Экологический аудит как самостоятельный субинститут экологического права
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)
Экологический аудит как самостоятельный субинститут экологического права
Переход постсоветского пространства к вектору развития рыночной или смешанной экономики привел к образованию множества субъектов хозяйствования, чья деятельность нередко оказывает либо в перспективе может оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Специальный и ведомственный государственный контроль регулирует исключительно публично-правовую специфику вопроса об экологической безопасности, производственный контроль сфокусирован исключительно на внутрихозяйственной деятельности и во многом находится вне поля зрения контрагентов субъектов хозяйствования, общественности и иных третьих лиц. Экологическая же экспертиза и контроль регулируют исключительно вопросы будущих экологических проблем предприятия, либо дают заключение об окончательном состоянии объектов проверок, что не содержательно для инвесторов субъектов хозяйствования, иных третьих лиц.
Первоочередными задачами в области охраны окружающей среды, как следует из Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является в том числе обеспечение благоприятной окружающей среды и улучшение ее качества. Выполнение настоящих задач в контексте построения современного бизнес-сообщества на принципах экоменеджмента, преследуя исключительно плановый публичный интерес, невозможно. Необходимо внедрять гибкий, внеплановый механизм оценки настоящей деятельности субъектов предпринимательской и иной деятельности в интересах как самих субъектов в части снижения рисков дальнейшей ответственности за несоблюдение экологического законодательства, так и повышать их инвестиционную привлекательность для контрагентов и конечных потребителей, заинтересованной общественности, создавая имидж экологически безопасных субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», экологический аудит – независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду [1].
Отличительной особенностью экологического аудита является то, что он делает акцент не столько на проектной документации проверяемого субъекта, сколько на настоящем состоянии объектов аудита, прошедших экологических проблемах. Этот параметр является ключевым в вопросе обособления экологического аудита от экологической экспертизы и экологического контроля. Именно анализ настоящего состояния проверяемых объектов является ориентиром и гарантам прозрачности для контрагентов проверяемого субъекта в части ликвидности финансовых вложений, вероятность утери которых вследствие наступления эколого-правовой ответственности сильно снижается.
Вышеизложенное позволяет нам указывать на частно-правовую природу экологического аудита. Однако в доктрине присутствуют и диаметральные позиции. Так, Шакин М. А. и Чернышев О. Ю. утверждают, что «реальная свобода возможна только при наличии эффективно работающего государства». Таким образом, авторы указывают на неработоспособность любых реформ за отсутствием властного государственного института [3, c. 130]. На наш взгляд, экологический аудит в первую очередь служит «рынку» и интересам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть аудит следует рассматривать в качестве придаточного института контрольно-надзорной системы государства в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, создавая пространство для привлечения иностранного капитала. Именно в этом контексте выражается публичный аспект экологического аудита. В ином случае рассматривать аудит в качестве некого самостоятельного комплексного нормативного образования не было бы смысла, поскольку его функции частично реализуются в рамках проведения государственного экологического контроля.
Отметим, что данным противоречивым позициям отечественных юристов способствует недостаточная проработанность нормативно-правовой базы. Отсутствие комплексного законодательства, регулирующего процедуру экологического аудита, приводит к сращиванию и частичному поглощению частно-правовой природы экологического аудита публичными государственными интересами. Это провоцирует размытие понимания правовой природы экологического аудита среди научных деятелей, что создаёт разнородные подходы к его дальнейшему развитию, затрудняя тем самым политику законодателя в рамках урегулирования данных пробелов законодательства. С данным тезисом согласен Чхутиашвили Л. В., который акцентирует внимание на аналогичной проблеме в системе российского природного законодательства [2, с. 348]. Так, можно сделать вывод, что данная проблематика характерна для постсоветского пространства в целом.
По нашему мнению, решением данной проблемы может стать правовое закрепление института экологического аудита в рамках отдельного нормативно-правового акта. Ориентиром нормотворчества может выступить Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», который регулирует комплекс сходных однородных отношений в частно-правовых интересах. С целью удовлетворения частнопредпринимательского интереса в сфере природоохранной деятельности необходимо формирование обособленного от государства механизма аудиторского экологического контроля, где ведущую позицию будут занимать квалифицированные специалисты-аудиторы в сфере экологического аудита, а также аккредитованные организации, предоставляющие услуги в сфере экологического аудита. Обязательным критерием построения такой системы является наделение соответствующих субъектов экологического аудита необходимой компетенцией, а также придание им статуса компетентных и организованных структур, что позволит получить доверие как инвесторов внутреннего капитала, так и иностранных инвесторов, поскольку государство таким образом будет являться гарантом достоверности и полноты сведений, отраженных в заключениях аудиторов. Это возможно при помощи организационно-правового оформления системы экологического аудита в самоуправляемую систему, представленную в виде некоторого единого республиканского органа самоуправления, например, Палаты экологического аудита, и отражения всех необходимых сведений о субъектах экологического аудита в специального созданном реестре, ведение которого будет поручено либо непосредственно координационно-организационному органу в сфере охраны окружающей среды, либо самой Палате экологического аудита.
Подводя итог, экологический аудит, будучи организационно-правовым инструментом обеспечения экологической безопасности предприятий и источником формирования экологического имиджа субъектов хозяйствования, служит в первую очередь частному интересу и требует скорейшего отделения от системы государственного экологического контроля, путем формирования комплексной нормативно-правовой базы, которая бы подчеркнула его самостоятельность как комплексно урегулированного института финансового права, обособив его тем самым от экологического контроля.