Тактика проведения розыска военнослужащих, уклоняющихся от исполнения обязанностей военной службы и правовые проблемы её проведения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Тактика проведения розыска военнослужащих, уклоняющихся от исполнения обязанностей военной службы и правовые проблемы её проведения
Аннотация. Своевременный розыск спасает жизни и судьбы военнослужащих.
Ключевые слова: уклонение от исполнения обязанностей военной службы, розыск.
В публикации рассматривается порядок, сроки и алгоритм действий сотрудников военной полиции в отношении военнослужащих, уклоняющихся от исполнения обязанностей военной службы. Основное внимание уделяется мерам по совершенствованию розыска военнослужащих. Своевременное принятие мер по розыску военнослужащих оказывает непосредственное влияние на неотвратимость наказания виновных лиц и эффективность осуществления правосудия. В соответствии с п. 11 ст. 20 Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ, основной функцией военной полиции является организация в Вооружённых Силах РФ мер по розыску и задержанию военнослужащих уклоняющихся от прохождения военной службы, а так же оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть (место службы), подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного следствия и суда.
В приказе Министра обороны РФ «Об организации и принятии в Вооруженных Силах Российской Федерации мер по розыску военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы» от 18.06.2018 года № 330, отражены мероприятия проводимые органами военной полиции по организации и принятию в Вооруженных Силах РФ мер по розыску военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы.
Военный комендант гарнизона или лицо его замещающее, осуществляет руководство деятельностью подчиненных по розыску военнослужащего в соответствии с планом розыска военнослужащего, согласованного с начальником территориального гарнизона, военным прокурором и начальником территориального МВД, для чего в военной комендатуре создаётся постоянно действующая оперативная группа в составе: двух – трёх военнослужащих с обязательным включением в группу начальника отделения (дознания, дисциплинарной и административной практики) (далее – группа розыска).
Основанием для организации розыска военнослужащего, уклоняющегося от исполнения обязанностей военной службы, является отсутствие военнослужащего в воинской части или месте службы без уважительных причин свыше 1 часа (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), и 5 часов (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).
Для эффективного осуществления первоначальных розыскных мероприятий сотрудники военной полиции должны располагать как можно большим объёмом информации о разыскиваемом лице, о его взаимоотношениях в воинском коллективе, о его личных связях, наклонностях, об особенностях психики и поведения, о совершении им других правонарушений (в том числе уклонялся ли военнослужащий ранее от исполнения обязанностей военной службы, где и при каких обстоятельствах был разыскан). Данной информацией должностные лица военной полиции могут располагать из сообщения командования воинской части, которая направляется в орган военной полиции в установленный срок, с приложением фотографии, биографических данных, сведений о месте проживания родственников, знакомых, сведения об одежде, документах, особых приметах и других обстоятельств, характеризующих личность военнослужащего, а так же сведения об обстоятельствах его уклонения от военной службы.
Военный комендант гарнизона, получив сообщение от командира воинской части, организует работу оперативной группы, проводит розыскные мероприятия в соответствии с планом розыска, который с целью розыска военнослужащего, осуществляет следующий порядок действий:
- Выставляются патрули, группы розыска от воинских частей и задержании в местах предполагаемого нахождения военнослужащего, в районе ответственности и в ближайших населённых пунктах, расположенных за пределами гарнизона, организует оцепление и осмотр отделенных участков местности, заброшенных строений, чердаков, подвалов и других мест, в которых может появится военнослужащий, выставляются патрули военной полиции на железнодорожных станциях, платформах пригородных поездов, автовокзалов (станциях), аэропортах (аэродромах).
- Проверяются адреса места жительства военнослужащего, при данном розыскном мероприятии, следует обратить особое внимание на следующие обстоятельства: живёт ли военнослужащий один или с семьей (сожителями), снимает квартиру или она находится в собственности военнослужащего, образ жизни военнослужащего (употребляет ли алкоголь, как часто и т.д.), в случае участия в адресной проверке участкового уполномоченного МВД РФ установить, обращались ли ранее соседи с жалобами на нарушение общественного порядка в отношении разыскиваемого лица. В случае если по указанному адресу никого нет, то следует опросить соседей по следующим вопросам: когда и при каких обстоятельствах они видели последний раз военнослужащего, с кем и когда видели, охарактеризовать военнослужащего как соседа, выяснить у опрашиваемых, имеются ли у них данные о возможном местонахождении военнослужащего и т.д.
- Организуется мониторинг социальных сетей военнослужащего посредством глобальной сети «Интернет» (Instagram, ВКонтакте, Одноклассники и т.д.), а так же мониторинг в сети «Интернет» (WhatsApp, Viber, Telegram).
- Информация в виде ориентировки направляется в территориальный орган МВД РФ (для получения информации о перемещении военнослужащего по территории Российской Федерации на наземном и воздушном транспорте посредством информационной базы «Розыск-Магистраль»), ближайшие военные комендатуры, медицинские учреждения и иные регистрирующие, контролирующие органы и организации.
- Производится опрос сослуживцев, разыскиваемого военнослужащего, с целью установления взаимоотношений с окружающими, о наличии конфликтов с сослуживцами, командирами, гражданскими лицами, наличие личных проблем, знают ли они о возможном местонахождении военнослужащего и его связях. В том числе органами военной полиции оповещаются близкие родственники скрывшегося военнослужащего, которым разъясняется юридические последствия совершенного военнослужащим деяния.
- Направляются запросы в информационные филиалы банков (по открытым банковским счетам, полученным кредитам, иным обстоятельствам), в военные комиссариаты (о постановке на воинский учёт), миграционные службы территориальных органов МВД РФ (о получении, замене паспорта) органы ГИБДД МВД РФ (о регистрации на имя разыскиваемого автотранспортных средств, а так же полученных им административных правонарушений), в органы ЗАГС (о регистрации, расторжении брака, сведения о детях) и т.д.
На протяжении всего времени розыска военнослужащего организуется обмен и получении информации с задействованными в розыске воинскими частями в районе ответственности, военными комендатурами территориальными органами МВД РФ, а так же другими правоохранительными органами, службами и организациями, производится анализ такой информации, после чего уточняются задачи оперативной группе для дальнейшего планирования в работе. В процессе выполнения таких мероприятий может быть получена дополнительная информация о разыскиваемом военнослужащем, на основании которой выдвигаются версии и формируется план дополнительных розыскных мероприятий.
По каждому военнослужащему, уклоняющемуся от прохождения военной службы в органе военной полиции заводится розыскное дело, где отражается проведение розыскных мероприятий.
Основанием для исключения военнослужащего из списка уклоняющегося от прохождения военной службы является:
доставление (самостоятельное прибытие) военнослужащего в воинскую часть, военную комендатуру, в орган МВД и иной правоохранительный орган;
получение в установленном порядке информации (документов), подтверждающей задержание военнослужащего, уклоняющегося от прохождения военной службы, или его смерть.