Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ АПЕЛЛЯЦИОННЫХ СУДОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шаша Д.Р. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ АПЕЛЛЯЦИОННЫХ СУДОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120753 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ АПЕЛЛЯЦИОННЫХ СУДОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Шаша Диана Рашидовна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Прокошкина Надежда Ивановна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

В Российской Федерации законом гражданам гарантировано право на обжалование судебных актов, решений, а так же определений, поэтому суды, обеспечивающее объективное, законное и правильное рассмотрение дела необходимы. Пересмотр решений в апелляционной инстанции является гарантией и защитой граждан от незаконных и неправомерных действий.

При этом те дела, которые рассматривают арбитражные суды в целом, с каждым годом только увеличиваются, так же стремительно увеличиваются и проблемы, связанные с их деятельностью. В данной статье хотелось бы подробнее остановиться на проблеме места нахождения апелляционных инстанций и размещение их на значительном расстоянии от места жительства или места нахождения лиц, участвующих в деле.

В соответствие с п. 2 ст. 33.1 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлен ограниченный список, в котором содержится количество действующих арбитражных апелляционных судов в Российской Федерации [1].

Данные суды являются независимыми органами государственной власти, которые входят в структуру арбитражных судов Российской Федерации. Они распределяются по округам в территориальной доступности к соответствующим субъектам РФ. С учётом принятых последних поправок в действующее законодательство в РФ действует 21 федеральный апелляционный арбитражный суд.

В статье 33.1 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "Об арбитражных судах в Российской Федерации» определено какие территории субъектов РФ приписываются к тому или иному апелляционному суду[1] Исходя из анализа данной статьи в настоящее время в округа апелляционных судов входят по 3-5 субъектов РФ, и только на территории одного из этих субъектов действует арбитражный апелляционный суд, рассматривающий жалобы лиц по проверке законности и обоснованности судебных актов АС субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Таким образом, иным субъектам округа приходится выбирать: участвовать в процессе и нести большие расходы, или отказаться от явки. Учитывая объём полномочий судов округов, возникает необходимость создания дополнительных апелляционных судов, поскольку в некоторых субъектах загруженность судов превышает загруженность судов в иных субъектах.

В подтверждении сказанного необходимо привести статистические сведения о деятельности арбитражных апелляционных судов (ААС) за 2021 год, которые опубликовал Департамент при Верховном суде Российской Федерации. На основе данного отчёта в 2021 году в ААС поступило 401 371 апелляционных жалоб. Из них 35 175 жалоб было возвращено, 367 424 – принято к производству, 347 129 – рассмотрено. Больше всего дел традиционно рассмотрел Девятый ААС (83 417). На втором месте по количеству рассмотренных дел – Тринадцатый ААС (36 253), Десятый, Пятнадцатый и Семнадцатый ААС чуть больше 22 000 дел. Меньше всего дел рассмотрел Двадцать первый ААС – 4 781. Больше всего решений отменил Девятый ААС (5192) [2]

Таким образом, из этого можно сделать вывод, что суды загружены неравномерно и поэтому их удалённость в целом влияет на оперативность рассмотрения и разрешения подаваемых жалоб. Поэтому сроки рассмотрения дела в некоторых из ААС вырастают в несколько раз.

С одной стороны, данную проблему можно было бы разрешить с помощью использования системы видеоконференц-связи. (ст. 153.1 АПК РФ). Так, на основании ст. ст. 40, 54, ст. 64 АПК РФ путём использования данной системы в судебном заседании могут участвовать: лица, участвующие в деле, иные участники процесса. (истец, ответчик, заявители и заинтересованные лица, третьи лица, эксперты, специалисты, свидетели и переводчики, прокурор)

Так же, на основании п.4.2. Приказа Генпрокуратуры от 07.07.2017 №473 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе» указано, что с учётом положения ст. 153.1 АПК РФ прокурору, инициировавшему иск (заявление) в АС другого субъекта, и также при рассмотрении данного дела ААС, которые находятся на территории другого субъекта, при наличии в АС технической возможности следует подать ходатайство об участие в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи [3].

При этом, по смыслу ч.1 ст.136, ч.4 ст.159, ч.1 ст.266, ч.4 ст.291.12, ч.6 ст.308.9 АПК РФ видеоконференц-связь может быть использована при проведении судебных заседаний на любой из стадий процесса, в том числе и при рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Но с другой стороны, использование данной системы доступно не в каждом случае. Важную роль играет наличие технической возможности.

В некоторых случаях, несмотря на наличие техники, в использовании данной системы может быть отказано самим судом. Так, Станислав Солнцев из «Солнцев и Партнеры» рассказал, что ему отказал в онлайн-заседании суд, у которого есть техническая возможность проводить процесс в данном формате. Данным судом оказался Девятый ААС. При этом отказ пришёл не официальным письмом, а как автоматическое электронное уведомление [4].

Однозначно, что проведение онлайн заседаний в целом позволит снизить судебные издержки на проезд к месту рассмотрения спора. Но вопросы, которые могут быть разрешены лишь только в «очном» заседании все равно остаются (например, установление достоверности и оригинальности представленных документов, обоснованность заявлений о фальсификации и другие). Поэтому замена «очного» процесса «дистанционным» не представляется возможным для разных категорий дел. Проведение онлайн заседания, безусловно, выступает необходимым элементом реализации процессуальных прав участников процесса, но именно в чрезвычайных, непредвиденных обстоятельств, которые не зависят от сторон в процессе.

Таким образом, в настоящее время, в связи с высокой загруженностью судей апелляционных инстанций, и расположением судов в округах, возникает необходимость внесения изменений в действующее законодательство. Так, создание дополнительных арбитражных апелляционных судов в некоторых регионах нашей страны снизила бы нагрузку некоторых судей и позволило бы гражданам в полной мере реализовывать на практике право на доступ к правосудию.

 

Список литературы:
1. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1995.  № 18, ст. 1589.
2. Суддеп подвел итоги работы арбитражных судов за 2021 год: [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/32pAhJ (Дата обращения: 30.11.22 г)
3. Приказ Генпрокуратуры России от 07.07.2017 N 473 (ред. от 19.10.2022) "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве".
4. Юристам навязывают недоработанные онлайн-заседания [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/32qVPz (Дата обращения: 02.12.22 г.).