ПОРЯДОК ОДОБРЕНИЯ И СОВЕРШЕНИЯ КРУПНОЙ СДЕЛКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)
ПОРЯДОК ОДОБРЕНИЯ И СОВЕРШЕНИЯ КРУПНОЙ СДЕЛКИ
Любая совершаемая крупная сделка, должна получить свое одобрение соответствующим органов управления хозяйственным обществом. В первую очередь рассмотрим особенности одобрения крупной сделки внутри общества с ограниченной ответственностью.
Прежде всего, стоит отметить, что компетенцией на принятие решения о согласии на совершение крупной сделки в обществе с ограниченной ответственность на основании части 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [1] (далее – Закон об ООО) обладает общее собрание участников общества. При этом важным моментом является то, что если количественный критерий крупной сделки составляет от 25 до 50 % от стоимости активов общества, а в ООО образован совет директоров (наблюдательный совет), то компетенция по принятию решения о совершении крупной сделки может быть передана совету директоров посредством указания на то в уставе общества (часть 3 статьи 46 Закона об ООО).
Кроме того, законодатель предъявляет и ряд требований к содержанию решения о согласии на совершение крупной сделки. Так, в данном решении должна содержаться информация о стороне сделки, выгодоприобретателе, цене, предмете сделки и иных существенных условий крупной сделки. При этом имеется исключение из правила: если сделка совершается на торгах, то в решении об ее одобрении сведения о стороне сделки и ее выгодоприобретателе может и не обозначаться.
Не менее важным моментом является право указать в решении на совершение крупной сделки срока действия этого решения. Норма о том, что в решении о согласии на совершение крупной сделки указывается срок, в течение которого действительно такое решение (абзац 6 пункт 3 статьи 46 Закона об ООО, абзац 6 пункт 4 статьи 79 ФЗ Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об акционерных обществах» [2] (далее – Закон об АО)), сформулирована как диспозитивная.
Однако законодатель предлагает в качестве общей нормы годичный «срок годности» такого решения: «Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий крупной сделки...». Отметим, что ранее вообще не существовало никаких ограничений по сроку заключения сделки после ее одобрения [3]. Используемый на настоящий момент подход законодателя видится нам крайне положительным, поскольку при обозначении конкретного срока, в течение которого данное решение действительно, позволит минимизировать риски злоупотребления правом участников общества на совершение крупной сделки.
Однако, по нашему мнению, если пройдет довольно длительный промежуток времени между одобрением сделки и принятием решения об ее заключении и фактическим совершением сделки, то данный факт может серьезно сказаться на интересах участников общества. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что на экономическом рынке стремительно меняются условия. Среди так называемых факторов риска можно указать рост инфляции, повышение или снижение ключевой ставки Центральным Банком РФ, увеличение или уменьшение стоимости на отдельные товары, работы, услуги [4]. Все перечисленные обстоятельства могут существенным образом отразится на условиях крупной сделки и привести к тому, что принятое, к примеру, полгода назад решение о заключении сделки, приведет к неблагоприятным последствиям, которые при одобрении сделки еще не предполагались ввиду лучшей экономической ситуации, и, вполне возможно, что при текущих условиях, крупная сделка уже не была бы одобрена.
Таким образом, на наш взгляд, данная проблема должна быть решена путем установления более жестких временных рамок и установления срок совершения сделки существенным условием принимаемого органами компании решения об ее одобрении. При этом срок в течение года видится необоснованно большим, так как за это время ситуация на рынке может измениться кардинальным образом. Особенно в настоящее время в условиях введения в отношении российской Федерации серьезных санкций странами Запада, стоит особенно осторожно принимать решение о совершении крупной сделки, оценивать все риски и заключать ее в актуальных условиях и как можно быстрее с момента принятия решения об одобрении. Считаем, что разумный срок для совершения крупной сделки не должен превышать трех месяцев [5].
Положения о совершении и одобрении крупной сделки в акционерных обществах регламентируется нормами статей 78, 79 Закона об АО. Так, совет директоров акционерного общества утверждает заключение о крупной сделке. В заключение должна быть внесена информация о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки. Заключение о крупной сделке включается в информацию (материалы), предоставляемую акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, на котором рассматривается вопрос о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки.
Здесь также важно отметить, что в АО зависит размер сделки при решении вопроса о том, какой именно орган имеет правомочие на одобрение ее совершения. Если размер сделки от 25 до 50 % от стоимости активов АО, то все члены совета директоров единогласно должны принять решение о согласии на совершение крупной сделки [6]. При этом если не удалось достигнуть единогласного решения относительно совершения крупной сделки, законодатель все-таки предусмотрел еще один вариант для ее совершения, поскольку на основании части 2 статьи 79 Закона Об АО, данный вопрос может быть вынесен на общее собрание акционеров и тогда уже решение о совершении крупной сделки должно быть принято большинством голосов собрания.
Итак, исходя из изложенного можно сказать, что на законодательном уровне предусмотрена определенная процедура принятия решения о согласии на совершение сделки и на ее одобрение. При этом для аффилированных лиц устанавливаются более строгие правила. Вместе с тем необходимо обратить внимание, что в доктрине права авторы неоднозначно подходят к вопросу цели, которую преследовал законодатель при установлении необходимости одобрения крупной сделки.
При этом если проводить анализ крупной сделки через призму сделку, для совершения которой просто необходимо одобрение от организации или третьего лица, также не позволяет фундаментально ответить на вопрос, что именно стоит рассматривать в качестве цели одобрения сделки. При этом довольно понятной является используемая цель «привязки», о которой можно судить, исходя из положений, приведенных в ст. 79 Закона об АО и ст. 46 Закона об ООО, где говорится о связке оснований для признания недействительной крупной сделки на основании положений ГК РФ и тех оснований недействительности сделки, которые отражены в нормах специальных нормативных актов.
Таким образом, в корпоративном законодательстве установлено, что крупные сделки подлежат предварительному согласованию или последующему одобрению органами управления хозяйственного общества, осуществляющими контроль за деятельностью исполнительных органов - советом директоров либо общим собранием участников.
Законодатель установил достаточно подробный порядок проведения процедуры относительно одобрения крупной сделки и дачи руководящим органом согласия на совершение крупной сделки. Однако нельзя не отметить, что существуют некоторые проблемные аспекты, в частности, в виде отсутствия на законодательном уровне нормы, определяющей, в течение какого времени должна быть совершена крупная сделка после ее одобрения.