Обучение детей мерам пожарной безопасности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Обучение детей мерам пожарной безопасности
Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения и воспитания детей-школьников в области пожарной безопасности, а также показана роль учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» в образовательных учреждениях. Приведена статистика основных причин и мест возникновений пожара за 2019 год в Республике Башкортостан.
Ключевые слова: пожарная безопасность, дети, пожаробезопасное поведение, обучение мерам пожарной безопасности.
Огонь сопровождает человека на протяжении всей жизни. Ежедневно человек использует энергию огня в быту. Но неправильное и неосторожное использование огня может привести к таким последствиям, как уничтожение личного имущества, травмам и гибели граждан. С малых лет ребенку нужно объяснить и разъяснить опасность огня. Во избежание трагедий дети должны хорошо знать правила пожарной безопасности, как и их родители.
По статистическим сведениям о чрезвычайных ситуациях, пожарах и их последствиях в Республике Башкортостан РФ за 2019 год: 7501 пожар (65 % от общего количества пожаров) произошел по причине неосторожного обращения с огнём, 1805 пожаров (15,6 %) – из-за нарушений правил устройства эксплуатации (далее НПУЭ) электрооборудования, 1104 пожара (9,5 %) – из-за НПУЭ печей [1]. Остальной малый процент пожаров занимают поджоги и неисправности систем, узлов и механизмов транспортных средств. Почти половина всех пожаров (41%) зарегистрированы в жилом секторе. Анализ гибели людей на пожарах показывает, что в 2019 году погибло 273 человека, из них 12 детей (прирост на 20 % по сравнению с 2018 годом). Данная статистика по пожарам за 2019 год подтверждает необходимость решения проблемы обучения мерам пожарной безопасности и формирования пожаробезопасного поведения подрастающего поколения.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы повысить уровень культуры безопасности у детей. Шалости детей с огнём доказывает необходимость в целенаправленной работе взрослых по воспитанию основам пожарной безопасности. Следует отметить, что данная работа является первостепенной задачей родителей. Они должны давать базовые знания о свойствах огня и дыма, о поведении в чрезвычайных ситуациях.
Чтобы дети знали правила пожарной безопасности, их должны и знать родители. Обеспечение безопасного и защищенного детства является приоритетной задачей отца и матери. Родители должны понимать, что в условиях социального, экологического и техногенного неблагополучия необходимо обучение безопасному образу жизни.
В соответствии со ст. 25 Федерального Закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» в образовательных учреждениях обязательно обучение мерам пожарной безопасности [2]. В школах изучение основ безопасности осуществляется посредством введения в программу обучения предмета «ОБЖ». Данный учебный предмет способствует развитию и воспитанию школьников в области безопасности, формирует представления об опасных факторов риска для жизни и здоровья, повышает уровень осознанного и адекватного поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Считается, что данный учебный предмет является действенным рычагом для формирования культуры безопасности у школьников [4].
Изучив литературные источники, можно сказать, что одной из задач общеобразовательных учреждений является разъяснение опасности пожара, обучение правильному алгоритму действий в случае возникновения пожара. Ученикам необходимо взять ответственность за свою жизнь и личное имущество, правильно научиться пользоваться огнем и электрическими приборами.
Работники образовательных учреждений должны организовать процесс обучения основ безопасности. Этот процесс должен включать беседы с родителями, родительские собрания, посещение пожарных частей и музеев, знакомства с сотрудниками противопожарных служб, организация противопожарной агитации, открытые уроки и выставки на противопожарные темы, различные конкурсы плакатов.
Уделяя достаточное внимание противопожарной пропаганде и преподаванию учебной дисциплины «ОБЖ», школа оказывает влияние в формировании высокого уровня культуры безопасности жизнедеятельности детей. Самое главное, детям необходимо заложить фундамент из основ пожарной безопасности, а также школьники должны применять полученные знания и правила в реальной жизни.