Статья:

О проблемах религиозной безопасности для России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гуринов К.В. О проблемах религиозной безопасности для России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 18(154). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/154/92291 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О проблемах религиозной безопасности для России

Гуринов Константин Владимирович
студент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти
Станкин Алексей Николаевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В данной статье предпринята попытка представить концептуализацию угроз религиозной безопасности; определена роль религии в жизни человека и общества; охарактеризованы риски и угрозы, порождаемые религиозным фактором; отражена классификация угроз религиозной безопасности; обозначены механизмы обеспечения религиозной безопасности.

 

Ключевые слова: религиозная безопасность, угрозы, религиозный фактор, опасность, религиозный экстремизм религиозные преступления.

 

Современное общество претерпевает постоянные изменения, появляются новые ценности, трансформируются идеи и ценности прошлого, появляются новые вызовы и проблемы для человека и общества.

Одним из важных элементов жизни человека во все времена выступала религия. Развитие современного мира связано с противоречивыми процессами: с одной стороны секуляризация, «расколдование» мира, а с другой стороны сохранение религиозного влияния на человека и общество.

В различных исследованиях уровня религиозности и места религии в жизни человека отмечается достаточно высокий уровень приверженности религии, разделения религиозных ценностей [1], среди населения проявляется синкретичность религиозных представлений [2], эклектичность религии [3]. Однако в исследованиях различных авторов нет представления об исчезновении или ненужности религиозных представлений.

Таким образом, религия по-прежнему выполняет важные функции в жизни человека и общества, превращаясь в действенную силу изменения мировоззрения и трансляции ценностей. В современности процессы глобализации, информатизации, усиления межкультурного обмена приводят к особой значимости религиозного фактора, превращая его в действенный механизм управления, завоевания, манипуляции, с целью распространения собственных ценностей, моделей поведения, установления влияния.

Отсюда актуальным выступает вопрос о духовной и религиозной безопасности личности и общества. Понятие религиозная безопасность появляется сравнительно недавно, а осмысление ее сущности еще продолжается. Под религиозной безопасностью нами понимается ситуация внешней и внутренней защищенности человека и общества от рисков и угроз, исходящих от различных источников, в духовно - религиозной сфере.

С развитием человечества вопросы религиозной безопасности становятся все более актуальными. В условиях современности, обращение к религии как инструменту воздействия на сознание и ценности человека не потеряло своей актуальности. Постепенно приходит понимание о невозможности допущения военных действий, применения грубой силы при желании получить ресурсы или территории, тогда эффективными становятся методы, используемые в «мягкой силе», в том числе религия, которая способна воздействовать на сознание человека, менять его ценности, направлять не используя насилие и принуждение.

Риски и угрозы, порождаемые религиозным фактором, выступают существенными проблемами в развитии современного общества в силу того, что создают непосредственные угрозы жизни, обществу, изменяют системы ценностей, способствуют разжиганию межконфессиональной розни, напряженности, конфликтам. Среди основных угроз выделяются такие как религиозный экстремизм и преступления; деятельность миссионерских организаций и прозелитизм; утрата самобытных ценностей и привитие новых; деятельность нетрадиционных религиозных организаций. Если первые две угрозы создают непосредственно конфликт, преступление, то остальные нацелены на долгосрочную перспективу и несут в себе потенциал управления ресурсами, изменения мировоззренческой основы, ценностей человека.

Стоит отметить, что вопросы религиозной безопасности приобретают свою значимость со времени появления первых религиозных систем и не утрачивают своей актуальности.

В разные эпохи понятие религии и обеспечения религиозной безопасности наполнялось различным смыслом, на который большое влияние оказывали культурные, политические, экономические факторы. Различные религиозные организации в истории получали совершенно разную трактовку их значимости, социальной полезности, либо опасности и деструктивности, это определялось господствующими социокультурными нормами, однако свою актуальность религия не потеряла и в современности, менялся ее культ, обрядовость, методы работы с верующими, ее место в социальной жизни, но она все равно остается.

Угрозы религиозной безопасности, порождены внешними и внутренними причинами в развитии общества и человека. Традиционные социальные, психологические, экономические причины усиливаются влиянием миграционных потоков, интеграцией мира и сопротивлением ей, усилением межкультурного взаимодействия, столкновение с глобальными проблемами человечества.

Актуальными угрозами безопасности личности становятся вопросы непосредственного физического воздействия, через проявления религиозного экстремизма и терроризма, совершение преступлений на религиозной почве, а также через изменение духовной культуры, влияние на ценности и установки личности, через психологическое и информационное воздействие. Механизмы обеспечения безопасности личности в религиозной сфере требуют постоянного детального изучения, анализа возможных проблем и угроз, прогнозирование потенциальных каналов воздействия на духовную культуру личности, его ценности и поведение.

Среди действенных механизмов обеспечения религиозной безопасности человека выступают:

- политико-правовой, раскрывающийся в выработке нормативно - правовой базы;

- организационно-практический, представляющий непосредственное применение законодательства на практике, контроль за его осуществлением;

- духовно-нравственный, включающий знания о конфессиональном составе и его особенностях в конкретной стране, о ценностях традиционной культуры, об особенностях межкультурного и межличностного взаимодействия между религиозными группами различного толка;

- оценочно-регулятивный, предполагающий мониторинг религиозной ситуации и ее оценку для стабильного функционирования общества.

Необходимо понимание на уровне личности, общества и государства значимости религиозного фактора, его потенциала и способов использования в достижении целей.

Верная оценка сложившейся этноконфессиональной ситуации, угроз и рисков, содержащихся в ней, позволяет выработать комплексные и своевременные способы защиты человека и общества.

В исследовании угроз религиозной безопасности за последние более чем четверть века менялись как угрозы, их характер, специфика, так и приоритеты их изучения.

В современном состоянии анализа угроз религиозной безопасности в социо-гуманитарных науках можно выделить несколько тенденций.

1. Изменение акцентов в актуализации угроз религиозной безопасности. К числу важнейших угроз авторы с начала 1990-х гг. относят нарушения свободы совести и свободы вероисповедания. Несоблюдение государством свободы вероисповедания и принципа невмешательства, как потенциальная угроза расценивается и ведущими религиозными организациями. С конца ХХ в. популярной становится и остается таковой тема угроз конституционным принципам государственно-конфессиональных отношений. Речь идет о клерикализации общественно-политической сферы современной России.

В юридической науке базовым стало рассмотрение угроз с позиции отраженности в нормативно-правовых документах, что естественно и обоснованно с позиции этой науки.

Сегодня задача исследования усложняется. Если в 1990-е гг. авторы в качестве угроз акцентировали внимание на светскости, реализации прав и свобод в религиозной сфере, то с середины 90-х гг. ХХ в. и в XXI в. происходит осознание реальных угроз, исходящих от религиозности в самых разных ее проявлениях. В XXI в. исследователи все больше внимания уделяют проблемам фундаментализма, фанатизма, прозолетизма, экстремизма, терроризма.

По сути, изучение угроз выделилось в отдельное направление, которое активно развивается [5, с. 119].

Большинство исследователей рассматривает угрозы с позиции опасностей, исходящих от религиозности, религиозного мира.

Сегодня можно констатировать появление в социо-гуманитарных науках сегмента, который представляет проблемы религиозной безопасности и ее угроз с позиции традиционных религий. Серьезные сомнения и опасения вызывают предложения по решению проблемы религиозной безопасности, такие как отказаться от федерализма, изменить модель ГКО, сделать только традиционные религии субъектом защиты, и только с ними выстраивать отношения сотрудничества.

При увеличении разнообразия угроз религиозной безопасности естественно встает проблема их классификации. В абсолютном большинстве работ вопрос классификации угроз религиозной безопасности вообще не поднимается, так как авторы не ставят себе этой задачи, а обращение к угрозам не является объектом исследования.

Несколько классификаций угроз религиозной безопасности представил И.А. Тарасевич [6].

Их изучение показало, что они по подходам составления однотипны и отличаются только количеством угроз. Одна из них выглядит следующим образом: «а) религиозный экстремизм; б) прозелитизм; в) утрата религиозных традиций народов России как результат процесса глобализации; г) религиозные преступления; д) деятельность нетрадиционных для российского общества религиозных объединений деструктивной направленности отечественного и зарубежного происхождения» [6, с. 22-23].

Сопоставление предложенной автором классификации и требований к их составлению позволяет сделать вывод о несоблюдении основных критериев этого метода систематизации знания.

Общенаучные требования классификации предполагают совокупность изучаемых объектов представить, как систему соподчиненных групп на основании их сходства по сущностным свойствам. Структуру классификации составляют делимое понятие, основание деления и члены деления.

С позиции этого подхода классификация угроз религиозной безопасности может быть многообразной по основаниям деления и многотаксонной. На основе уже имеющегося исследовательского материала можно выделить угрозы внутренние и внешние, проявившиеся и латентные, реальные и потенциальные, по отношению к личности, обществу и государству, исходящие от определенных субъектов общественно-политических отношений (государства, общества, религиозного мира как его части, от каждого из этих институтов), от религиозного мира и светского, от государства и религиозного мира, от институционализированных и неинституционализированных субъектов, от институтов государства, от структур религиозного мира и др.

Социо-гуманитарные науки серьезное внимание уделяют изучению угроз религиозной безопасности. Анализ литературы позволил выделить ряд тенденций исследования этой проблематики: наблюдается изменение акцентов в актуализации угроз религиозной безопасности, большинство исследователей рассматривают угрозы с позиции опасностей, исходящих от религиозного мира, наличие в социо-гуманитарных науках сегмента, который представляет проблемы религиозной безопасности и ее угроз с позиции традиционных религий. Проанализировав имеющиеся определения, автор полагает более точным определение угроз религиозной безопасности как совокупности условий и факторов религиозного характера, создающих прямую или косвенную опасность гражданам, обществу и государству. Ограниченные рамки статьи позволили остановиться только на самых общих сюжетах концептуализации. Серьезная работа предстоит по выработке консенсуса в категориальном аппарате, который используется при анализе религиозной безопасности и ее угроз.

Изучение литературы показало, что работа над концептуализацией угроз религиозной безопасности только начинается и требует дальнейших серьезных исследований, основанных на разностороннем анализе эмпирического материала.

 

Список литературы:
1. Гаврилова Ю.В. Социальные изменения как фактор синкретизма религий // Общество: философия, история, культура. 2017. № 11. С. 29-33. 
2. Гришаева Е.И., Фархитдинова О.М., Шумкова В.А. Религиозность верующих Екатеринбургской метрополии: от ортодоксии к постсекулярной эклектике // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 106-117.
3. Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе // Социологические исследования. 2009. № 12. C. 77-84.
4. Рыжова С. В. Особенности изучения религиозной идентичности россиян // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 118-127.
5. Саядова А.С. Правовые основы противодействия религиозному экстремизму в современной России // Философия права. 2017. № 4 (83). С. 117-122. 
6. Тарасевич И.А. Конституционно-правовые основы религиозной безопасности Российской Федерации: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. Тюмень, 2015. 49 с.