Прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних на доступное и бесплатное образование
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)
Прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних на доступное и бесплатное образование
Аннотация. В данной статье исследуется надзор органов прокуратуры за соблюдением образовательными организациями прав несовершеннолетних на получение доступного и бесплатного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующие права несовершеннолетних.
Ключевые слова: прокурорский надзор, образование, защита и охрана прав, несовершеннолетние, обеспечение и доступность.
Право на образование является одним из естественных прав человека, которое служит основополагающим началом формирования личности и общества в целом. Статья 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе бесплатное высшее образование в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами на основании принципа равенства. Это говорит о том, что на основании п. 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства возможность развития и становления личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. [4] Право ребенка на образование регламентируется определенными нормативно-правовыми актами, в частности это Всеобщая декларация прав человека (ст. 26), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13), Конвенция о правах ребенка (ст. 28). В данных источниках содержатся две основные гарантии реализации прав ребенка на образование: доступность и бесплатность.
Надзор за соблюдением условий получения каждым ребенком доступного и бесплатного образования остается одним из основных направлений деятельности прокуратуры, поскольку реализация этого права положительно оказывает влияние на правильное развитие и формирование личности, его интересов и поведения несовершеннолетнего. Основным средством защиты прав несовершеннолетнего является надзор за исполнением законодательства об образовании, в частности это предусмотрено Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». [5]
Следует отметить, что в науке нет точного определения, что является бесплатностью и доступностью образования. Т.П. Куртапова считает, что эти понятия идентичны, другие же авторы их разграничивают [1, с. 28]. В связи с этим Конституционный Суд РФ выразил свою правовую позицию, где сказано, что «бесплатность образования является составной частью доступности».
По мнению С.В. Шестакова, доступность образования предполагает физическую и экономическую доступность [2, с. 114]. Физическая доступность предполагает необходимое обеспечение возможности посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, получение доступа к современным технологиям заочного (дистанционного) образования. Экономическая доступность означает то, что начальное, среднее и высшее образование должно быть бесплатным для всех. Как подчеркивает О.Ю. Косова, экономическая доступность «в целом предполагает его бесплатность, а, значит, возможность его получения за счет задействованных государством источников финансирования ‒ средств соответствующих бюджетов» [3, с. 124]. Вопрос об обеспечении права ребенка на доступное и бесплатное образование на законодательном уровне со стороны государства без его реального обеспечения приводит лишь к видимости благополучия, равенства и справедливости права. В этом случае, деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере образования имеет значение. В приказе Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» указано, что надзор за исполнением законодательства об образовании, реализацией прав граждан на общедоступность и бесплатность образования является важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних и молодежи.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства об образовании прокуроры имеют ряд полномочий. В частности, прокуроры систематически проводят проверки исполнения законов, и в случае установления факта нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, принимают меры по их восстановлению и привлечению ответственности лиц, нарушивших закон.
Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является недопустимость дискриминации в сфере образования на основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании. [6] В данном случае прокурорами принимаются необходимые меры для реализации этого принципа с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетнего.
Для более детального изучения вопроса, необходимо обратиться к практической деятельности. Например, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора гимназии г. Перми возбуждено дело по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ в связи с нарушением прав несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного образования, а именно, за осуществление приема детей в 1 класс гимназии с применением принципа гендерного отбора, а также осуществление индивидуального отбора при приеме обучающихся для получения начального общего образования. Речь идет о нарушении прав граждан в области образования, установленных законодательством в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного образования в муниципальных образовательных организациях.
Основным составляющим звеном доступности образования является его бесплатность. Прокуратура постоянного осуществляет контроль над реализацией этого права. Например, прокуратура Псковской области провела проверку, в результате которой установлено, что вопреки требованиям законодательства в 24 дошкольных образовательных учреждениях области с опекунов и приемных родителей взыскивалась плата за присмотр и уход за опекаемыми (приемными) детьми. В целях восстановления нарушенных прав 47 детей прокурорами внесены представления с требованием возврата законным представителям незаконно взысканных сумм, по результатам, рассмотрения которых виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. [7]
В городе Энгельсе Саратовской области в школе при проверке системы безопасности детей, у которых отсутствовали «кибер-карты», охранники не пускали на уроки детей и требовали с них за вход деньги - по 100 руб. В результате чего прокуратурой г. Энгельса была проведена проверка по факту нарушения прав школьников при получении образования.
Таким образом, обеспечение доступности и бесплатности образования находится на постоянном контроле со стороны органов прокуратуры, поскольку образование занимает одно из важнейших прав ребенка. Осознание органами прокуратуры значимости этого права определяет активную и своевременную деятельность прокуратуры, которая регулируется нормативно-правовыми актами, с целью охраны и защиты прав несовершеннолетних.