Статья:

Право на защиту несовершеннолетних в сложных ситуациях в процессе отправлении правосудия

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Койчубекова А.А. Право на защиту несовершеннолетних в сложных ситуациях в процессе отправлении правосудия // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/9(10).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Право на защиту несовершеннолетних в сложных ситуациях в процессе отправлении правосудия

Койчубекова Айзада Архатовна
студент Казахского Национального университета имени Аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
Самалдыков Максут Кошекович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Казахского Национального университета имени Аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

 

В современном Казахстане одним из особо значимых направлений государственной социальной политики выступает обеспечение соблюдения прав детей, что предполагает признание за ними всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, которые закреплены в Конституции РК, международных договорах и прочих нормативно-правовых актах.

Разумеется, обеспечение всех прав детей непосредственно связанно с их правовой защитой. Правовая защита несовершеннолетних состоит в совокупности нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений, которые имеют права, гарантии, обязанности и т.д.

Все это закрепляется на основе организации функционирования системы органов по работе с несовершеннолетними.

Защита прав несовершеннолетних включает в себя все сферы жизнедеятельности  ребенка, а именно права на свободу, образование, здравоохранение, воспитание, труд, досуг, социальное обеспечение и т.д.

В системе ратифицированных Казахстаном международных договоров и иных обязательств, связанных с детьми, важное место занимает Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г., подписанная в г. Нью-Йорке 16 февраля 1994 г. и позже ратифицированная постановлением Верховного Совета РК 8 июня 1994 г. № 77-XIII  [1].

Правовая защита несовершеннолетних и малолетних заключается также в защите прав и интересов детей, которые попали в сферу отправления правосудия по уголовным делам.

Осуществление такой защиты в мировой практике происходит в пределах специализированной системы правосудия для несовершеннолетних «ювенальной юстиции» [2].

Весь указанный комплекс обеспечительных мер, направленных на защиту прав несовершеннолетних и малолетних  содержит термин "ювенальная юстиция".

Международная практика, в частности, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, использует термин "Juvenile Justice", означающий "правосудие по делам несовершеннолетних"[2]. Также данная концепция опирается на более широкий подход в отличие от традиционной системы ювенального судопроизводства.

Она распространяется не только на детей, вступивших в конфликт с законом, но и на несовершеннолетних и малолетних, которые стали жертвами или свидетелями преступлений, а также детей, столкнувшихся с системой уголовного производства в рамках вопросов об опекунстве, защите или наследстве (в качестве участников юридических процессов).

Следовательно, необходимо отметить, что существенное значение для обеспечения права на судебную защиту несовершеннолетнего отводится выяснению возраста лица с целью определить, подпадает ли оно под определение «ребенок».

В ст. 1 Конвенции о правах ребенка определено, что ребенок - человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если в соответствии с законом, применимым к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее[3]. Соответственно, в отечественном законодательстве  допускается установление возраста достижения совершеннолетия менее 18 лет.

Тем не менее, необходимым является соблюдение основных принципов Конвенции, таких как: «…наилучшее обеспечение интересов ребенка и недопущение дискриминации» [3].  Также следует подчеркнуть, что в гражданском, уголовном и трудовом законодательстве возраст не должен быть сильно занижен, для чего необходимо соблюдать Правило 4.1. Минимальных стандартных правил ООН, касательно отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, предусматривающее, что нижняя граница такого возраста не должна быть установлена на чрезвычайно низком возрастном уровне, принимая во внимание аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости[4].

Также в некоторых странах наравне с термином «ребенок» содержатся такие термины и понятия, как «несовершеннолетний», «малолетний», «подросток», «лица, не достигшие совершеннолетия», «лица, не достигшие 16 лет (либо 14 лет, 18 лет), и некоторые другие.

Однако все они означают одного и того же субъекта - лицо, не достигшее совершеннолетия, т.е. подпадают под определение «ребенок».

В свою очередь, национальным законодательством по-разному определяется возраст ответственности несовершеннолетнего за те или иные правонарушения, а также его правовая и процессуальная дееспособность.

В современном Казахстане наблюдаются значительные изменения в сфере деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних. За последние годы, мы наблюдаем, то, что создаются определенные  условия для развития молодёжи, функционируют системы защиты прав детей, профилактики их безнадзорности и правонарушений. Однако по последним данным, ситуации с детской и подростковой преступностью показывают, что необходимо применять дополнительный ряд мер и в сфере профилактики, и в отношении защиты их прав и законных интересов. Также, важно то, что за последнее время несовершеннолетние становятся свидетелями правонарушений взрослых и им также приходится участвовать в процессе правосудия. В ходе таких процессов многие дети подвергаются давлению со стороны взрослого человека, при этом их права непосредственно подвергаются нарушению.

Рассмотрим статистические данные по численности несовершеннолетних в Казахстане с 1 января 2000г. посей день. С данного периода родились и проживают свыше 5,5 млн. детей и подростков в возрасте от 0 до 19 лет. Это составляет свыше 33% от общей численности населения. Данные свидетельствуют о необходимости уделения огромного внимания государства к данному населению, поскольку прогноз демографического развития в молодежной среде говорит о высокой вероятности последующего осложнения вопросов, касающихся сохранения численности населения и особенно молодого поколения.

Согласно данным комитета по статистике РК за 2017 год число несовершеннолетних совершивших преступления составило 3156, из них наиболее высокое количество из крупных городов Шымкент, Алматы и Астана [5]. Также было выявлено, что большинство несовершеннолетних воспитываются в неполных, малообеспеченных, многодетных, асоциальных семьях.

В такой ситуации очень важна защита прав несовершеннолетних, в особенности в сложных ситуациях. Под сложными ситуациями понимается конфликт несовершеннолетних в рамках уголовного законодательства РК.

Необходимость обращать особое внимание к правосудию по отношению к несовершеннолетним и рассматривать способы обеспечения предоставления помощи детям в сложных ситуациях, являющихся, в свою очередь, жертвами преступности, и детям, которые находятся в конфликте с законом, особенно лишенным свободы, обусловлено тем, что дети являются самой незащищенной социально-демографической группой населения РК.  Анализ статистических данных показывает положительную динамику в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, по состоянию на 1 января 2017г. в Республике Казахстан проживают и воспитываются в 204 организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения 34 682  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 24 801 ребенка находятся в семьях под опекой и попечительством, на патронатном воспитании – 9 881 детей [5].

Однако данные показатели не являются утешительными, поэтому в Республике Казахстан образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и малолетних и защите их прав при Правительстве РК, по-другому именуемая как комиссия.

В настоящее время в Казахстане осуществляют работу 214 комиссий. В их числе 14 комиссий областного уровня, 39 – городского, 161 – районного. Данная структура призвана обеспечить выработку предложений и рекомендаций для обеспечения реализации государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних и малолетних в процессе отправления правосудия.

Далее необходимо отметить, что в Руководящих принципах, в отношении правосудия в вопросах, касающихся участия детей-жертв и свидетелей преступлений при установлении стандартов права на защиту в трудных ситуациях при отправлении правосудия, указывается, что должны устанавливаться перерывы в процессе дачи ребенком свидетельских показаний и сроки слушания дела в такой временной промежуток, который будет соответствовать возрасту и степени зрелости несовершеннолетнего. Необходимо, чтобы количество допросов было минимальным и рассмотрение их осуществлялось в отсутствии предполагаемого правонарушителя; лицами, осуществляющими производство по делу, также не должен применяться перекрестный допрос (п. «d» ст. 30) [6].

В соответствии с данными положениями в национальном законодательстве имеется пробел, так уголовно процессуальный кодекс Республики Казахстан устанавливает лишь следующие требования в отношении того, что допрос несовершеннолетнего лица необходимо производить в дневное время суток и его непрерывная длительность не должна превышать 2-х часов, а в общей сложности – продолжаться более 4-х часов в день.

Если будет наблюдаться явное утомление несовершеннолетнего, допрос необходимо прервать и до истечения этого времени[7].  То есть мы не видим, четкой дифференциации в зависимости от возраста несовершеннолетнего. В данном случае, мы можем взять в пример, Федеральный закон РФ от 28. 12. 2013г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве», где законодатель определил предельную продолжительность осуществления некоторых следственных действий, в которых принимают участие несовершеннолетние потерпевшие и свидетели дифференцировано в соответствии с их возрастом.  

Продолжительность допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте при участии потерпевшего или свидетеля, возрастом до 7-ми лет не может быть более получаса без перерыва, а, в общем – более одного часа; в возрасте от 7-ми до 14-ти лет – более одного часа, а в общей сложности – более 2-х часов; в возрасте старше 14-ти лет – более двух часов, а, в общем – более 4-х часов в день [8].

Далее необходимо, отметить, что в процессе отправления правосудия затрагивающего интересы ребенка, органу судебной власти, перед принятием  решения, необходимо:

1) Определить какой информацией владеет несовершеннолетний и то насколько это информация достоверна.

2) Провести консультацию, беседу с несовершеннолетним в соответствии с законом тогда, когда ребенок имеет достаточный уровень понимания.

3) Должным образом принимать во внимание мнение, высказанное ребенком.

Особое значение в процессе правосудия придается участию детей – жертв и свидетелей преступлений.

В таких сложных ситуация перед оправлением  правосудия нужно учитывать, что  данные дети пребывают в особо незащищенном положении и нуждаются в оказании особой защиты. Необходимо обеспечить нужную помощь в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями.

Нужно понимать серьезность физического, психологического и эмоционального состояния ребенка, чтобы предотвратить дополнительные неприятности и травмирование вследствие их участия в уголовном судопроизводстве.

Особенным случаем является, когда несовершеннолетние, оказываются единственными свидетелями в уголовном деле. Данные ситуации являются самыми сложными для несовершеннолетнего, поэтому ему  обеспечиваются все меры защиты и полное соблюдение его прав.

1. Право на сочувствие и достойное обращение. Здесь в основе процесса взаимодействия с несовершеннолетними должно выступать проявление чувств заботы, учет их интересов на протяжении всего процесса отправления правосудия. Нужно учитывать их конкретное физическое, психологическое и эмоциональное состояние. Понимать уровень зрелости и самостоятельности ребенка.

2. Право на защиту от дискриминации. В данном случае подразумевается защита от дискриминации по таким признакам как: пол; раса; цвет кожи; язык; религия; национальность; политический взгляд; иные убеждения; социальное положение; этническая принадлежность; состояние здоровья и других признаков касательно личности.

3. Право на владение информацией. Несовершеннолетние, их родители, опекуны или законные представители имеют полное право в процессе отправления правосудия на получение надлежащей информации в той мере, в которой это фактически является возможным и уместным.

4. Право быть заслушанным и выражать свое мнение и опасения. Специалисты, работающие с несовершеннолетними в процессе правосудия должны давать полную свободу на выражение своих мнений, и описывать события без какого либо давления или вмешательства.

5. Право на защиту в трудных ситуациях в процессе отправления правосудия. Специалистам необходимо проявлять чуткое отношение к несовершеннолетним  в целях:

- оказания поддержки ребенку в т.ч. сопровождать ребенка на протяжении его участия в процессе отправления правосудия, если это соответствует лучшему обеспечению интересов ребенка;

- предоставление определенности в процессе правосудия, также  формировать у несовершеннолетнего четкое понимание того, с чем он столкнется в ходе процесса, как все будет происходить. Этим самым обеспечивается максимальная степень определенности.

Участие детей в сложных ситуациях в процессе правосудия необходимо планировать заранее и предпринимать все меры для обеспечения беспрерывного сохранения связи между детьми и участниками процесса, с которыми они контактируют на протяжении всего процесса;

- по возможности ускорить практические сроки процесса правосудия. Исключением может быть только тот случай, когда увеличение подобных сроков отвечает интересам ребенка.

Необходимо также прилагать усилия к ускорению всего процесса расследования преступлений, при участии несовершеннолетних, должны обеспечиваться процедуры, законы и судебные правила, предусматривающие ускоренное рассмотрение дел, которые касаются детей-жертв и свидетелей.

Подводя итоги, мы видим, что для Казахстана все еще необходимо скоординировать действия всех государственных структур, в том числе, исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций, направленных на усиление профилактики, на социальную реабилитацию и социальную адаптацию детей, которые  оказались  в трудной жизненной ситуации и это в свою очередь, поможет решить проблему с реализацией права несовершеннолетних на защиту в сложных ситуациях при отправлении правосудия.

Необходимо кардинально усовершенствовать законодательство, регламентирующее деятельность органов и учреждений системы профилактики и саму работу этих органов и учреждений, внедрять в практику работы данных органов и учреждений современные ювенальные технологии, чётко определить механизм взаимодействия социальных служб с судом.

 

Список литератруы:
1. Постановление Верховного Совета РК от 8 июня 1994 г. № 77-XIII «О ратификации Конвенции о правах ребенка», а также см.: п. 1 Указа Президента РК, имеющий силу закона, от 23 марта 1995 г. № 2147 «Об актах Верховного Совета Республики Казахстан», которым постановление от 8 июня 1994 г. признано действующим и обладающим юридической силой со дня введения в действие (ВВС РК. 1995. № 1-2. ст. 1).
2. Белова И.А., Сборник материалов с конференции "20 лет независимости Республики Казахстан в свете формирования гражданского общества" – Астана, 2011г. 
3. Права человека при отправлении правосудия. Пособие по правам человека для судей, прокуроров и адвокатов. Нью-Йорк и Женева: Организация объединенных наций, 2003. С. 487.
4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 284-305.
5. Комитет по статистике Республики Казахстан URL: http://stat.gov.kz
6. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 2007. С. 103-116, 311-314, 323-334.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2018 г.) //http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000231
8. СЗ РФ. 2013. № 52 (часть 1). Ст. 6997.