евр.11,3; 11,13.26), а так же слова евангелистов Луки (Лк.24,27) и Иоанна (Ин.5,46; 8,56). Далее приведены свидетельства пророков Ветхого Завета: Моисея (Чис.12,6 – 8) и Авраама (Быт.22,14), дано указание на Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога всевышнего – как на прообраз Сына Божиего (Быт.14:18 – 20) и образы вехозаветного Богослужения – предвестники благ Христовых (Исх.30:29), – также в толкованиях Апостола Павла (к Евр.7; 10,1).
План изучения предложен простой, следуя Библейскому повествованию: Книга Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; исследование книг – по главам. Данная статья имеет незаконченный вид, судя по плану изложения материала, который в ней содержится и заканчивается вторым пунктом (сотворение Адама) из шести обозначенных.
Обращает внимание, что устоявшееся в современной экзегетике выражение «Предвечный Совет» [1], у епископа Никодима (Казанцева) названо «Ипостасным Советом Пресвятой Троицы». Пророчества о Христе Спасителе второй главы Книги Бытия представлено у автора шестью пунктами: 1) в шести днях творения и в седьмом дне покоя, 2) в сотворении Адама, 3) в рае и двух деревьях: дереве жизни и дереве познания добра и зла, 4) в сотворении жены из ребра Адама, 5) в супружестве, 6) в наготе невинных людей.
Современная теологическая традиция указывает на три основные пророчества о Христе, относящиеся к Книге Бытия:
1.Указание на будущее рождение Спасителя дает Сам Бог при изгнании первых людей из рая. Обращаясь к змею, Он говорит: «И вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт.3,15). Толкование данного текста подразумевает под образом змея – сатану, под женой – Деву Марию.
2. Пророчество о приходе в мир Мессии – обетование, данное Господом Богом Аврааму, после испытания его веры: «Благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22,18). Здесь Церковь видит указание на то, что из рода Авраама должен родиться Мессия.
3. Указание на рождение Христа праведного Иакова, данного им перед смертью своим сыновьям: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель и Ему покорность народов» (Быт.49,10). Под Примирителем подразумевается будущий Спаситель. Смысл пророчества в том, что евреи не утратят государственности и свободы, пока не придет Иисус Христос, не приняв которого, все потеряют. Под покорностью народов мыслится обращение ко Христу язычников. Так же о грядущем Мессии есть упоминание как о семени Исаака (Быт.26,4): «Благословятся в семени твоем все народы земные» [3, с. 256].
Других мест Книги Бытия, служащих прообразом Христа Спасителя, современной экзегетике известно не менее пятидесяти[13]. Фразеологизм «Сын человеческий» – мессианский титул из корпуса пророческих книг Ветхого Завета, конкретно: пророка Даниила, которое в Новом Завете применяется к Иисусу Христу около 80 раз [3, с. 257].
Так же, к наиболее важным пророчествам о Христе Ветхого Завета, современная экзегеза, относит писания пророков: Михея и Исайи, живших за семь столетий до Иисуса Христа. Пророк Михей называет город, где должен родиться Мессия – Вифлеем (Мих.5,2). Три пророчества Исайи: первое о тайне Боговоплощения – спаситель должен родиться от Девы (Ис.7 – 14), второе (Ис.11,1– 10) и третье (Ис.85,4 – 6) содержат пророчества о факте, месте, земной жизни, чудесах, страданиях, Крестной смерти и Вознесении Спасителя [2].
Для публикации приводится текст статьи епископа Никодима (Казанцева), названный им «Прообразования и пророчества о Христе Спасителе и о Благах Его в Книге Бытия», датированный 1850 годом. При публикации сохранены особенности орфографии и пунктуации оригинала.
Государственный архив Красноярского края. Фонд 561. Оп.1. Д.116.
Прообразования и пророчества о Христе Спасителе и о Благах Его в Книге Бытия. Начато 30 марта 1850 г.
Предисловие.
Все Писания Ветхаго Завета, проглаголанные святыми Божиими, коих ум озаряем и носим был Духом Святым (2 Петр.,1,21) главно проповедуют Христа Спасителя и Блага Его: о том же спасении взыскаша и испыташа пророцы, иже о вашей Благодати прорекоша, испытаище, в каково или в кое время являше в них Дух Христов, прежде свидетельствуя о Христовых страстех и о словах еже по сих: им же открыся, яко не им самим, но нам служаху сия, еже явен возвестишася вам Духом Святым , посланным с небес, в няже желают Ангели приникнути. (1 Петр. 1,10 – 12). Но Моисей есть, по–преимуществу, величайший и совершенно особенный пророк Божий (Числ.12,6 – 8). На часть коего досталось быть не токмо пророком будущаго, но и прорицателем прошедшаго, великого, таинственнаго, Единому Богу ведомаго. Кроме сего, как повествователь, он изобразил в писаниях своих величайшия и главнейшия события древнего мира: творение, потоп, Боговидения Авраама, Исаака и Иакова и полную тайн историю Иосифа, как совершенный летописатель возвестил чудные дела Божии в Египте, у Синая, в пустыне; и как законодатель, от уст Божиих изрек Закон, полный тайн духа и прообразований Благ Новозаветных. Пятокнижие Моисеево при несравнимом величестве дел, в нем изображенных, есть еще по – преимуществу книга Тайн, пророчеств и прообразований о Христе Спасителе и о Благах Его. О сем, кроме простаго благоговейнаго размышления, при чтении Книг Моисея, в коих нередко восторгается дух к помышлениям дальним и горним, твердо свидетельствуют: Сам Господь Иисус Христос и Его Апостолы. Не мните, яко Аз не все реку ко Отцу: есть иже на вы глаголет, Моисей, нань же вы уповаете.= Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и мне: о Мне бо той писа. (Иоан. 5,46). Речь сию произнес Христос в упрек иудеям, искавшим обличить Его в хуле на Закон Моисеев. Видим, что Христос обращал все писания Моисеевы в пророчественный глагол о Нем Самом, о деяниях Его и о Благах Его. Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде и возрадовася (Иоан.8,56). Здесь Иисус Христос свидетельствует, что Авраам видел день Его, то есть время искупления Христова вообще, и наипаче день страдальческой кончины Его ( на горе Мориа. Быт.22,14). Событие сие описал Моисей в 22 главе Книги Бытия. И начен от Моисея и от всех пророк, сказаше има от всех Писаний , яже о Нем. Лук.24,27). Так Господь Иисус Христос вразумлял Клеопу и другаго товарища его о Себе яко Мессии, преднареченном в писаниях Моисея и прочих пророков
Ап. Павел, в Послании ко Евреям, воздвигает все Пятокнижие Моисеево и возводит весь таинственный смысл его ко Христу: все деяния Книги Бытия постигаются верою (11,3), все лица высокия Ветхозаветныя взирали верою на Христа и Им спасались (11,13.26). Мельхиседек есть образ пророчественный вечнаго священства и Царства Христова (гл.7); все обряды Богослужения Ветхозаветнаго суть тень грядущих Благ, благ Христовых (10,1). После сего мы уже имеем право, даже на нас возлагается обязанность проразумевать в Писаниях Моисеевых образы Христа Спасителя.
Порядок исследования.
Чтобы не затруднить себя и читателей искусственным составлением плана предполагаемаго нами исследования, мы принимаем простой порядок книг Моисеевых в Библии, именно: начнем с Книги Бытия, потом перейдем к книге Исхода, Левита, Чисел и, наконец, Второзаконию. И в исследовании каждой книги, вполне и единственно будем следовать порядку сказаний книги, по ея главам.
Книга Бытия.
Глава1. Величественное творение мира проповедует Троичность Лиц Творца: Бог глаголет, Дух Божий носится над водами. То суть: Бог – Отец, Глагол – Слово Божие, Сын Божий, Им же вся быша (Иоан.1,1.2), Дух Божий– Дух Святый. О сотворении человека Творец совещавается: это есть Ипостасный совет Пресвятыя Троицы: прежде наречении бывше по прозрению Бога вся действующагопо совету воли своея (Еф.1,11).
Глава2. В сей главе представляются таинственные прообразования Христа Спасителя: 1) в шести днях творения и в седьмом покоя, 2) в сотворении Адама, 3) в рае и двух знаменательных древах: древе жизни и древе познания добра и зла, 4) в сотворении жены из ребра Адамова, 5) в супружестве, 6) в наготе невинных человеков.
Ап. Петр, пророчествуя о кончине мира сближает образ погибели перваго мира потопом с окончательным разрушением мира огнем: тогдашний мир, водою потоплен быв, погибе: А нынешние небеса и земля тем же Словом (Божиим) сокровенны суть, огню блюдома на день суда и погибели нечестивых человек (2Петр.3,6.7).
За сим всего ближе следовал вопрос : когда же сие будет? Скоро ли? – Ап. по-видимому на сие и отвечает: Единоже сие да не утаится вас, возлюбленнии, яко един день пред Господем, яко тысяща лет, а тысяща лет, яко день един (ст.8). А сей ответ Петр заимствовал из Псалма 89, ст.5: Яко тысяща лет пред очима Твоима Господи яко день вчерашний, иже мимо идее. Однако, в Псалме, по – видимому, несколько другая мысль. Давид, или Моисей, сравнивая краткость и бренность жизни человеческой пред вечным бытием Великаго Бога, говорит: «Тысяща лет, которыя нам представляется величайшим протяжением времени, пред Тобою, Господи, меньше мгновенья, как день вчерашний, который остался только в памяти, еще менее, еще менее, чем часы ночи, коих мы не замечаем и в то время, когда они идут, ибо спим».
Сим пророк, кажется, приближает к разумению человека непостижимое Бытие Бога в вечности, показывая несравнимую необъяснимость ея пред наидолжайшим протяжением времени.
Апостол же Петр, сию непостижимость Вечности сравнивает со счетом дня и тысящи лет, показывая, что пред Богом день един есть то же что тысяща лет, и наоборот, тысяща лет, тоже, что день един.
Посему, хоть смело утверждать не можно, что здесь Петр нам намекает пророчественно на шесть тысящ лет бытия мира, сравнивая оные с шестью днями творения, дабы окончание бытия мира назначить на день седьмый, то есть бесконечный, как седьмая тысяща, за коею уже нет далее счета и периодов: однако, в сем изречении, двукратно повторяемом, особенно у Ап.Петра, не без причины сближены день и тысяща лет с кончиною мира. Примечательно, что Господь Христос пришел на Землю во вторую половину шестой тысящи лет по исчислению Церкви Православной как бы для того, чтобы после шести тысящ лет страданий человечества за грех Адамов, возстановить седьмый период времени, может быть, седмикратно должайший, на упокоение человека в Благодати Христовой и, наконец, разрушив и сей мир огнем, возобновит его для дня осьмаго (Псал.11,1), то есть для вечности бесконечной.
2. Сотворение Адама имеет особенность от сотворения прочих тварей: Бог держит Совет и сотворение Его в тайне Троичных Ипостасей, приемлет персть червмную и образует из нея тело человека, и наконец, вдыхает в него дух жизни (ст.7 по Евр.).
Ап. Павел не раз сближает Адама со Христом, хотя в чертах противоположных: Тако писано есть: бысть первый человек Адам в душу живу последний Адам в Дух Животворящ. Первый человек от Земли перстен: второй человек Господь с небес…Якоже облекохомся во образ перстнаго да обличимся и во образ небеснаго (1Кор.15,45-49).
Царствова смерть от Адама… иже есть образ будущаго. Но не якоже прегрешение, тако и дар: аще бо прегрешением единаго мнози умроша, множие паче благодать Божия и дар благодати Едина Человека Иисуса Христа во многих преизлишествова (Рим.5,14.15).
[1] составлено им в в апреле 1867 г.
[2] В Красноярск были доставлены послушником Фёдором Афанасьевым.
[3] содержит проповеди, написанные епископом Никодимом в составе 31 дела. Крайние даты 1828 – 1867гг. Общий объем листов 1134Л.
[4] содержит переводы Владыки с греческого и латыни в составе 9 дел. Дела под №№ 172 – 179 включительно содержат труды, переведенные с греческого языка, дело № 180 – перевод с греческого, латинского и «славянского». Дело № 175 содержит рукописную выписку, сделанную епископом Никодимом из трудов Герасима Павского, №№ листов с 224 по 452 включительно, таким образом общее число листов в данном разделе 853Л. , из них оригинальных авторских 624Л. Крайние даты документов 1832 – 1874 гг. Исследования по данному разделу проводились иереем Иоанном Реморовым и были представлены в виде доклада на тему: «Перевод части Библии, выполненный в 1848 – 1873 гг. епископом Енисейским и Красноярским Никодимом (Казанцевым)» в 2011г. на XXI Ежегодной Богословской конференции, проводимой ПСТГУ. Секция: русский перевод Библии. История, проблемы, перспективы.
[5] включает сочинения епископа Никодима по истории русской церкви, иерархах, раскольниках, монастырском общежитии и деятельности духовного ведомства в составе 8 дел. Общий объем листов 264Л., крайние даты документов 1852 – 1869 гг.
[6] представлен трудами епископа Никодима по богословским дисциплинам и методике их преподавания, содержит 24 дела. Дело № 108 «Деятельное богословие» – текст некоего архимандрита Евлампия ( вероятно, Пятницкого (1794 – 1862), духовного писателя, магистра МДА, епископа Екатеринбургского, Орловского, Вологодского), «преподавателя Нравственного Богословия …библиотек и училищ…в 1829 – 30гг…» названный самим епископом Никодимом «жалкими трудами», сопровожденными его примечаниями и дополнениями. Дело № 117 , посвященное вопросам церковного пения, содержит как личные высказывания епископа Никодима по этому вопросу, так и сочинение студента Казанской Духовной Академии Василия Годяева « О пении в Православной русской Церкви вообще и в частности о пении крюковом и линейном» (Л.300 – 419). Общий объем листов 1572Л., из них принадлежащих перу епископа Никодима 1453Л. Крайние даты документов 1830 – 1868гг., за исключением дела № 111по которому нет информации, – не датировано.
[7] содержит сочинения, преимущественно, статьи и заметки, предназначенные для публикаций в периодической печати, представлен 12 делами. Общее число листов 380Л., крайние даты документов 1830 – 1869гг., исключая дела № 146 и № 147, которые не датированы.
[8] содержит письма, присланные и отправленные епископу Никодиму. Присланные в количестве 7 дел. Отправленные: 14 дел. Общее число листов 1094Л. Крайние даты документов: 1845 – 1875гг. Г.В. Бежанидзе по данному разделу в научный оборот введено 2 письма святителя Филарета Московского к епископу Никодиму и княгине Т.Б. Потемкиной. Общий объем опубликованных документов невелик и составил 4,5 рукописных листа: ГАКК, Ф.561,Оп.1, Д.156, Л.88 – 89,180 об., Там же, Д.161, Л.62 – 63.
[9] содержит рукописные выписки из книг, газет, сделанные епископом Никодимом для личного пользования в составе 13 дел. Общий объем листов: 502Л. Крайние даты документов 1826 – 1871гг.
[10] содержит отчетную документацию, поданную епископом Никодимом в вышестоящие ведомства в разные периоды служения. Представлен в количестве 26 дел. Общее число листов 902Л. Крайние даты документов 1845 – 1870гг.
[11] содержит дневники и путевые журналы. Дневники представлены как самого епископа Никодима в составе 20 дел и дневники кафедрального протоиерея О.Василия Касьянова, дела №№ 200 – 206, объемом 629Л. включительно, опубликованы в 2012г. ИД «Восточная Сибирь» в двух томах. Дело № 150 (44Л.): «Книга сновидений», где епископ Никодим фиксирует запомнившиеся ему сны, дело № 152(131Л.): путевой журнал, составленный при обозрении Енисейской и Красноярской епархии, дело № 63(140Л.) « Мое путешествие из Перервинского монастыря в Лавру преподобного Сергия», Дело № 136 (355Л.) «Статьи о посещении г. Енисейска, о увольнений и отъезде из Красноярска», – мемуары, написанные в Перервинском мужском монастыре по увольнении на покой. Дело № 162 (96Л.) «Мои архиерейские служения в Красноярске». Общее число дел 32. Общее число листов: 3852Л., из них принадлежащих перу епископа Никодима 3223Л. крайние даты документов 1829 – 1870гг. Оригинал текста в фонде 561, Д.153. «Дневники 1861 – 1862гг». найден неполным.
[12] 53 дела из рассматриваемых 229 – рефлексии автора на прочитанную им беллетристику, политические события, научные статьи и т.д., – темы, на которые епископ Никодим отозвался письменно и указывают на круг вопросов, его интересовавших помимо основной профессиональной деятельности.
[13] (Быт.2:19; 3:22; 4:1 – 8,25; 4:24; 5:3;5:4; 5:21 – 24; 5:29 – 31; 6:8 – 9; 6:14 –16; 6:18; 7:9; 7:16; 8:4 –12; 9:2 – 6; 9:18 – 27; 11:27 – 30; 11:31; 12:1; 12:2 – 3; 12:6 – 9; 14:1 –16; 14:18 –20; 15:9 – 18; 17:2 –16; 17:17 – 21; 18:10 – 15; 19:1 – 6; 21:6,9 – 21; 22:1 –14 ; 25:21 – 28; 25:29 – 34;26:1 –31; 27:41 – 46; 28:1 –1 0; 28:11 –19;29:2 –14; 29:15 –30:24; 30: 25 – 31:12; 31:14 – 55; 32:3 – 32; 33:1 – 16; 35:16 – 20; 37:2– 4; 37:12 – 36; 38:2 – 26; 39:1 – 23;41:46– 57; 42:1 – 8; 42:9 – 14; 42:24 – 28; 43:8 – 9; 44:1 – 34; 45:7 – 9; 47:29 – 31;49:8 – 12; 49:22 – 26).