Статья:

ОХРАНА ТРУДА НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(166)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Велькова М.А. ОХРАНА ТРУДА НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 30(166). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/166/97324 (дата обращения: 26.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОХРАНА ТРУДА НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Велькова Марина Александровна
магистрант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Кировский филиал), РФ, г. Киров

 

LABOUR PROTECTION AT THE LEVEL OF MUNICIPALITIES

 

Marina Velkova

Master student The Russian presidential academy of national economy and public administration RANEPA (Kirov branch), Russia, Kirov

 

Аннотация. В Федеральном законе от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует конкретный перечень полномочий органов местного самоуправления по вопросам охраны труда. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями в области трудового законодательства, в частности охраны труда, в соответствии в определенным порядком. Муниципальные образования вовлечены во взаимодействие по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда. В настоящей статье отмечены полномочия органов местного самоуправления по охране труда.

Abstract. There are no specific list of local government powers about labour protection in Federal law No. 131-FZ of 06.10.2003 «On the general principles of organization local government of the Russian Federation».

 Local government empowered in the field of labour legislation, in particular labour protection, according to a certain order. Municipalities are involved in the implementation of the main directions public policy in the field of labour protection. In this article indicates the powers of the local government on labour protection.

 

Ключевые слова: охрана труда, местное самоуправление, трудовое законодательство, полномочия, государственная политика, осуществление.

Keywords: labour protection, local government, labour legislation, powers, public policy, implementation.

 

В Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, не входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

В статье 133 Конституции Российской Федерации указывается на взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти, которые вместе составляют единую систему публичной власти.

В Федеральном законе № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статьях 14- 16 приведен перечень вопросов местного значения, среди которых в вопросах жизнеобеспечения населения отсутствует упоминание об охране труда.

В общем понимании трудовые отношения, в том числе и раздел по охране труда, рассматриваются и регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, и трудовое законотворчество принадлежит Российской Федерации, не местному самоуправлению.

Можно было бы поставить убедительную точку относительно отсутствия полномочий органов местного самоуправления по вопросам обеспечения в сфере охраны труда.

Так или иначе государственная политика в области охраны труда осуществляется и органами местного самоуправления.

В статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации подчеркивается, что реализация основных направлений государственной политики обеспечивается согласованными действиями органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Рассмотрим доступные рычаги управления, отметим, что каждое муниципальное образование имеет в собственности муниципальное имущество, местный бюджет.

Следовательно, органы местного самоуправления своего рода работодатель для финансируемых за счет местного бюджета организаций. Отметим полномочия органов местного самоуправления:

  1. Обеспечение безопасных условий труда (статья 212);
  2. Право принимать акты, содержащие нормы трудового права (статья 8). Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования (статья 13);
  3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (статья 226);
  4. Право принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве (статья 229);
  5. Установление размера, условий и порядка компенсации работникам расходов на оплату стоимости проезда (статья 325);
  6. Осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 3531).

Местное самоуправление осуществляется гражданами через органы местного самоуправления.

Реализация государственной политики органами местного самоуправления в области охраны труда предполагает возможность:

  1. Осуществлять взаимодействие с трудовой инспекцией при исполнении надзорно-контрольной деятельности;
  2. Регулировать трудовые споры;
  3. Выступать участниками коллективных переговоров;
  4. Заключать соглашения на территориальном уровне.

Вопросы трудовой деятельности, в том числе охраны труда, включаются в территориальные соглашения, планы по социально-экономическому развитию. Координация деятельности органов местного самоуправления по соблюдению трудового законодательства осуществляется с учетом ежегодных статистических данных о состоянии условий труда в региональных организациях.

Для осуществления полномочий в сфере трудового законодательства, в т.ч. по вопросам охраны труда, органы местного самоуправления вправе беспрепятственно посещать организации, создавать комиссии по надзору за соблюдением требований охраны труда.

Очевидно, что органы местного самоуправления обладают рядом полномочий в сфере охраны труда.

В каждом регионе их закрепление производится в актах органов местного самоуправления, уставе.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. – Москва : Проспект, 2020. – 304 с.;
3. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
4. Коробко, Владимир Иванович. Охрана труда: учеб. пособие / В.И. Коробко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 239 с.;
5. Сугак Евгений Борисович. Особенности управления современной охраной труда: научное издание / Е.Б. Сугак. – Издательство АСВ, 2019. – 136 с.