Статья:

Прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних на доступное и бесплатное образование

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шевченко С.В. Прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних на доступное и бесплатное образование // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 18(154). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/154/92257 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних на доступное и бесплатное образование

Шевченко София Васильевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Авдонина Татьяна Михайловна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В данной статье исследуется надзор органов прокуратуры за соблюдением образовательными организациями прав несовершеннолетних на получение доступного и бесплатного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующие права несовершеннолетних.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор, образование, защита и охрана прав, несовершеннолетние, обеспечение и доступность.

 

Право на образование является одним из естественных прав человека, которое служит основополагающим началом формирования личности и общества в целом. Статья 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе бесплатное высшее образование в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами на основании принципа равенства. Это говорит о том, что на основании п. 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства возможность развития и становления личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. [4] Право ребенка на образование регламентируется определенными нормативно-правовыми актами, в частности это Всеобщая декларация прав человека (ст. 26), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13), Конвенция о правах ребенка (ст. 28). В данных источниках содержатся две основные гарантии реализации прав ребенка на образование: доступность и бесплатность.

Надзор за соблюдением условий получения каждым ребенком доступного и бесплатного образования остается одним из основных направлений деятельности прокуратуры, поскольку реализация этого права положительно оказывает влияние на правильное развитие и формирование личности, его интересов и поведения несовершеннолетнего. Основным средством защиты прав несовершеннолетнего является надзор за исполнением законодательства об образовании, в частности это предусмотрено Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». [5]

Следует отметить, что в науке нет точного определения, что является бесплатностью и доступностью образования. Т.П. Куртапова считает, что эти понятия идентичны, другие же авторы их разграничивают [1, с. 28]. В связи с этим Конституционный Суд РФ выразил свою правовую позицию, где сказано, что «бесплатность образования является составной частью доступности».

По мнению С.В. Шестакова, доступность образования предполагает физическую и экономическую доступность [2, с. 114]. Физическая доступность предполагает необходимое обеспечение возможности посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, получение доступа к современным технологиям заочного (дистанционного) образования. Экономическая доступность означает то, что начальное, среднее и высшее образование должно быть бесплатным для всех. Как подчеркивает О.Ю. Косова, экономическая доступность «в целом предполагает его бесплатность, а, значит, возможность его получения за счет задействованных государством источников финансирования ‒ средств соответствующих бюджетов» [3, с. 124]. Вопрос об обеспечении права ребенка на доступное и бесплатное образование на законодательном уровне со стороны государства без его реального обеспечения приводит лишь к видимости благополучия, равенства и справедливости права. В этом случае, деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере образования имеет значение. В приказе Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» указано, что надзор за исполнением законодательства об образовании, реализацией прав граждан на общедоступность и бесплатность образования является важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних и молодежи.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства об образовании прокуроры имеют ряд полномочий. В частности, прокуроры систематически проводят проверки исполнения законов, и в случае установления факта нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, принимают меры по их восстановлению и привлечению ответственности лиц, нарушивших закон.

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является недопустимость дискриминации в сфере образования на основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании. [6] В данном случае прокурорами принимаются необходимые меры для реализации этого принципа с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетнего.

Для более детального изучения вопроса, необходимо обратиться к практической деятельности. Например, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора гимназии г. Перми возбуждено дело по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ в связи с нарушением прав несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного образования, а именно, за осуществление приема детей в 1 класс гимназии с применением принципа гендерного отбора, а также осуществление индивидуального отбора при приеме обучающихся для получения начального общего образования. Речь идет о нарушении прав граждан в области образования, установленных законодательством в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного образования в муниципальных образовательных организациях.

Основным составляющим звеном доступности образования является его бесплатность. Прокуратура постоянного осуществляет контроль над реализацией этого права. Например, прокуратура Псковской области провела проверку, в результате которой установлено, что вопреки требованиям законодательства в 24 дошкольных образовательных учреждениях области с опекунов и приемных родителей взыскивалась плата за присмотр и уход за опекаемыми (приемными) детьми. В целях восстановления нарушенных прав 47 детей прокурорами внесены представления с требованием возврата законным представителям незаконно взысканных сумм, по результатам, рассмотрения которых виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. [7]

В городе Энгельсе Саратовской области в школе при проверке системы безопасности детей, у которых отсутствовали «кибер-карты», охранники не пускали на уроки детей и требовали с них за вход деньги - по 100 руб. В результате чего прокуратурой г. Энгельса была проведена проверка по факту нарушения прав школьников при получении образования.

Таким образом, обеспечение доступности и бесплатности образования находится на постоянном контроле со стороны органов прокуратуры, поскольку образование занимает одно из важнейших прав ребенка. Осознание органами прокуратуры значимости этого права определяет активную и своевременную деятельность прокуратуры, которая регулируется нормативно-правовыми актами, с целью охраны и защиты прав несовершеннолетних.

 

Список литературы:
1. Куртапова Т.П. Конституционные основы права человека и гражданина на образование в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2009. № 2.С. 28-29.
2. Шестаков С.В. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению права ребенка на доступное образование // Актуальные проблемы прокурорского надзора. 2009. С. 113-114.
3. Косова О.Ю. Обеспечение законности в сфере образования: учебное пособие / О.Ю.Косова. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. – 123с.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 № 39-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 03.08.2020, N 31 (часть II), ст. 5253.
5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // «Законность», 2008 г., № 2.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2020. № 17. ст. 2725.
7. Прокуратура Псковской области. URL: http://www.prokuratura.pskov.ru (дата обращения: 12.05.2021).