Статья:

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Абрашнева П.А. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 20(243). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/243/127707 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Абрашнева Полина Александровна
магистрант, Государственный университет «Дубна», РФ, г. Дубна
Глушков Александр Иванович
научный руководитель,

 

Относительно недавно в нашей стране проходил референдум по внесению изменений в Конституцию РФ. Были учтены многие вопросы, особенно в отношении гражданских прав. Тем не менее, на наш взгляд, в сфере защиты образовательных прав и регулирования данного сектора на конституционном уровне не были приняты достаточно эффективные изменения. Поэтому в первую очередь следует внести изменения в Конституцию, как основополагающий правовой документ, а так же в соответствующие Федеральные законы, развивающие положения Конституции.

Нужно не столько внести правки в действующее законодательство, упразднить или ввести определенные нормы, сколько переработать существующую нормативную базу, а так же кодифицировать ее.

Как видно из зарубежной практики, хорошим инструментом нормирования рассматриваемых правовых отношений служит образовательный Кодекс. По сути это свод основных норм в секторе регулирования образования и связанных с ним отношений. Если отследить причины, почему до сих пор не создан подобный правовой Кодекс в нашей стране, первой и самой явной причиной, послужили постоянные изменения в образовательной среде, которые постоянно влекут за собой пересмотр и принятие нормативных актов. В качестве подтверждения этого утверждения достаточно рассмотреть механизм принятия и действия образовательных стандартов и планов: они действуют определенный период времени, после чего принимаются новые [6, с.216].

Кодификация законодательства в образовательной сфере это сложный процесс, для нашей страны он будет иметь ряд сложностей, тем не менее, это необходимо сделать, чтобы устранить множество противоречий и разнотолков в законах и подзаконных актах.

Для кодификации нужно выделить базовые нормы, которые наименее подвержены устареванию и изменениям по мере развития общественных отношений. На этих законах и должен основываться Кодекс. В процессе работы нужно проанализировать состав и взаимосвязь подобных законов, привести их в систему с другими нормами. Это позволит повысить эффективность механизма защиты образовательных прав.

Так же предстоит проделать аналогичную работу по анализу и систематизации стандартов и планов в сфере образования, актуализировать их в соответствии с изменениями в законодательстве и запросами общества. Кроме того следует учесть и отразить в законах методы донесения информации о стандартах до всех участников рассматриваемых правовых отношений. Осведомленность субъектов важна для поддержания высокого уровня защиты образовательных прав.

В этом случае образование, как и другие самостоятельные отрасли не только получит единый кодифицированный нормативный акт с пересмотренными нормами, но и решит ряд проблем, возникающих в связи с разным толкованием норм регулирующих образовательные отношения.

Для успешной работы по кодификации законодательной базы в области нормирования и защиты образовательных прав в первую очередь необходимо создать научное обеспечение развития данного права. Чтобы решить эту задачу нужно учредить в профильных учебных заведениях научную специальность «образовательное право», а так же кафедры специализирующиеся на изучении образовательного права на юридических факультетах ВУЗов РФ. В таких условиях будет возможно разработать для каждой узкой правовой задачи научную основу в виде исследования или научного труда. При системном подходе указанных целей можно достичь в течение трех лет. Защита научных работ по вопросам совершенствования норм защиты образовательных прав должна служить началом работы над соответствующим законом. Рассмотрим подробнее процесс создания Кодекса законов об образовании на базе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации». Такая кодификация будет означать переход в регулировании образовательных отношений подзаконными актами к регулированию законами. Итак, какие изменения необходимо предпринять по нашему мнению:

1. издать часть 2 Федерального закона № 273-ФЗ — правовое регулирование воспитательных отношений, в который войдут 30 глав, состоящие из 300 статей. Каждая отдельная глава регламентирует соответствующий вид воспитательной деятельности.

2. ввести часть 3 Федерального закона № 273-ФЗ, в котором будут содержаться нормы регулирующие правоотношения в области общего образования.

3. ввести часть 4 — которая будет содержать нормы, осуществляющие правовое регулирование в секторе профессионального образования.

4. издать часть 5 ФЗ — содержащую нормы в области дополнительного образования.

5. ввести часть 6, которая будет осуществлять правовое регулирование в секторе профессиональной подготовки.

6. разработать и ввести часть 7 данного закона, содержащую нормы осуществляющие правовое регулирование специального образования.

7. ввести часть 8 — правовое регулирование непрерывного образования.

8. часть 9 — правовое регулирование постоянного мониторинга состояния образования.

9. часть 10 — правовое регулирование договора на образование.

10. внести изменения в закон об образовании, обуславливающие его преобразование в Кодекс законов об образовании.

Ещё одно мероприятие, которое необходимо предпринять для обеспечения законотворческого процесса это организация Исследовательского центра в области образовательного права при Президенте РФ. Кадровый состав этой организации в количестве 100 человек, должны составить ученые-исследователи в данной области правовой науки. Деятельность Исследовательского центра будет идти по 10 направлениям, а именно:

1) нормирование правоотношений в области общего образования;

2) нормирование правоотношений в области профессионального образования;

3) регулирование правоотношений в области управления образованием;

4) нормирование правоотношений в области дополнительного образования;

5) нормирование правоотношений в области профессионального обучения;

6) нормирование правоотношений в области специального образования;

7) исследования по теория образовательного права;

8) социология образовательного права;

9) международное образовательное право;

10) нормирование правоотношений в области непрерывного образования.

Работа по совершенствованию защиты образовательного права в нашей стране должна вестись и в каждом конкретном учебном заведении.

Часто нарушение образовательных прав начинается или сопровождается конфликтами среди участников правовых отношений, поэтому для предотвращения подобных нарушений или устранения их последствий важно создать общий регламент для рассмотрения конфликтных ситуаций возникающих, вовремя и по поводу образовательного процесса. Для создания такого документа необходимо проанализировать прошлый опыт, как зарубежный, так и отечественный, а так же рассмотреть все действующие нормы по нормированию подобных ситуаций. Этим должна заняться специально созданная комиссия. Приведем критерии для оценки подобных ситуаций в судебной практике:

1. Чье право подверглось посягательству (оспариванию), то есть, кто является субъектом нарушенного (оспариваемого) права.

2. Характеристика нарушения (оспаривания) права или охраняемого законом интереса.

3. Характеристика нарушаемого (оспариваемого) права, правомочия или охраняемого законом интереса.

4. Субъект – нарушитель права (или кто оспаривает право), охраняемого законом интереса.

5. Характер нарушения, его социальные, правовые, иные последствия.

6. Возможная форма защиты и возможное средство защиты – его правовая природа и характеристика, например, устранение препятствия, наказание виновного, возмещение ущерба.

7. Характер защиты – административно-правовая, уголовно-правовая, гражданско-правовая.

В последствии, принимая во внимание подобные критерии, следуя разработанному регламенту, на уровне разбирательства в самом учебном заведении, при посредничестве администрации, возможно решить конфликтную ситуацию не доводя до суда. Это позволит не обострять конфликт, оперативно восстановив права обучающихся и пресечь их нарушение в будущем.

Проведение всех вышеуказанных мероприятий трудоёмкий, но крайне необходимый процесс для того чтобы получение образования стало не только доступно и соответствовало закону, но и стало комфортным и интересным процессом. Заинтересованность в получении образования повысит как уровень высококвалифицированных работников, так и престиж страны на международной арене. Ведь уже сейчас такие известные заведения как Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Стэнфорд и др. привлекают не только внимание, но и множество желающих получить в их стенах качественное образование. Уровень получаемых там знаний достаточно высок для того чтобы желание учиться именно в этом учреждении заставляло представителей различных стран приезжать в другую, часто достаточно отдалённую страну только чтобы учиться в этих известных ВУЗах.

Повышение эффективности правового механизма защиты образовательных прав в нашей стране очень важный процесс, это поможет повысить эффективность образовательного  процесса в целом, обеспечит улучшение качества выпускаемых специалистов, что, в последствии, повлечет развитие науки, экономики и других важных сфер жизни общества.

Совершенствование российского законодательства также оказывает влияние, как на отдельные сферы жизни, так и на страну в целом. Не точности в законодательстве, разность трактовки законов и огромное количество обращений в судебные органы для защиты нарушенных прав влекут за собой значительные последствия. Это в свою очередь указывает на необходимость изменений нормативной базы не только в сфере образования рассмотренной в данной работе, но и в целом в российские законы, регулирующие различные отношения [3, с. 46].

Повышение квалификации работников образовательных организаций поможет улучшить механизм защиты прав, в частности внесудебные способы защиты. Кроме того, это поможет повысить качество получаемого образования, стремление детей получить не только обязательное среднее образование, но и высшее, направленное на освоение конкретной профессии.

Также это поможет развивать творческие, научные и спортивные навыки, что влечёт за собой получение достижений в науке, искусстве и спорте как внутри страны, так и на мировой арене. Улучшая образования, совершенствуя способы защиты образовательных прав мы повышаем престиж своей страны.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
3. Горобец, В.Д. Права и свободы гражданина под охраной государства (рецензия на работу В.Н. Бутылина «Государственно- 75 правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан». М., 2001) / В.Д. Горобец // Журнал российского права. 2009. № 9, – С. 45-46;
4. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. – М.: Наука, 2006, – С. 143-146;
5. Непрерывное образование и потребность в нем/ Отв. ред. Т.А.Ключарев. – М.: Наука, 2005, – С. 23-31;
6. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран. М., 2007, – С. 215-222.