Статья:

Краткий обзор зарождения и становления философии науки XX-го века

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Гарипова Р.А. Краткий обзор зарождения и становления философии науки XX-го века // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65527 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Краткий обзор зарождения и становления философии науки XX-го века

Гарипова Регина Азгаровна
магистрант Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского) Федерального университета, РФ, г. Набережные Челны

 

Философия науки – это философская дисциплина, предметом которой является наука как относительно самостоятельная сфера общества направленная на получение и использование научных знаний.

Как особое направление философия науки представлена впервые в трудах О. Конта, Г.Спенсера, Дж.С.Милля. У.Уэвелла в форме позитивизма.

В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии, определяющие по существу его развитие на различных исторических этапах. К этим исходным идеям относятся: гносеологический феноменализм; методологический эмпиризм; дескриптивизм; полная элиминация традиционных философских проблем.

Второй формой позитивизма был эмпириокритизм или махизм. Его представители стремились к осмыслению революционных процессов, которые происходили в основаниях науки на рубеже веков. Главной сферой философского анализа стали содержательные основоположения науки. Внимание махистов было сосредоточено на анализе ощущений, чувственного опыта как такового.

Новые проблемы, возникшие в развитии науки в 20-30-е годы ХХ в., привели к возникновению новой исторической формы позитивизма —неопозитивизма. Суть этих проблем заключалась в необходимости осмысления роли знаково-символических средств научного мышления в связи с математизацией и формализацией научных исследований, отношения теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. То есть в отличие от махистов, внимание которых было сосредоточенно на анализе ощущений и чувственного опыта, неопозитивисты делали акцент на исследовании логического аппарата новейшего естествознания.

В центре внимания философов науки XX века были проблемы, связанные с методами научного познания, а именно, их структурой, познавательными возможностями и сферами применения. В связи с этим было принято говорить о философии и методологии науки как о едином направлении исследований.

Зарождение философии науки 20 века произошло в 1922 г. в Венском университете, где была создана кафедра “философии индуктивных наук”, возглавил которую Мориц Шлик (1882-1976). На базе руководимого им семинара возникло также неформальное сообщество — Венский кружок, объединившем логиков, математиков, философов, социологов, где возник исторически первая разновидность неопозитивизма — логический позитивизм. Логический позитивизм — это школа философии, включающая в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, которые опираются на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях. Эта школа утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.

Под сильным влиянием неопозитивизма Венского кружка развивалась Львовско-варшавская школа. Основные идеи школы заключались в предпосылке, что философия является наукой, а значение и смысл термина определяются способом его употребления и имеют конвенциональную природу. Истиной в школе считалось только суждение, утверждающее существование предмета в том случае, если он действительно существовал, и отрицало — если он не существовал. Одной из особенностей школы был реизм — убеждение в том, что существуют только вещи.

Венский кружок вскоре распался. Основным его наследием следует считать разработку логических методов анализа научного знания и построение логики науки, которую принято считать исторически первой формой “современной философии науки”.

Первой концепцией философии науки XX века стала логико-методологическая концепция К. Поппера. В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания:

  • новая теория должна исходить и простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи;
  • она должна быть независимо проверяемой;
  • хорошая теория должна выдерживать новые и строгие проверки.

Работы К. Поппера являются вторым этапом в развитии философии ХХ века.

Методологические идеи Поппера составили основу критического рационализма. Поппер ввёл понятие фальсифицируемости — необходимого условия признания теории или гипотезы научной (критерий Поппера).

Идеи Поппера составили основу для критического рационализма, т.е. того, что научные теории могут и должны рационально критиковаться, и если они имеют эмпирическое содержание, должны быть подвергнуты эксперименту, который может опровергнуть их. Таким образом, знания являются научными тогда и только тогда, когда они опровержимы. Поппер критиковал логический позитивизм.

Томас Сэмюэл Кун (1922) - американский историк и философ науки, доказавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций.

Циклы развития науки (по Т. Куну):

  1. Нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории.
  2. Экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ.
  3. Научная революция — формирование новой парадигмы.

Пауль (Пол) Карл Фейерабенд (1924-1994) стал известен благодаря своим анархистским взглядам на процесс научного познания, и утверждениям, что в науке не существует универсальных методологических правил.

Один из критериев оценки научных теорий, который активно критикуется Фейерабендом—это критерий последовательности. Он указывает, что настаивание на том, чтобы новые теории последовательно продолжали старые теории, даёт необоснованные преимущества старым теориям, и что последовательность по отношению к старым теориям не приводит к тому, что новая теория лучше описывает действительность по сравнению с другой новой теорией, которая такую последовательность не соблюдает. То есть, если нужно выбрать между двумя одинаково убедительными теориями, то выбор той из них, которая совместима со старой, уже недействительной теорией, будет скорее эстетическим выбором, нежели рациональным.

В ходе изучения философии ХХ века, было определено, что развитие философии в ХХ веке во многом определялось социокультурными процессами, особенно резким возрастанием роли науки в это время, постепенно занимающей в системе общечеловеческой культуры лидирующую позицию, которую до этого момента занимала религия.

Можем сделать вывод, что в центре внимания философов ХХ века были проблемы, связанные с методами научного познания(дедукция, индукция, верификация, фальсификация и т.д.).

В целом, западная философия ХХ века представляется большим разнообразием различных течений, школ, концепций, нередко противоречащих друг к другу.

 

Список литературы:
1. Руткевич А.М. Философы двадцатого века: учеб. / А.М. Руткевич, И.С. Вдовина. — Москва, 2004г.—367с.
2. Зотов А.Ф. Западная философия XX века: учеб. Пособие / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. — Москва, 1998г. — 234с.
3. Колесникова А.С. История философии XX века. Современная зарубежная философия: учеб./А.С.Колесникова. — 2016г. — 386с.
4. Коплстон Ф. История философии XX век: учеб./ Ф. Коплстон. — 2002г. — 317с.