К вопросу о видах доказательств по делам, связанным с воспитанием детей
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)
К вопросу о видах доказательств по делам, связанным с воспитанием детей
На сегодняшний день наметилась тенденция к росту числа гражданских споров, связанных с воспитанием детей. Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ) неоднократно публиковал и продолжает публиковать обобщенную судебную практику разрешения споров, связанных с воспитанием детей. Данный обобщенный документ содержит достаточно широкий перечень рекомендаций. Так, например, «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)» [1].
Споры о детях затрагивают достаточно широкий круг гражданских дел: об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей; об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников; о лишении родительских прав; о восстановлении в родительских правах; об ограничении родительских прав; об отмене ограничения родительских прав и др.
Для конкретного дела особое значение имеют свои, типичные обстоятельства, которые имеют юридическое значение.
Типовым перечнем материальных доказательств, имеющим юридическое значение при рассмотрении дел, связанными с вопросом воспитания детей, становятся:
- Свидетельство о рождении ребенка
- Справки о составе семьи по месту жительства родителей, либо законных представителей
- Медицинские документы различного толка
- Справки о досуге ребенка (секции, кружки, дополнительные занятия)
- Графики работы родителей, их справки о доходах
- Административные материалы о привлечении родителей к административной ответственности
Необходимым наблюдением в данной ситуации становится указание ВС РФ о том, что отсутствие какого-либо документа не может свидетельствовать о несоблюдении требований, предъявляемых к заявлению, и не может повлечь оставление его без движения [2]. Если с данным не исчерпывающим перечнем в суде, как правило, не возникает вопросов, то интересное место занимают следующие доказательства - в материалы дела предоставляются фотографии (видео) праздничных мероприятия совместного проведения досуга детей и родителей. Данное явление встречается достаточно часто. Следует отметить, что по гражданским делам, связанным с защитой прав и законных интересов ребенка, процессуальное законодательство сохраняет за судом право на собирание доказательств.
Так, суд при подготовке дела обязывает органы опеки и попечительства представить заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка. Также, суд обязан при расторжении брака определить с кем из родителей будут проживать дети после развода и взыскать алименты на ребенка.
Кроме этого, при рассмотрении дел по спорам о детях доказательствами, которые в обязательном порядке подлежат исследованию судом, являются акты обследования жилищных условий и заключение, подготавливаемые органами опеки и попечительства, привлекаемыми к участию в деле в порядке ст. 47 ГПК РФ [3].
Дискуссионным на сегодняшний день остается вопрос проведения психолого-педагогической экспертизы. Ряд ученых ставит вопрос о ее необходимости, порядке проведения. Для полного и детального исследования доказательств суд назначает данную экспертизу, ей исследуются психологической особенности родителей, ребенка, устанавливается то, какие отношения складываются между ними.
Данное доказательство является достаточно спорным, но интересным для изучения.
При определении места жительства ребенка, необходимо установить обстоятельства, которые имеют значение для дела, отразят сложившийся образ жизни ребенка.
Например, Фрунзенский районный суд г. Владимира при рассмотрении дела по иску С. к К. об определении места жительства ребенка и по встречному иску К. к С. о том же, определяя место жительства ребенка с отцом (с которым ребенок проживал около года на момент рассмотрения дела), указал, что в целях сохранения стабильного психоэмоционального состояния ребенка, готовящегося к поступлению в первый класс школы в сентябре 2016 г., менять сложившийся образ жизни несовершеннолетнего и его место жительства суд признает не соответствующим интересам ребенка [4].
При определении места жительства малолетнего ребенка суду необходимо проанализировать доказательства, которые подтвердят или исключат возможность разлуки ребенка с матерью. Определение места жительства с отцом в РФ, исходя из судебной практики, крайне редко. Показательным примером из практики может стать решение Судогодского районного суда Владимирской области. Данным решением место жительства для семилетнего ребенка было определено с отцом [5]. Однако позднее судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда отменила данное решение, доказав что жилое помещение отцу не принадлежит, доказало ненормированность рабочего дня отца и большую благоприятность условий проживания с матерью [6].
Доказательства по данной категории дел должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к доказательствам в целом. Основной их задачей должно являться безупречное разрешение спора, понизить создавшийся конфликт между родителями и детьми, либо исключить его. Права и законные интересы детей весьма значимы для современного российского демократического общества.
При отправлении правосудия, связанным с воспитанием детей, судопроизводство должно содержать элементы как состязательного, так и следственного начала. Государству, в лице судебной системы, необходимо заботиться о защите прав детей. Ребенок в силу психического, духовного и физического развития не может самостоятельно принимать участия в ряде процессуальных действий, это необходимо строго учитывать.
В гражданском судопроизводстве по спорам, связанным с воспитанием детей и тем более по делам, связанным с ограничением или лишением родительских прав, «отобранием» ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, по делам о восстановлении в родительских правах, об усыновлении и отмене усыновления, об установлении отцовства, об оспаривании отцовства (материнства), должна назначаться судебная психологическая либо комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза [7].
Обобщая сказанное, стоит отметить, что при рассмотрении данной категории дел, суды учитывают все виды доказательств, которые допустимы и указаны в ГПК РФ. Однако, при этом, в силу специфики психологического аспекта, а также необходимости прежде всего защиты прав и интересов ребенка, особое внимание уделяется именно тем доказательствам, которые непосредственно смогут оценить степень влияния и обеспечения должного психологического и физиологического состояния ребенка, а также возможность его развития и становления полноценной личностью. Кроме того, представляется интересным возможность закрепления в качестве обязательного по данной категории дел такого вида доказательства как психолого-педагогическая экспертиза.