Статья:

Обучение детей мерам пожарной безопасности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Сахиярова Д.А., Рябов С.А. Обучение детей мерам пожарной безопасности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 17(153). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/153/91874 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучение детей мерам пожарной безопасности

Сахиярова Диана Амировна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Рябов Сергей Анатольевич
доцент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения и воспитания детей-школьников в области пожарной безопасности, а также показана роль учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» в образовательных учреждениях. Приведена статистика основных причин и мест возникновений пожара за 2019 год в Республике Башкортостан.

 

Ключевые слова: пожарная безопасность, дети, пожаробезопасное поведение, обучение мерам пожарной безопасности.

 

Огонь сопровождает человека на протяжении всей жизни. Ежедневно человек использует энергию огня в быту. Но неправильное и неосторожное использование огня может привести к таким последствиям, как уничтожение личного имущества, травмам и гибели граждан. С малых лет ребенку нужно объяснить и разъяснить опасность огня. Во избежание трагедий дети должны хорошо знать правила пожарной безопасности, как и их родители.

По статистическим сведениям о чрезвычайных ситуациях, пожарах и их последствиях в Республике Башкортостан РФ за 2019 год: 7501 пожар (65 % от общего количества пожаров) произошел по причине неосторожного обращения с огнём, 1805 пожаров (15,6 %) – из-за нарушений правил устройства эксплуатации (далее НПУЭ) электрооборудования, 1104 пожара (9,5 %) – из-за НПУЭ печей [1]. Остальной малый процент пожаров занимают поджоги и неисправности систем, узлов и механизмов транспортных средств. Почти половина всех пожаров (41%) зарегистрированы в жилом секторе. Анализ гибели людей на пожарах показывает, что в 2019 году погибло 273 человека, из них 12 детей (прирост на 20 % по сравнению с 2018 годом). Данная статистика по пожарам за 2019 год подтверждает необходимость решения проблемы обучения мерам пожарной безопасности и формирования пожаробезопасного поведения подрастающего поколения.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы повысить уровень культуры безопасности у детей. Шалости детей с огнём доказывает необходимость в целенаправленной работе взрослых по воспитанию основам пожарной безопасности. Следует отметить, что данная работа является первостепенной задачей родителей. Они должны давать базовые знания о свойствах огня и дыма, о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Чтобы дети знали правила пожарной безопасности, их должны и знать родители. Обеспечение безопасного и защищенного детства является приоритетной задачей отца и матери. Родители должны понимать, что в условиях социального, экологического и техногенного неблагополучия необходимо обучение безопасному образу жизни.

В соответствии со ст. 25 Федерального Закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» в образовательных учреждениях обязательно обучение мерам пожарной безопасности [2]. В школах изучение основ безопасности осуществляется посредством введения в программу обучения предмета «ОБЖ». Данный учебный предмет способствует развитию и воспитанию школьников в области безопасности, формирует представления об опасных факторов риска для жизни и здоровья, повышает уровень осознанного и адекватного поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Считается, что данный учебный предмет является действенным рычагом для формирования культуры безопасности у школьников [4].  

Изучив литературные источники, можно сказать, что одной из задач общеобразовательных учреждений является разъяснение опасности пожара, обучение правильному алгоритму действий в случае возникновения пожара. Ученикам необходимо взять ответственность за свою жизнь и личное имущество, правильно научиться пользоваться огнем и электрическими приборами.

Работники образовательных учреждений должны организовать процесс обучения основ безопасности. Этот процесс должен включать беседы с родителями, родительские собрания, посещение пожарных частей и музеев, знакомства с сотрудниками противопожарных служб, организация противопожарной агитации, открытые уроки и выставки на противопожарные темы, различные конкурсы плакатов.

Уделяя достаточное внимание противопожарной пропаганде и преподаванию учебной дисциплины «ОБЖ», школа оказывает влияние в формировании высокого уровня культуры безопасности жизнедеятельности детей. Самое главное, детям необходимо заложить фундамент из основ пожарной безопасности, а также школьники должны применять полученные знания и правила в реальной жизни.

 

Список литературы:
1. Обстановка с пожарами и их последствиями в Республике Башкортостан за 12 месяцев 2019 года : Текст: электронный // Главное управление МЧС России по РБ: [сайт]. – URL: https://02.mchs.gov.ru/glavnoe-upravlenie (дата обращения 06.04.2021).
2. О пожарной безопасности : Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ. – Текст : электронный // Система КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.04.2021).
3. Короткова, М. И. Некоторые проблемы обучения основам пожарной безопасности школьников / М. И. Короткова. – Текст : электронный // Электронный научный журнал «ГосРег». – 2014. - №2. – URL : http://gosreg.amchs.ru/ (дата обращения 08.04.2021)
4. Айзман, Р.И. Королев, В.А. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников / Р.И. Айзман. – Текст : электронный // Сибирский педагогический журнал. – 2012. - №7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-kursa-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-sovremennoy-podgotovke-shkolnikov/viewer