Особенности защиты права интеллектуальной собственности в индустрии видеоигр
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Особенности защиты права интеллектуальной собственности в индустрии видеоигр
SPECIFIC FEATURES OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHT PROTECTION IN THE VIDEO GAMES INDUSTRY
Anastasia Popugaeva
Student Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Аннотация. В статье раскрываются основные проблемы защиты права интеллектуальной собственности.
Рассматривается понятие интеллектуальная собственность, объекты права.
Abstract. The article reveals the main problems of protecting intellectual property rights. The concept of intellectual property, objects of law is considered.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, права интеллектуальной собственности.
Keywords: intellectual property, intellectual property rights.
В современном обществе часто упоминается одно из ключевых понятий данной статьи «интеллектуальная собственность».
Данный термин упоминается в научных и публицистских источниках у политиков, историков, журналистов, а также обычных граждан. Интеллектуальная собственность - закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Предметом моего исследования является защиты права интеллектуальной собственности видеоигр.
Данная тема в 2021 году является актуальной, так как многие разработчики и издатели видеоигр терпят убытки из-за кражи интеллектуальной собственности.
Индустрия видеоигр в 2021 году занимает основательные позиции в современной экономики.
По прогнозам компании Newzoo рынок игр и дальше будет динамично развиваться. До конца года общее число геймеров в мире составит около 2,7 миллиарда, а в 2023 году превысит 3 миллиарда.
В этом году 2,5 млрд игроков предпочитают мобильные устройства, 1,3 играют на РС и 0,8 млрд — на консолях.
Всего несколько лет назад игры использовались только на приставках (консолях) и продавались в основном через розничные места. Сегодня, хотя на физические продажи консольных и компьютерных игр всё еще приходится ощутимая доля выручки сектора, самым быстрорастущим сегментом стали игры для мобильных устройств.
По мере снижения затрат и барьеров для входа на рынок расширяется цифровое распространение.
В то же время на рынке растет число поставщиков, и отличить одну игру от другой становится всё труднее.
Так же, создание видеоигр очень долгий и ресурсозатратный процесс, который требует немалых усилий и времени.
Это говорит о том, что компьютерная индустрия занимает достаточно устойчивое место в современном обществе.
Проблемы правового регулирования интеллектуальной собственности при этом остаются традиционными и наиболее актуальными правовыми проблемами для данной индустрии и периодически получают внезапное развитие. В качестве системных проблем, связанных с данным фактом информационной эры, были представлены проблемы разграничения игровых и неигровых отношений, прав в отношении пользовательского контента, а также правовой природы виртуальной собственности и виртуальной валюты.
Здесь имеет смысл отметить, что при общей направленности каждого из направлений исследований между ними есть определенные методологические различия.
Анализ правовых проблем интеллектуальной собственности в индустрии компьютерных игр предполагает альтернативный критерий для определения границ изучаемой предметной области, который фиксируется в установлении правовой системе компьютерных игр как таковых, что позволит как сформулировать основные теоретические (доктринальные) проблемы в рамках существующей гражданско-правовой модели, так и очертить круг практических юридических вопросов, с которыми юристы неизменно сталкиваются в игровой индустрии.
Специализация видеоигр непрерывно модернизируется творчески (как выглядит игра), технологически (какое аппаратное и программное обеспечение используется для игры) и коммерчески.
Эти нововведения приносят за собой и новые трудности. Права интеллектуальной собственности — это кровеносная система игровой индустрии.
Они связаны как со средствами разработки игр, так и с содержащимся в игре контентом.
Например, авторским правом защищаются анализ творческой деятельности и художественного самовыражения, применяемые в компьютерной программе (коде), а также графическое, звуковое и музыкальное оформление игры.
В случае разработки модернизированного произведения (производного продукта) на основе существующего объекта авторского права разработчики должны получить соответствующие лицензии у собственников таких прав.
Товарные знаки защищают наименования и логотипы, связанные с игрой и ее персонажами, и могут использоваться для специализации установленной компании и выпускаемых ею игр.
Патенты распространяются на аппаратное обеспечение современного поколения (и особенно приоритетны для его производителей), новые технические решения, а также новаторские элементы процесса или дизайна игры.
А коммерческая тайна может использоваться для закрепления конкурентных достоинств компании путем защиты ее конфиденциальной информации делового характера, например, контактных данных, рассылочных списков подписчиков или собственных инструментальных ресурсов создания.
При недостатке соответствующих прав и лицензионных соглашений производители могут соприкоснуться с невыполнимостью реализации игры и приобретения сбалансированной прибыли от своей деятельности.
Всё, чем владеют производители и всё, что они продают (в виде лицензий), является интеллектуальной собственностью.